Кислоты

Разделы: Химия


Цель:

  1. Изучить классификацию кислот.
  2. Исследовать электрическую проводимость кислот.
  3. Изучить экспериментально физические и химические свойства кислот.

Задачи: 

Обучающие

  1. Изучить классификацию кислот по различным признакам
  2. На основе эксперимента делать выводы о физических и химических свойствах кислот в свете ионных представлений.

Развивающие 

  1. Научить пользоваться таблицей растворимости веществ в воде для прогнозирования химических реакций кислот.
  2. Продолжить формировать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные 

  1. Обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете

Оборудование и реактивы: 

  1. Набор реактивов на каждый стол в группе.
  2. Пробирки, пробиркодержатели.
  3. Спиртовки.
  4. Фломастеры.
  5. Классная доска.
  6. Магниты.

Наглядность: Учебник, таблицы растворимости, сообщения учащихся.

Форма работы: Работа лабораторная, групповая.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Это вы знаете
  4. Классификация кислот (работа с учебником)
  5. Исследование электрической проводимости кислот
  6. Физические свойства кислот
  7. Химические свойства кислот
  8. Рефлексия
  9. Вывод по уроку
  10. Домашнее задание: параграф №38, №1, №2, №3.

Ход урока

I. Организационный момент. 

II. Проверка домашнего задания.

III. Это Вы знаете. 

1) Заполнить таблицу и прокомментировать. 

Вещества
Электролиты Неэлектролиты
Пример
а)
б)
Пример
а)
б)

2) Дать определение.

  • Электролиты – это…
  • Неэлектролиты – это
  • Электролитическая диссоциация это…
  • Степень диссоциации – это…
  • Сильные электролиты – это…
  • Слабые электролиты – это…
  • Кислоты – это…
  • Основания – это…
  • Соли – это…

IV. Задание. 

Пользуясь учебником, таблицей растворимости, заполните таблицу формулами кислот и названиями групп, к которым принадлежат по различным признакам классификации (отмечая знаками «+» или «-»). Результат проверить друг у друга. Ответ афишировать. 

Признаки классификации Названия и формулы кислот
Серная ( ) Соляная ( ) Азотная ( ) Фосфорная ( )
1. Наличие кислорода        
2. Основность        
3. Растворимость        
4. Летучесть        
5. Сила кислот        
Афиширует        

  Кислоты  
Неорганические   Органические
HNO3, H2SO4, H3PO4, HCl   лимонная,уксусная, яблочная

V. Задание.

Цель: Исследовать электрическую проводимость растворов кислот.

1 группа – раствор серной кислоты;

2 группа – раствор соляной кислоты;

3 группа – раствор азотной кислоты

4 группа – раствор фосфорной кислоты

Результат оформить таблицей.

Работу афишировать.

Инструктаж.

  1. Внимательно прочтите задание.
  2. Подготовьте специальный прибор для определения электрической проводимости.
  3. При работе соблюдайте правила «техники безопасности».
Кислота Уравнение электролитической диссоциации
Серная  
Соляная  
Азотная  
Фосфорная  

Сделать сообщение по плану:

  1. Мы исследовали электрическую проводимость раствора ... кислоты
  2. Опишите ход исследования ...
  3. При этом наблюдали, что лампочка ...
  4. Раствор кислоты ... проводит (не проводит) электрический ток.
    Следовательно, кислота ... электролит (неэлектролит)

VI. Задание.

Цель: На основании проведенных опытов сделать умозаключения о химических свойствах кислот в свете ионных представлений.

Соедините попарно растворы кислот и следующих веществ:

1 группа – раствор соляной кислоты и цинк;

2 группа – раствор серной кислоты и оксид меди(II);

3 группа – раствор соляной кислоты и раствор гидроксида натрия + фенолфталеин;

4 группа – раствор серной кислоты и раствор хлорида бария.

Результат оформить таблицей.

Работу афишировать.

Инструктаж

  1. Внимательно прочтите задание.
  2. Подготовьте реактивы и необходимое оборудование.
  3. При работе соблюдайте правила «техники безопасности». 
Что делали? (рис.) Что наблюдали? УХР (молекулярное и ионные)
   

Суть химической реакции

Сделать сообщение по плану:

  1. Мы исследовали взаимодействие ... кислоты с ...
  2. Опишите ход исследования ...
  3. При этом наблюдали ...
  4. В результате выполненного эксперимента мы пришли к выводу, что реакция прошла до конца, т.к. ...

Рефлексия (вывод по уроку).

  • Я узнал ...
  • Я могу ...
  • Я хочу ... 

Домашнее задание (инструктаж по его выполнению)

Литература

  1. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова, Настольная книга учителя. Химия-8, Дрофа, 2005.
  2. О.С. Габриелян, А.В. Яшукова, Химия-8, Рабочая тетрадь, Дрофа, 2005.
  3. О.С. Габриелян, Учебник Химия-8, Дрофа, 2005.

Презентация – Приложение 1, Самоанализ урока – Приложение 2.