Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-игра «Веселый портфель».
Материалы к уроку: учебник по окружающему миру для 1 класса, автор: О.Т. Поглазова; карточки с условными знаками – «уроки»; пазлы с картинками: «школьник», «школьные принадлежности» «рабочее место», «правило работы за партой», «условнее знаки для работы в учебнике по окружающему миру»; презентация к уроку; плакат «Расписание уроков; расписание уроков для каждого ученика; фотографии учеников 1 «Б» класса.
Цели урока:
- формировать умение рационально использовать учебное время;
- познакомить с новыми терминами и их ролью в жизни;
- развивать познавательный интерес, мышление, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к своему времени и окружающих людей.
Ход урока
I. Организационный момент
– Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
II. Сообщение целей урока
– Сегодня на уроке мы вспомним о чем говорили на прошлом занятии, познакомимся с новыми понятиями, потренируемся обозначать предметы условными знаками и попробуем составить распорядок занятий в школе.
(В это время техничка школы, убирая коридор, замечает на полу портфель, просит прощения и заносит его в класс.)
Техничка: Не вы портфель оставили, ребята?
(Дети отвечают – нет.)
III. Актуализация знаний.
– Ребята, давайте узнаем, что в этом портфеле?
(Учитель открывает портфель и достает 5 конвертов с заданиями (пазлы). Первая группа собирает картинку, на которой ученик в школьной форме; вторая – в портфеле школьные принадлежности; третья – рабочее место ученика; четвертая – правило посадки за партой; пятой досталась картинка с условными знаками, которые помогают выполнять задания в учебнике по «Окружающему миру». Дети собирают пазлы в группах. На столе у учителя находят картинку – двойник, вывешивают ее на доску, рассказывают правила. Первая – ученик приходит в школу в чистой школьной форме, хорошо причесанным, со сменной обувью. Вторая – в портфеле у него только школьные принадлежности, они аккуратно сложены. Третья – рабочее место ученика должно быть удобным, а для этого надо следить за порядком на парте в школе, за столом – дома. Четвертая – дети сидят за партой, соблюдая правила – ноги – вместе, руки – на месте, локти – у края, спина – прямая. Пятая – объясняет, что на картинке изображены условные знаки, они помогают выполнять задания из учебника по «Окружающему миру»)
– Молодцы! Все группы отлично справились с заданиями.
IV. Физкультминутка
Стали мы учениками
Соблюдаем режим сами –
Утром мы когда проснулись.
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья,
Руки вверх и руки вниз
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять мы улыбнулись,
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали, не торопясь,
В школу, к знаниям стремясь.
V. Введение в новую тему урока
(Учитель открывает доску, на которой вразброс расположены условные знаки не только те, которые помогают ученику выполнять задания в учебнике по окружающему миру, но и знаки, которые помогут нам назвать уроки у первоклассников.)
– Давайте выберем знаки, которые нам помогают выполнять задания в учебнике (Ученики убирают условные знаки – помощники) Посмотрите на эти знаки (Учитель обращает внимание детей на оставшиеся знаки), они помогут нам узнать какие уроки в нашей школе. Назовите их. (Дети называют, а учитель располагает их справа на доске друг под другом)
VI. Работа над новым материалом
– Мы с вами установили порядок уроков на сегодняшний день. А, может из вас кто-нибудь знает, как в школе называется порядок уроков на каждый день? (Дети предлагают варианты, если называют правильно, то сразу проводим словарную работу, если затрудняются, то учитель задает дополнительные вопросы, помогает детям)
– А вот в школе принято называть такой порядок словом – расписание.
Словарная работа | Учитель на доску прикрепляет карточку со словом расписание. – Давайте произнесем это слово по слогам. (рас-пи-са-ни-е.) Еще раз. (рас-пи-са-ни-е.) |
VII. Сообщение целей урока
– Кто догадался, о чем будем сегодня говорить? (о расписании) Действительно, наша тема урока – «Расписание уроков».
Связь с жизнью
– В школе порядок уроков называется словом – расписание. А в жизни где еще мы можем встретиться с этим словом?
(На слайде появляются картинки с поездом и вокзалом, с автобусами и автовокзалом и др., которые помогают детям назвать еще виды расписаний)
- расписание поездов, автобусов – расписание транспорта;
- расписание звонков;
- расписание переменок и др.
VIII. Первичное закрепление нового материала
– Давайте определим по условным знакам, какое расписание уроков было у наших ребят из 1 «Б» класса.
(На слайде появляется фотография учеников 1 «Б» класса с условными знаками, ученики называют уроки)
Вывод:
– Так, что же помогают нам называть эти знаки? (Эти знаки помогают называть нам названия уроков) Молодцы!
IX. Физкультминутка для глаз
(На доске несколько листов формата А4, на одном из них, с обратной стороны таблица «Расписание уроков». По сигналу учителя, дети следят за шагами молча, фишку устанавливают там, где остановились)
– Две клетки вверх, две клетки вправо, одну вниз, одну клетку влево. | |
– Покажите, где должна находиться фишка. |
(Учитель переворачивает лист, на нем изображен плакат с «Расписанием уроков»)
X. Закрепление нового материала
– Вот мы сейчас и составим расписание уроков на сегодняшний день.
(Учитель загадывает загадки об уроках, а дети находят карточку с изображением данного урока и выкладывает у себя на парте)
У нас по расписанию
Сейчас чистописание.
Все девочки и мальчики
Сидят выводят палочки.
Овалы и наклонные
Давно у них готовые. (письмо)
– Положите перед собой карточку с условным знаком этого урока.
(Проверка на слайде)
– Поднимите руки, у кого такой урок. Как он называется?
Второй урок у нас таков:
Слова мы сложим из слогов,
Прочтем мы предложение
Все без исключения. (азбука)
– Ниже положите перед собой карточку с условным знаком этого урока.
(Проверка на слайде)
– Поднимите руки, у кого такой урок. Как он называется?
А сколько будет 3 да 2,
Ответит быстро детвора.
Урок им очень нравится,
Поэтому стараются. (математика)
– Еще ниже положите перед собой карточку с условным знаком этого урока.
(Проверка на слайде)
– Поднимите руки, у кого такой урок. Как он называется?
На последнем, на уроке,
Знает наша детвора,
Спорт поможет быть здоровым,
Сильным, смелым навсегда. (физкультура)
– Положите последнюю карточку с условным знаком этого урока.
(Проверка на слайде)
– Поднимите руки, у кого такой урок. Как он называется?
XI. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Класс наш прыгает опять,
А потом у нас прогулка,
Каждый шаг чеканим гулко.
XII. Закрепление нового материала
– Какое замечательное расписание у нас с вами получилось. (На слайде расписание на один день. Появляется на всю неделю.)
– Его можно легко запомнить, глядя на условные обозначения. Давайте хором назовем все расписание.
(Дети называют дни недели и уроки в эти дни)
XIII. Работа с учебником
– Оказывается. Ребята, условные знаки могут быть разными. Давайте откроем учебники на с.28 и попробуем угадать условные обозначения уроков у учеников другой школы.
(Дети называют названия уроков и доказывают, почему они так решили)
XIV. Итог урока
– Давайте заглянем в наш портфель, я слышу какой-то голосок…
ЗАГАДКА
Свой железный язычок
Прячу я под колпачок,
Созываю на урок,
А зовут меня…..(звонок)
Скоро прозвенит звонок (учитель достает звонок из портфеля)
И закончится урок.
Нам скорее нужно дружно
Подвести сейчас итог.
– Что нового вы узнали сегодня? (расписание, знаки могут быть разными)
– Чему научились?
XV. Рефлексия
– Наш урок закончился, а портфель еще полон. Заданий в нем хватит на целый год. Кто желает еще раз встретиться с нашим портфелем и получить новые знания? Подойдите к нему.
– А кто не желает открывать знания, а хочет отдыхать, играть в игрушки? Есть такие ребята? Займите место около игрушек.
– Вы очень хорошо сегодня работали, и поэтому в подарок портфель приготовил для вас «Расписание уроков». Спасибо за урок!