Цели:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с животными и растениями леса.
- Выявить " профессии" лесных жителей.
- Установить взаимосвязи, взаимные приспособления друг к другу в экосистеме леса.
Развивающие:
- Продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать.
- Поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы.
- Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Формировать навыки бережного, чуткого отношения к природе, умение видеть её красоту.
Оборудование:
- Презентация урока;
- Карточки с установлением цепей питания.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!
- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!
Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова хорошо работает.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
- Посмотрите на экран, здесь записаны слова. Прочитайте их.
ЛУГ БОЛОТО ОЗЕРО
- Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем.)
- Экосистема - что это такое? ( Экологическая система. Эко - природа, система - порядок. Природное сообщество. Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных "профессий" поддерживают круговорот веществ.)
- Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах? ( Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.
Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)
- Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)
- А луг при определённых условиях может смениться другой экосистемой? (Да, экосистемой леса.)
На доске постепенно появляется схема:
Неустойчивые системы с незамкнутым круговоротом веществ.
- Какой вопрос в связи с этим возникает? (а лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?)
III. Проблемная ситуация
- Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне.)
Какие леса преобладают в нашей Республике? Опишите их. (лиственные, сосняки, смешанные)
- Давайте смоделируем лесную экосистему. (моделируют 3 яруса: трава, кустарники, деревья)
- Какова роль растений леса? (являются производителями)
- А для чего нужен лес? (Втом числе и гулять.)
- А давйте мы с вами прогуляемся по лесу. Для этого закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу (слушем музыку-звуки леса)
- Но вот до нас доносятся чьи-то голоса. Давайте послушаем.
IV. Проблемный вопрос
Инсценировка (диалог Лены с Мишей).
(Идут девочка и мальчик с корзинкой в руках.)
Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.
Миша: Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.
- Итак, на какой же вопрос мы будем отвечать сегодня? (какова роль животных в экосистеме леса)
VI. Совместное открытие знаний
- На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях.
- Каких обитателей леса вы знаете? (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)
- Сегодня ребята приготовили для вас сообщения о некоторых обитателях леса. (выступление ребят)
- Ребята, как же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы и насекомые? (Все организмы являются пищей для других организмов.)
- Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (Цепь питания.)
- Составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу. (Группы получают наборы названий живых организмов леса.)
- I группа: кедр --> белка --> куница
- II группа: ель --> лось --> волк
- III группа: дуб --> гусеницы --> кукушка --> ястреб
- IV группа: берёза --> жук-короед --> дятел --> ястреб
- Ель, дуб, берёза, кедр - это: (растения-производители).
- Белка, куница, лось, волк - это: (животные-потребители).
- Чего не хватает в этих цепях питания? (разрушителей)
- А для чего вообще нужны разрушители? (ответы детей)
- Кого из разрушителей вы знаете? (дождевой червь, микроорганизмы, грибы)
- В каких условиях живут разрушители? (им нужны питательные вещества, влага)
- Вы все бывали в лесу, какие в нем условия? Что заметили? (в лесу влажно)
- Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (круговорот будет замкнутым)
- Смогут ли деревья жить без обитателей леса? (нет)
- Легко ли встретить в лесу животных? (нет)
- Но несмотря на то, что потребителей и разрушителей в лесу меньше, чем производителей, роль их велика. Без них нет круговорота веществ. У каждого жителя своя профессия.
- Заполните предложенную таблицу, распределив обитателей леса по профессиям.(задание№1)
Задание №1.
Распределите обитателей леса по "профессиям"
Деревья, звери, травы, птицы, насекомые, грибы, кустарники, дождевые черви, микробы.
- Производители
"кормильцы" - Потребители
"едоки" - Разрушители
"мусорщики"
- Посмотрите на экран, где представлены обитатели экосистемы леса, давайте назовем цепи питания, теперь уже не забывая ни одного жителя леса.(называют)
- Рассмотрите схему экосистемы леса, объясните, что обозначают стрелки?
- Итак, какой вывод об экосистеме леса мы можем сделать? (лес - устойчивая экосистема, с замкнутым круговоротом веществ)
- А если экосистема устойчивая, то ее заменит другая? (нет)
- Что же мы теперь можем ответить Лене? Важны ли животные в лесу? А разрушители? (Да, все они участники круговорота)
VII. Самостоятельное применение знаний
А теперь выполним задания.
Задание №2
Составьте рассказ о жизни леса.
Растения в лесу растут ___________. Животные делят между собой эти этажи:
одни живут на _______________, другие - в ________________, третьи - на земле или даже под землёй. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу _______, чем животных. ____________________________________________________________
- Давайте проверим, что у вас получилось? (дети зачитывают ответы, если допущены ошибки-исправляем)
Рефлексия деятельности
- Посмотрите внимательно на экран - кто лишний? Почему?
IX. Итог урока
При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?
- А теперь подведём итог вашей работе на уроке. Возьмите лист самооценки. Поставьте себе оценки. На следующем уроке я раздам вам эти листы с моими оценками.
Лист самооценки _________________________
Работа на уроке | Оценка ученика | Оценка учителя |
1. Помогал выполнять задания в группе | ||
2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания | ||
3. Внимательно слушал учителя, одноклассн. | ||
4. Активно работал на уроке |
X. Домашнее задание
Книжка-малышка туриста "Как нужно вести себя в лесу".