Эпиграф урока:
Истина – дочь времени, а не авторитетов.
Ф. Бэкон.
Цель урока: Повторение и закрепление полученных знаний по теме. Формирование умений и навыков по принятию решений в конкретных ситуациях. Активизация творческого мышления. Преодоление психологического барьера. Совершенствование индивидуальных и коллективных форм взаимодействия.
Задачи урока: В нестандартной ситуации повторить знание Основного закона. Воспитать правовую культуру учащихся.
Тип урока: нестандартный.
Технология: Элементы игровых технологий.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. Класс делится на три группы.
Методы обучения: метод научного познания, частично-поисковый.
Этапы урока:
Год 2010 войдёт в историю Казахстана многими событиями. Одной из главных дат в этом ряду – 15-летие Конституции Республики Казахстан.
Историческая справка по истории Конституций. Приложение 1.
Древнегреческий мыслитель Платон две с половиной тысячи лет назад указывал 4 качества, необходимых для устройства государства:
1 ) Мудрость – это знание, с помощью которого можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы.
2) Рассудительность – разумные и благопристойные граждане.
3) Мужество – воины, которые должны защищать интересы государства.
4) Справедливость – это то, что связывает воедино все части государства, не давая ни одной из них выйти из заданного законом режима.
Таким образом, закону отводилась главная роль в государстве.
Основное содержание Конституции мы повторим с помощью игры.
Первая игра: “Аукцион”.
В зависимости от выбранного вопроса команда может получить 5, 4, 3, 2, 1 балл, если правильно ответили на выбранный вопрос. Если на вопрос не смогли ответить, то -5, -4, -3, -2, -1 балл. Оценка 0 в данной игре не существует.
Формат игры: на табло указаны 8 разделов по 5 вопросов в каждом. Каждый вопрос обладает разной стоимостью. Каждой группе в процессе игры необходимо ответить на 13 вопросов, планируя ход игры таким образом, чтобы набрать как можно большее количество баллов. Каждая группа получает лист контроля и учета. Приложение 2.
Вторая игра: “Договор”
Формат игры: группы получают листы: “Права граждан, закреплённые в Конституции”.
Права граждан Республики Казахстан, провозглашенные Конституцией Республики Казахстан.
Право на юридическую помощь.
Право на судебную защиту.
Право на условия труда, отвечающие требованием безопасности и гигиены.
Право на жизнь.
Право на медицинское обслуживание.
Право на образование.
Право на ходатайство о помиловании.
Неприкосновенность частной жизни.
Право на личную и семейную тайну.
Право на тайну личных вкладов.
Право на тайну телефонных разговоров, телеграфных сообщений.
Право не указывать свою партийную и религиозную принадлежность.
Право на пользование родным языком.
Право на получение и распространение информации, не запрещенным законом
способом.
Право на свободное перемещение по территории Республики Казахстан.
Право на свободу совести.
Право на свободу объединений.
Право на отдых.
Право на жилище.
Задание: Из перечня прав подчеркнуть те, которые вы считаете самыми главными (3 мин. на обсуждение). Затем делегировать участника своей команды в новую группу. Таким образом , образовалась новая группа из трёх человек. Задание данной группе: Выбрать из перечня прав (теперь их по 5 от каждой команды) те, три права, которые считаете самыми важными в жизни человека.
Пока делегаты групп совещаются, с классом проводится сказочная викторина: “Какое право нарушено?”
- Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем (право на жизнь и личную неприкосновенность).
- Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин (право на свободное передвижение).
- Буратино, схватив крысу за хвост, нарушил её право на (личную неприкосновенность).
- Иван Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на (владение имуществом)
- Балда, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим право на (труд).
- В сказке Маршака “Двенадцать месяцев” нарушено право ребёнка (на заботу и попечение родителей).
- В сказке Ш. Перо нарушено право Золушки (на отдых).
- В сказке Михалкова “Три поросёнка” нарушено право (спокойно жить в своём доме).
- В сказке Х. Андерсена “Гадкий утёнок” нарушено право ребёнка (на индивидуальность “Ребёнок не обязан быть как все” ).
- Доктор Айболит помогал зверям Африки осуществить своё право на (медицинское обслуживание).
Делегаты команд защищают свой выбор.
Задание № 1: “Рабочий день Президента”. Робота в группах. Найдите ошибки в следующем тексте:
Собираясь на работу, Президент проверил, взял ли с собой депутатский мандат. Обратился с Посланием к народу. Назначил очередные выборы в нижнюю палату парламента. Председательствовал на заседании Правительства. Посетил собственный ресторан.. Отменил решение акима области. Заплатил партийные взносы. Принял верительные грамоты послов, подписал закон. Совершил поездку на военный полигон. Принял Экс-Президента РК по его просьбе.
Задание № 2: “Путь закона”. Работа в группах. Расставьте в правильной последовательности этапы принятия закона РК.
А. Подписание закона Президентом.
Б. Законодательная инициатива.
В. Обсуждение законопроекта в Мажилисе.
Г. Обсуждение законопроекта Сенатом.
Д. Опубликование закона.
Е. Принятие закона парламентом.
Вывод: Конституция – это Основной закон страны, все принимаемые законы должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией стоят три задачи: 1. Закрепить и гарантировать права человека. 2. Упорядочить государственную власть, используя “непревзойдённое изобретение человечества” принцип разделения властей. 3. Утвердить правосудие – независимую и сильную власть, защищающую права человека.