Цели урока:
- учить читать и понимать текст через применение современных педагогических технологий;
- обобщить знания о сказках;
- способствовать развитию креативности мышления учащихся при составлении характеристики главного героя;
- способствовать обогащению словарного запаса детей;
- воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение. Живое слово. 2 класс» Часть 2 (авт. З.И. Романовская);
- выставка книг;
- карточки для учащихся;
- шаблоны снежинок для творческой работы;
- музыкальный видеофильм «Ледяная девочка».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель: У вас на столах лежат карточки с текстами (Приложение 1). Предлагаю прочитать эти тексты и выбрать лишний.
Дети: Лишний текст под номером 3, т.к. это сказка, а другие тексты – стихотворения.
Учитель: Какие знания помогли?
Дети: Стихам присуща рифма. Также помогли знания о сказках.
Учитель: Что вы знаете о сказках?
Дети: Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебства и фантастических сил, т. е. сказка- это выдумка, ложь. (Словарь Ожегова)
Учитель: Слово «сказка» появилось в 17 веке. До этого рассказывали «байки» или «басень», от слова «баять» - рассказывать. На какие две группы делятся все сказки? Дети: На авторские и народные
Учитель: Чем они отличаются? (предположения детей)
Учитель: Народная сказка – это фольклор, передаваемый из поколения в поколение. Авторская сказка – это работа профессионала на основе того же фольклора, записанная в прозе или в стихах. Народную сказку люди сочиняли больше для развлечения, авторы вкладывали в свои сказки образовательную цель.Народная сказка передавалась из уст в уста, что -то забывалось, что-то придумывалось новое, поэтому в разных сборниках одна и та же сказка может иметь разные варианты текста (н-р: «Теремок»), авторская сказка сочинялась и сочиняется одним или несколькими авторами, поэтому у неё только один вариант текста (н-р, С. Михалков «Заяц-обманщик»).
Учитель: На какие три группы по содержанию делятся сказки?
Дети: На волшебные, бытовые, сказки о животных.
Учитель: Назовите признаки каждого вида сказок.
Дети: В волшебных сказках всегда есть волшебство, главные герои сказок о животных – звери, которые умеют разговаривать, в бытовых сказках высмеиваются пороки людей.
Учитель: У каждого вида сказок свои признаки и особенности, от этого сказки рассказываются и читаются по-разному.
Учитель: Для чего мы вспомнили этот материал?
Дети: Тема урока – сказка.
Комментарий: на данном этапе урока парная работа и применение тестовой технологии помогли выделить главное и доказать правильность выбора, опираясь на полученные ранее знания.
III. Постановка целей и первичное восприятие текста.
Учитель: Узнать название сказки вам поможет ребус (Приложение 2).
Дети: Сказка «Снегурочка»
Учитель: Какие цели поставим перед собой?
Дети:
- прочитать и понять смысл сказки;
- определить вид сказки;
- дать характеристику герою.
Учитель: Я ставлю перед собой цель помочь вам в достижении ваших целей, а также представить вам для обсуждения разные образы героини.
Комментарий: текст читают заранее подготовленные дети, чья задача- показать волшебные моменты в сказке, смену настроения и чувств героев.
Учитель: Поделитесь впечатлениями. Какие чувства вы испытали, слушая сказку? Обратитесь к словарю чувств (Приложение 3).
Дети: Испытали чувство радости за старика со старухой, когда у них появилась дочка. Грусти за Снегурочку, что не может она жить в нашем мире. Жалости, когда Снегурочка растаяла.
Физминутка для осанки
IV. Обогащение словарного запаса (словарная работа)
Учитель: Вам встретились слова, которые вызывают вопрос?
Дети: Приладили, неможется, свечерело, кликать.
Учитель: Какие слова вы можете объяснить?
Дети: Неможется, т.к. в тексте есть сноска этого слова.
Учитель: (фронтальная работа у доски)
- Приладили – прикрепили
- Свечерело – стемнело
- Кликать – звать.
Это устаревшие слова, их мы можем услышать из уст старых жителей деревень.
Учитель: (работа в группах). Соотнесите устойчивое выражение и его обозначение (Приложение 4)
Комментарий: использование разных форм организации учебного процесса способствует повышению интереса к уроку и быстрому переключению с одного вида деятельности на другой.
V. Вторичное восприятие текста
Комментарий: текст читается по частям, используются разные приёмы: чтение детьми по абзацам, чтение по цепочке, хоровое чтение с учителем.
Учитель: Докажите, что это сказка?
Дети: Сказка, т.к. есть вымысел. Народная, т.к. принадлежит к устному народному творчеству. Волшебная, т.к. происходит волшебство.
VI. Анализ текста.
Учитель: Кто герои сказки?
Дети: Старик, старуха, подружки, Снегурочка
Учитель: Кто главный герой?
Дети: Снегурочка
Учитель: Как появилась Снегурочка на радость старику со старухой?
Дети: (выборочное чтение) «Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза»
Учитель: В чём мы видим волшебство?
Дети: (выборочное чтение) « Глядь – а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка»
Учитель: С чем сравнивается крупный град?
Дети: С жемчугом перекатным
Учитель: Почему?
Дети: Жемчуг похож на град и раньше считался самым дорогим камнем. Каждая девушка мечтала украсить себя им жемчугом.
Учитель: Дорог ли был град Снегурочке?
Дети: (выборочное чтение) « А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько. Словно сестра по родному брату…»
Учитель: Опишите Снегурочку словами текста
Дети: Беленькая, коса до пояса, красивая, румянца нет
Учитель: Почему она сравнивается со снегом?
Дети: Снегурочка - жительница снежного царства
Учитель: Закройте глаза и представьте Снегурочку. Какая она у вас получилась?
Дети: делятся разными образами Снегурочки
Учитель: Одинаковые ли у вас Снегурочки?
Дети: Нет, т.к. у всех разное воображение, представление, фантазия
Комментарий: вопросы по содержанию конкретны, предполагают тщательную работу по тексту. Дети перечитывают, подтверждают свои догадки текстом.
Учитель: Предлагаю посмотреть какие Снегурочки «Живут» в видеофильме «Ледяная девочка»
Комментарий: на этом этапе урока применена информационно-коммуникативная технология. Данная работа необходима для создания у детей разных образов героини для дальнейшего анализа сказки. Сопровождает начало просмотра ролика чтение стихотворения учеником:
Где Снегурочка живёт?
Там, где холод, снег и лёд,
Там, где кружится пурга,
Где высокие снега.
Ей построила зима
Ледяные терема.
Там Снегурочка живёт,
Новогодний праздник ждёт.
Учитель: Разных Снегурочек увидели?
Дети: Да
Физминутка для глаз
Учитель: Какими качествами обладала Снегурочка? Какой она была?
Дети: Смышлёная, добрая, трудолюбивая, весёлая, разговорчивая
Учитель: Как меняется настроение Снегурочки и почему?
Дети: С приходом весны она стала печальная и молчаливая
Комментарий: на доске появляется характеристика Снегурочки: описание внешнего вида и качеств характера.
Беленькая | Смышлёная | |
Коса до пояса | Добрая | |
Красивая | Трудолюбивая | |
Румянца нет | Весёлая | печальная |
Разговорчивая | молчаливая |
Учитель: Вы увидели разных Снегурочек, но все они обладали одинаковыми качествами. Кому присущи эти качества?
Дети: Людям
Учитель: Какой художественный приём применён?
Дети: Олицетворение
Учитель: В чём отличие Снегурочки от людей?
Дети: …
Комментарий: перед детьми поставлена проблема, их предположения различны. Задача учителя подвести их к тому, что главное отличие Снегурочки от людей это то, что у неё нет сердца. Доказательство этого предположения дети сами найдут в тексте – «румянца нет».
Учитель: Несмотря на то, что у Снегурочки нет сердца, она наделена человеческими качествами и народ её очень ценил за доброту, любовь и ласку.
Учитель: Где ещё в сказке встречается волшебство?
Дети: Снегурочка растаяла и превратилась в белое облачко
Учитель: Как вы думаете, могла ли сказка закончиться по-другому?
Дети: (предположения детей)
Учитель: Наверное, эта сказка должна иметь такой конец. Ведь, обернувшись облаком, она каждый год приходит к нам в гости в виде дождя, града и снега. Учитель: Посмотрите на выставку книг. Я говорила о том, что одна и та же народная сказка в разных сборниках может иметь разные варианты текста. В. Даль и А. Толстой обработали народную сказку «Снегурочка» и у них она звучит по новому: появились новые герои, выражения, название сказки изменилось да и заканчивается сказка по-иному, а вот как она заканчивается, мы узнаем, когда вы прочитаете и расскажите нам об этом.
VII. Итог урока
- Какие цели ставили перед собой?
- Кто считает, что мы достигли поставленных целей?
- Довольны ли вы уроком и своей работой?
VIII. Творческая работа
Комментарий: на данном этапе используется технология активизации творческой деятельности. На окне с обратной стороны приклеена иллюстрация Снегурочки.
Учитель: По–моему, кто-то постучал к нам в окно (открываются жалюзи).Да это же Снегурочка!!! Как неожиданно. Наступает весна и пришло время прощаться со снежной девочкой. Какими словами вы бы попрощались с ней?
Дети: До свидания! Возвращайся! И т.д.
Учитель: А я предлагаю такие выражения. (Приложение 5)
Комментарий: Дети записывают слова прощания на шаблонах снежинок. Учитель обращает внимание на правописание имён собственных и слов – обращений. После этого снежинки приклеиваются на скотч по обе стороны от иллюстрации Снегурочки. Эта «изюминка» украсит урок, оставит у детей радость, хорошее настроение и воспоминания об уроке.
Приложения 1-5, музыкальный видеофильм «Ледяная девочка» – Приложение 6.