Цель:
- Изучить классификацию кислот.
- Исследовать электрическую проводимость кислот.
- Изучить экспериментально физические и химические свойства кислот.
Задачи:
Обучающие
- Изучить классификацию кислот по различным признакам
- На основе эксперимента делать выводы о физических и химических свойствах кислот в свете ионных представлений.
Развивающие
- Научить пользоваться таблицей растворимости веществ в воде для прогнозирования химических реакций кислот.
- Продолжить формировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные
- Обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете
Оборудование и реактивы:
- Набор реактивов на каждый стол в группе.
- Пробирки, пробиркодержатели.
- Спиртовки.
- Фломастеры.
- Классная доска.
- Магниты.
Наглядность: Учебник, таблицы растворимости, сообщения учащихся.
Форма работы: Работа лабораторная, групповая.
План урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Это вы знаете
- Классификация кислот (работа с учебником)
- Исследование электрической проводимости кислот
- Физические свойства кислот
- Химические свойства кислот
- Рефлексия
- Вывод по уроку
- Домашнее задание: параграф №38, №1, №2, №3.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Это Вы знаете.
1) Заполнить таблицу и прокомментировать.
Вещества | |
Электролиты | Неэлектролиты |
Пример а) б) |
Пример а) б) |
2) Дать определение.
- Электролиты – это…
- Неэлектролиты – это
- Электролитическая диссоциация это…
- Степень диссоциации – это…
- Сильные электролиты – это…
- Слабые электролиты – это…
- Кислоты – это…
- Основания – это…
- Соли – это…
IV. Задание.
Пользуясь учебником, таблицей растворимости, заполните таблицу формулами кислот и названиями групп, к которым принадлежат по различным признакам классификации (отмечая знаками «+» или «-»). Результат проверить друг у друга. Ответ афишировать.
Признаки классификации | Названия и формулы кислот | |||
Серная ( ) | Соляная ( ) | Азотная ( ) | Фосфорная ( ) | |
1. Наличие кислорода | ||||
2. Основность | ||||
3. Растворимость | ||||
4. Летучесть | ||||
5. Сила кислот | ||||
Афиширует |
Кислоты | ||
Неорганические | Органические | |
HNO3, H2SO4, H3PO4, HCl | лимонная,уксусная, яблочная |
V. Задание.
Цель: Исследовать электрическую проводимость растворов кислот.
1 группа – раствор серной кислоты;
2 группа – раствор соляной кислоты;
3 группа – раствор азотной кислоты
4 группа – раствор фосфорной кислоты
Результат оформить таблицей.
Работу афишировать.
Инструктаж.
- Внимательно прочтите задание.
- Подготовьте специальный прибор для определения электрической проводимости.
- При работе соблюдайте правила «техники безопасности».
Кислота | Уравнение электролитической диссоциации |
Серная | |
Соляная | |
Азотная | |
Фосфорная |
Сделать сообщение по плану:
- Мы исследовали электрическую проводимость раствора ... кислоты
- Опишите ход исследования ...
- При этом наблюдали, что лампочка ...
- Раствор кислоты ... проводит (не проводит) электрический ток.
Следовательно, кислота ... электролит (неэлектролит)
VI. Задание.
Цель: На основании проведенных опытов сделать умозаключения о химических свойствах кислот в свете ионных представлений.
Соедините попарно растворы кислот и следующих веществ:
1 группа – раствор соляной кислоты и цинк;
2 группа – раствор серной кислоты и оксид меди(II);
3 группа – раствор соляной кислоты и раствор гидроксида натрия + фенолфталеин;
4 группа – раствор серной кислоты и раствор хлорида бария.
Результат оформить таблицей.
Работу афишировать.
Инструктаж
- Внимательно прочтите задание.
- Подготовьте реактивы и необходимое оборудование.
- При работе соблюдайте правила «техники безопасности».
Что делали? (рис.) | Что наблюдали? | УХР (молекулярное и ионные) |
Суть химической реакции |
Сделать сообщение по плану:
- Мы исследовали взаимодействие ... кислоты с ...
- Опишите ход исследования ...
- При этом наблюдали ...
- В результате выполненного эксперимента мы пришли к выводу, что реакция прошла до конца, т.к. ...
Рефлексия (вывод по уроку).
- Я узнал ...
- Я могу ...
- Я хочу ...
Домашнее задание (инструктаж по его выполнению)
Литература
- О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова, Настольная книга учителя. Химия-8, Дрофа, 2005.
- О.С. Габриелян, А.В. Яшукова, Химия-8, Рабочая тетрадь, Дрофа, 2005.
- О.С. Габриелян, Учебник Химия-8, Дрофа, 2005.
Презентация – Приложение 1, Самоанализ урока – Приложение 2.