Тема урока "Конституция – основной закон государства"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф урока:

Истина – дочь времени, а не авторитетов.
Ф. Бэкон.

Цель урока: Повторение и закрепление полученных знаний по теме. Формирование умений и навыков по принятию решений в конкретных ситуациях. Активизация творческого мышления. Преодоление психологического барьера. Совершенствование индивидуальных и коллективных форм взаимодействия.

Задачи урока: В нестандартной ситуации повторить знание Основного закона. Воспитать правовую культуру учащихся.

Тип урока: нестандартный.

Технология: Элементы игровых технологий.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. Класс делится на три группы.

Методы обучения: метод научного познания, частично-поисковый.

Этапы урока:

Год 2010 войдёт в историю Казахстана многими событиями. Одной из главных дат в этом ряду – 15-летие Конституции Республики Казахстан.

Историческая справка по истории Конституций. Приложение 1.

Древнегреческий мыслитель Платон две с половиной тысячи лет назад указывал 4 качества, необходимых для устройства государства:

1 ) Мудрость – это знание, с помощью которого можно решать не мелкие, а общегосударственные вопросы.

2) Рассудительность – разумные и благопристойные граждане.

3) Мужество – воины, которые должны защищать интересы государства.

4) Справедливость – это то, что связывает воедино все части государства, не давая ни одной из них выйти из заданного законом режима.

Таким образом, закону отводилась главная роль в государстве.

Основное содержание Конституции мы повторим с помощью игры.

Первая игра: “Аукцион”.

В зависимости от выбранного вопроса команда может получить 5, 4, 3, 2, 1 балл, если правильно ответили на выбранный вопрос. Если на вопрос не смогли ответить, то -5, -4, -3, -2, -1 балл. Оценка 0 в данной игре не существует.

Формат игры: на табло указаны 8 разделов по 5 вопросов в каждом. Каждый вопрос обладает разной стоимостью. Каждой группе в процессе игры необходимо ответить на 13 вопросов, планируя ход игры таким образом, чтобы набрать как можно большее количество баллов. Каждая группа получает лист контроля и учета. Приложение 2.

Вторая игра: “Договор”

Формат игры: группы получают листы: “Права граждан, закреплённые в Конституции”.

Права граждан Республики Казахстан, провозглашенные Конституцией Республики Казахстан.

Право на юридическую помощь.
Право на судебную защиту.
Право на условия труда, отвечающие требованием безопасности и гигиены.
Право на жизнь.
Право на медицинское обслуживание.
Право на образование.
Право на ходатайство о помиловании.
Неприкосновенность частной жизни.
Право на личную и семейную тайну.
Право на тайну личных вкладов.
Право на тайну телефонных разговоров, телеграфных сообщений.
Право не указывать свою партийную и религиозную принадлежность.
Право на пользование родным языком.
Право на получение и распространение информации, не запрещенным законом способом.
Право на свободное перемещение по территории Республики Казахстан.
Право на свободу совести.
Право на свободу объединений.
Право на отдых.
Право на жилище.

Задание: Из перечня прав подчеркнуть те, которые вы считаете самыми главными (3 мин. на обсуждение). Затем делегировать участника своей команды в новую группу. Таким образом , образовалась новая группа из трёх человек. Задание данной группе: Выбрать из перечня прав (теперь их по 5 от каждой команды) те, три права, которые считаете самыми важными в жизни человека.

Пока делегаты групп совещаются, с классом проводится сказочная викторина: “Какое право нарушено?”

  1. Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем (право на жизнь и личную неприкосновенность).
  2. Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин (право на свободное передвижение).
  3. Буратино, схватив крысу за хвост, нарушил её право на (личную неприкосновенность).
  4. Иван Царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на (владение имуществом)
  5. Балда, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим право на (труд).
  6. В сказке Маршака “Двенадцать месяцев” нарушено право ребёнка (на заботу и попечение родителей).
  7. В сказке Ш. Перо нарушено право Золушки (на отдых).
  8. В сказке Михалкова “Три поросёнка” нарушено право (спокойно жить в своём доме).
  9. В сказке Х. Андерсена “Гадкий утёнок” нарушено право ребёнка (на индивидуальность “Ребёнок не обязан быть как все” ).
  10.  Доктор Айболит помогал зверям Африки осуществить своё право на (медицинское обслуживание).

Делегаты команд защищают свой выбор.

Задание № 1: “Рабочий день Президента”. Робота в группах. Найдите ошибки в следующем тексте:

Собираясь на работу, Президент проверил, взял ли с собой депутатский мандат. Обратился с Посланием к народу. Назначил очередные выборы в нижнюю палату парламента. Председательствовал на заседании Правительства. Посетил собственный ресторан.. Отменил решение акима области. Заплатил партийные взносы. Принял верительные грамоты послов, подписал закон. Совершил поездку на военный полигон. Принял Экс-Президента РК по его просьбе.

Задание № 2: “Путь закона”. Работа в группах. Расставьте в правильной последовательности этапы принятия закона РК.

А. Подписание закона Президентом.
Б. Законодательная инициатива.
В. Обсуждение законопроекта в Мажилисе.
Г. Обсуждение законопроекта Сенатом.
Д. Опубликование закона.
Е. Принятие закона парламентом.

Вывод: Конституция – это Основной закон страны, все принимаемые законы должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией стоят три задачи: 1. Закрепить и гарантировать права человека. 2. Упорядочить государственную власть, используя “непревзойдённое изобретение человечества” принцип разделения властей. 3. Утвердить правосудие – независимую и сильную власть, защищающую права человека.