Урок окружающего мира "Потребители и разрушители лесной экосистемы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34 МБ)


Цели:

  • Образовательные:
  • Познакомить учащихся с животными и растениями леса.
  • Выявить " профессии" лесных жителей.
  • Установить взаимосвязи, взаимные приспособления друг к другу в экосистеме леса.

Развивающие:

  • Продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать.
  • Поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы.
  • Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • Формировать навыки бережного, чуткого отношения к природе, умение видеть её красоту.

Оборудование:

  • Презентация урока;
  • Карточки с установлением цепей питания.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинаем наш урок!

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!

Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят. Уши чутко слушают и все слышат. Голова хорошо работает.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

- Посмотрите на экран, здесь записаны слова. Прочитайте их.

ЛУГ БОЛОТО ОЗЕРО

- Как вы думаете, что их объединяет? (Это названия экосистем.)

- Экосистема - что это такое? ( Экологическая система. Эко - природа, система - порядок. Природное сообщество. Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных "профессий" поддерживают круговорот веществ.)

- Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах? ( Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.

Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)

- Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)

- А луг при определённых условиях может смениться другой экосистемой? (Да, экосистемой леса.)

На доске постепенно появляется схема:

Неустойчивые системы с незамкнутым круговоротом веществ.

- Какой вопрос в связи с этим возникает? (а лесная экосистема какая? Какой в ней круговорот веществ?)

III. Проблемная ситуация

- Скажите, в какой природной зоне мы с вами живём? (В лесной зоне.)

Какие леса преобладают в нашей Республике? Опишите их. (лиственные, сосняки, смешанные)

- Давайте смоделируем лесную экосистему. (моделируют 3 яруса: трава, кустарники, деревья)

- Какова роль растений леса? (являются производителями)

- А для чего нужен лес? (Втом числе и гулять.)

- А давйте мы с вами прогуляемся по лесу. Для этого закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу (слушем музыку-звуки леса)

- Но вот до нас доносятся чьи-то голоса. Давайте послушаем.

IV. Проблемный вопрос

Инсценировка (диалог Лены с Мишей).

(Идут девочка и мальчик с корзинкой в руках.)

Лена: Миш! Мы столько идём по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверное, они в лесу не так важны.

Миша: Как вы думаете, права ли Лена? (Различные мнения.) Давайте это обсудим.

- Итак, на какой же вопрос мы будем отвечать сегодня? (какова роль животных в экосистеме леса)

VI. Совместное открытие знаний

- На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях.

- Каких обитателей леса вы знаете? (Звери: белка, заяц, лиса, волк, лось, медведь, куница, рысь и др.; птицы: дятел, сорока, поползень, ястреб и др.; насекомые: муравьи, жуки и др.)

- Сегодня ребята приготовили для вас сообщения о некоторых обитателях леса. (выступление ребят)

- Ребята, как же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы и насекомые? (Все организмы являются пищей для других организмов.)

- Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? (Цепь питания.)

- Составьте цепи питания живых организмов, обитающих в лесу. (Группы получают наборы названий живых организмов леса.)

  • I группа: кедр --> белка  --> куница
  • II группа: ель  --> лось  --> волк
  • III группа: дуб  --> гусеницы  --> кукушка  --> ястреб
  • IV группа: берёза  --> жук-короед  --> дятел  --> ястреб

- Ель, дуб, берёза, кедр - это: (растения-производители).

- Белка, куница, лось, волк - это: (животные-потребители).

- Чего не хватает в этих цепях питания? (разрушителей)

- А для чего вообще нужны разрушители? (ответы детей)

- Кого из разрушителей вы знаете? (дождевой червь, микроорганизмы, грибы)

- В каких условиях живут разрушители? (им нужны питательные вещества, влага)

- Вы все бывали в лесу, какие в нем условия? Что заметили? (в лесу влажно)

- Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (круговорот будет замкнутым)

- Смогут ли деревья жить без обитателей леса? (нет)

- Легко ли встретить в лесу животных? (нет)

- Но несмотря на то, что потребителей и разрушителей в лесу меньше, чем производителей, роль их велика. Без них нет круговорота веществ. У каждого жителя своя профессия.

- Заполните предложенную таблицу, распределив обитателей леса по профессиям.(задание№1)

Задание №1.

Распределите обитателей леса по "профессиям"

Деревья, звери, травы, птицы, насекомые, грибы, кустарники, дождевые черви, микробы.

  • Производители
    "кормильцы"
  • Потребители
    "едоки"
  • Разрушители
    "мусорщики"

- Посмотрите на экран, где представлены обитатели экосистемы леса, давайте назовем цепи питания, теперь уже не забывая ни одного жителя леса.(называют)

- Рассмотрите схему экосистемы леса, объясните, что обозначают стрелки?

- Итак, какой вывод об экосистеме леса мы можем сделать? (лес - устойчивая экосистема, с замкнутым круговоротом веществ)

- А если экосистема устойчивая, то ее заменит другая? (нет)

- Что же мы теперь можем ответить Лене? Важны ли животные в лесу? А разрушители? (Да, все они участники круговорота)

VII. Самостоятельное применение знаний

А теперь выполним задания.

Задание №2

Составьте рассказ о жизни леса.

Растения в лесу растут ___________. Животные делят между собой эти этажи:

одни живут на _______________, другие - в ________________, третьи - на земле или даже под землёй. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу _______, чем животных. ____________________________________________________________

 - Давайте проверим, что у вас получилось? (дети зачитывают ответы, если допущены ошибки-исправляем)

Рефлексия деятельности

- Посмотрите внимательно на экран - кто лишний? Почему?

IX. Итог урока

При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?

- А теперь подведём итог вашей работе на уроке. Возьмите лист самооценки. Поставьте себе оценки. На следующем уроке я раздам вам эти листы с моими оценками.

Лист самооценки _________________________

Работа на уроке Оценка ученика Оценка учителя
1. Помогал выполнять задания в группе    
2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания    
3. Внимательно слушал учителя, одноклассн.    
4. Активно работал на уроке    

X. Домашнее задание

Книжка-малышка туриста "Как нужно вести себя в лесу".