Цель: обобщить знания учащихся об орнаментальных комплексах и ДПИ
Задачи:
- Закрепить знания учащихся об орнаментальных комплексах и декоративно-прикладном искусстве;
- Развивать умения сопоставлять, проводить сравнения, аналогии;
- Развивать творческий потенциал учащихся;
- Воспитывать познавательный интерес к изучению культуры народа.
Оборудование:
- Карта урока.
- “Бортовая энциклопедия” – учебник, “Частные дневники” – тетради.
- “Бортовой журнал”.
- Символы-жетоны.
- Таблица результатов.
- Карточки с заданиями.
- Магнитофон, записи.
Ход урока
(Звучит музыка.)
Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по огромному морю. В путь собрались 4 корабля. Исследовав новые земли, города, острова, архипелаги они обязательно должны вернуться домой. А как вы думаете, чтобы успех сопутствовал команде, какими качествами должен обладать каждый из ее членов?
(Ответы детей.)
У нас команды состоят из самых смелых, сильных, отважных, умных и благородных. Незамедлительно отправляемся в путь! Наши корабли вышли в открытое море, и вы ребята должны догадаться, как оно называется, если острова этого моря носят такие названия: Резьба по дереву, Теснение по коже, Орнамент
(Подвести детей к ответу: море декоративно-прикладного искусства.)
Попрошу вас открыть ваши бортовые журналы и выполнить первое задание. Вам дается 3 минуты, а помогут вам “бортовые энциклопедии” и “частные дневники”.
(Команды дают свои ответы и обосновывают их, за правильные и логичные ответы команда может заработать за данный конкурс 3 жетона, количество жетонов заносится в таблицу результатов.)
Вы ребята замечательно справились с заданием, нам открылась карта нашего путешествия. Посмотрите, к какому из островов мы причалим раньше? Как называется остров? Как вы думаете, почему остров поделен на 6 государств? Я попрошу вас открыть следующую страничку “Бортового журнала” и выполнить второе задание. Прошу учесть, что задание творческое, поэтому, придумывая названия государств, приложите свои творческие способности. А времени на выполнение этого задания у вас 5 минут.
(Команды дают свои ответы и обосновывают их, за правильные и логичные ответы команда может заработать за данный конкурс 4 жетона, количество жетонов заносится в таблицу результатов.)
Мы готовы отправиться в дальнейшее путешествие, но нам очень надо отдохнуть. Поэтому немного поиграем.
Физкультминутка + игра на внимание “Пожалуйста”.
Впереди новые испытания для команд, но нам предстоит высадится на разных островах:
1-я команда – остров Тиснение по коже;
2-я команда – архипелаг Ювелиров;
3-я команда – полуостров Ковроткачество и Вышивки;
4-я команда – остров Резьбы по дереву.
Откроите следующую страничку “Бортового журнала”. В четвертом задании вы должны нарисовать герб острова и защитить его, обосновав свой рисунок. Можете писать стихи, петь песни, придумывать легенды. Времени у вас 10 минут.
Но прежде я попрошу выйти ко мне по одному предстателю от команд. Не удивляйтесь, вы исполнители третьего задания, вы можете принести команде четыре дополнительных жетона. За 15 секунд вы выберите на столе те карточки, связанные с названием острова, на который высаживается ваша команда.
(Оценивается правильность выполнения задания, жетоны заносятся в таблицу, дается старт четвертому заданию. Затем команды защищают нарисованные гербы и прикрепляют их к своим островам. За данный конкурс команда может получить до 6 жетонов.)
Мы отлично справились со всеми заданиями и смело можем плыть из моря Декоративно-прикладного искусства в океан Народной культуры, но впереди рифы.
Самые быстрые, внимательные и интеллектуальные смогут заработать дополнительные жетоны в пятом задании “Блиц – рифы”.
- Что такое орнамент?
- Что означает латинское слово “decoris”?
- Что значит “солярный знак”?
- Что такое урындык?
- Что означает слово ?
- Что такое шаршау?
- Как называется переносное жилище башкир?
Отличное путешествие! Мы вспомнили с вами все народные промыслы. Повторили слова, которые узнали на предыдущих уроках. А теперь заглянем в таблицу и подведем итог нашей работы.
(Подсчитываются жетоны, команда, набравшая наибольшее количество жетонов, оценивается на 5, остальные на 4, учитель оценивает детей.)