Цели урока:
- отрабатывать умение решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости, устанавливать взаимосвязь между величинами,
- совершенствовать вычислительные навыки, развивать творческие способности учащихся.
Использованная литература:
- Истомина Н.Б. Математика 3 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск. “Ассоциация XXI век”, 2007
- Истомина Н.Б., Клецкина А.А. Тетрадь №2 по математике для 3 класса четырехлетней начальной школы. – Смоленск. “Ассоциация XXI век”, 2007
- Матасова Н.В. Математика. 3 класс Поурочные планы по учебнику Н.Б. Истоминой. 2 часть. – Волгоград. Учитель – АСТ, 2004
- Попова Г.П. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий. – Волгоград. Учитель. 2006
- Асанин С. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки.. – М., Омега, 1996
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
– Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от всех от вас не скрою ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
Запишите в тетради число, классная работа
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
– Проверяем д/з, с.175 № 600.
– Задачу прочитает………. На доске запишет решение….
У Бори 60 рублей, а у Миши на 40 рублей меньше. Во сколько раз у Бори денег меньше, чем у Миши?
60-40=20 (руб.) – у Миши
60:20=3(р.)
Ответ: в 3 раза у Бори денег больше, чем у Миши.
– У кого денег больше? Посмотрите внимательно на текст задачи, вас ничего не смущает? В книге иногда бывают опечатки, поэтому вам надо быть особенно внимательными.
3. УСТНЫЙ СЧЕТ
– Сколько денег у Миши? Монеты, какого достоинства могут быть у мальчика?
(2 по10р, 4 по 5р, 20 по 1р)
– Сколько денег у Бори? Купюры, какого достоинства могут быть у мальчика?
(1по 50 и 10, 6 по 10)
– На Руси монеты имели разные названия: алтын, полушка, гривенник, целковый. Каждая монета имела свое достоинство. Так, например, целковый это сколько? (100 коп., 1руб.)
– А как вы думаете, как на Руси называли монету достоинством 10 копеек: алтын, гривенник или полушка?
– Давайте проверим, а для этого решим математическую цепочку. В тетрадочках запишите № 1. Напоминаю, записываем только ответы.
81:9*6+6:10-5*100:10+40:5-8 (полученное число: 9, 54, 60, 6, 1, 100, 10, 50, 10, 2)
– “Не гривенничай” – так говорили в старину, что значит : не мелочись, не скупись, не спорь по пустякам. А во времена Петра 1 на гривенник в трактире могли пообедать 3 человека.
– Но мы с вами сейчас идем не в трактир, а в магазин за покупками. Надеюсь, что сейчас вы гривенничать не будете. Перед вами карточка №1 с наименованием товара и ценами. Задача. У вас 100рублей и вам необходимо купить сладости для праздничного стола.
– В тетрадях запишите Задача № 1. Составьте и запишите выражение, при помощи которого можно узнать какие “сладости” вы приобретете.
Мороженое -20руб. |
Молоко – 18 руб. |
Хлеб – 17 руб. |
Конфеты – 25 руб. |
Пирожное – 15 руб. |
Огурцы – 85 руб |
Колбаса – 65 руб. |
Торт – 105 руб. |
Лимонад – 5 руб. |
Печенье – 35 руб. |
20 + 15+ 5+ 25+ 35=100 (руб)
– Что мы можем приобрести на сумму 100 рублей?
– Какую вкусную покупку мы совершить не можем? Почему?
– Из записанных на доске выражений, какие для решения данной задачи будут лишними? Почему? Что могут обозначать данные выражения ?
10+ 15+5 – стоят мороженое, пирожное, лимонад
15*4 – стоят 4 пирожных
35-20 – на столько печенье дороже мороженого
25:5 – во столько конфеты дороже лимонада
25+35 – стоят конфеты и печенье.
85+65 – стоят колбаса и огурцы
– Вижу, что в нашем классе растут замечательные мамины помощники, которые умеют в магазине покупать товар и правильно расплачиваться за него.
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Случайно, не могло ли в ваших головках промелькнуть такой мысли:
Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не могу решить задач.
Может быть плохой учебник? Может быть таланта нет?
Но нашла я способ верный сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье, если вам не жалко сил.
Ну, зачем читать условие? Раз – умножил, два – сложил
Я и вычел, разделил, все как полагается.
Только правильный ответ никак не получается.
– Бывали такие мысли. А вот чтобы избежать трудностей и чтобы любая задача решалась, давайте сегодня на уроке приведем в систему наши знания и поработаем над задачами.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
а) Взаимосвязь компонентов “цена-количество-стоимость)
С каким видом задач мы с вами уже знакомы, вы назовете тогда, когда угадаете загадки и назовете величины, которые там спрятались.
Та сумма, что заплатит покупатель. Та
сумма, что устроит продавца.
Как мера для обмена всех товаров, на рынке
называется….. (цена)
Один царь в магазине бывал , товары для дома он
изучал.
У кассы покупки его величества продавец посчитал
…..(количество)
Покупатель, взглянув на чек, получил
успокоенность
В кошельке хватит денег на данную……(стоимость)
– Глядя на таблицу, составьте задачу. Кто решит? Какое правило помогло в решении?
ЦЕНА |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
40 |
5 |
? |
20 |
? |
60 |
? |
7 |
77 |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Б) Работа над задачей
– Узнать номер, над которым мы будем работать с вами в задачнике, вам поможет веселый человечек. Какое число он сегодня вам загадал, посчитайте? (79)
Задание читает…. Работаем самостоятельно. Прочитайте задачу.
У Кати было 66 рублей. Она купила 7 пирожных по цене 6 рублей, а на остальные деньги 3 пачки мороженого. Сколько стоит одно мороженое?
– Давайте составим план решения данной задачи. Ваши предложения:
6*7=…. (42) |
66-…=…. (24) |
….: 3= (8) |
– Как записать это выражением? (66-6*7):3
– Какое задание мы должны еще с вами выполнить?
– На сколько 1 пирожное дешевле одного мороженого?
– На сколько 7 пирожных дороже 3 пачек мороженого?
– Сколько всего пирожных и мороженного купили?
В) Работа над задачей, составленной учеником
Вини Пух купил в магазине у ослика Иа 3 самоката и заплатил за них 60 рублей. Пятачок купил 5 самокатов. Сколько всего денег заплатили Пятачок и Вини Пух в магазине?
ЦЕНА |
КОЛИЧЕСТВО |
СТОИМОСТЬ |
? |
3 |
60 |
? |
5 |
? |
– Посмотрите на заполненную таблицу, если есть ошибки, назовите
60:3=20(руб.) – цена 1 самоката
20*5=100(руб.) – стоимость 5 самокатов
20 + 100= 120 (руб) – всего денег заплатили Пятачок и Вини Пух.
Г) Математический диктант
Давайте подведем итоги нашей с вами работы над задачей. Что вы сегодня запомнили нам поможет узнать математический квадрат. Я читаю задачу, а вы заштриховываете ответ. Будьте внимательны, некоторые числа повторяются.
8 |
3 |
8 |
||
7 |
||||
10 |
5 |
4 |
||
3 |
||||
10 |
5 |
4 |
– Булочка стоит 2 рубля. Сколько стоят 5 булочек?
– 6 пирожных стоят 18 рублей. Сколько стоит 1 пирожное?
– Чашечка кофе стоит 2 рубля. Сколько надо заплатить за 4 чашечки кофе?
– 1яблоко стоит 4 рубля. Сколько яблок можно купить на 28 рублей?
– За 8 порций мороженого заплатили 32 рубля. Сколько стоит 1 порция мороженого?
– Витя гривенник свой взял и на монеты разменял.
И за гривенник вот этот дали Вите две монеты.
Поспешайте-ка с ответом каково достоинство монет
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Тот, кто на математическом квадрате получил цифру 5 верно справился с задачками на тему “цена – количество – стоимость” и ,значит, очень хорошо запомнил правила. Какие?
– Математические квадраты вложить в тетрадь.
Оценки за урок…. Самые активные …..