В.А. Сухомлинский писал: “Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота человечества”. Эти духовно-нравственные качества необходимо развивать на мероприятиях, посвящённых Великой Отечественной войне и Дню Победы, для расширения знаний по истории Отечества, формирования умения оценивать события. Мы все понимаем, что “Без прошлого нет будущего”. Живых героев тех огненных лет в стране осталось совсем немного, а в нашем маленьком посёлке уже и вовсе нет ни одного ветерана той войны. Но мы обязаны помнить и чтить своих спасителей. В процессе разработки плана мероприятий, посвящённых 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, возникли проблемы. В программе литературного чтения, по которой мы работаем в данный момент, нет произведений о Великой Отечественной войне, на содержании которых можно было бы рассказывать о людях, ковавших победу. Кроме этого, для ребят начальной школы понятия “герой”, “героизм”, “патриотизм” сложны для понимания, поэтому опять необходим материал, с помощью которого дети смогут разобраться в смысле этих слов.
Ко мне пришло понимание того, что уважение и гордость к прошлому Отечества, представление о подвигах народа в годы Великой Отечественной войны, можно сформировать на примерах героев – детей, которые были участниками войны, и которых мы теперь называем “Маленькие герои большой войны”.
Данный проект должен способствовать развитию интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, а их взаимодействие с родителями, принесёт положительные результаты в развитии личности детей.
Основная проектная идея: создание литературно-исторической гостиной “Герои – ровесники”.
Продукт проекта может быть использован в урочной и внеурочной деятельности.
Цель: Расширить круг знаний учеников начальной школы о ровесниках - участниках Великой Отечественной войны, через создание литературно-исторической гостиной “Герои-ровесники”.
Задачи:
- формирование у ребят активной жизненной позиции, развитие чувства гордости и уважения за соотечественников – ровесников, не пожалевших свои жизни во время ВОВ;
- развитие коммуникативных навыков школьников;
- развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;
- выработка умений самостоятельной работы с различными информационными источниками;
- вовлечение родителей и воспитанников в совместную деятельность.
Сроки реализации: март–май 2010 г.
Ожидаемые результаты:
Создание литературно-исторической гостиной “Герои-ровесники”:
- Классные часы и экскурсии по литературно-исторической гостиной - 2;
- Выставки - 1;
- Сочинение;
- Конкурс чтецов - ;
- Праздник – “Этих дней не смолкнет слава!”.
Участники проекта: ученики 4 класса и начальной школы, родители, классный руководитель, члены педагогического коллектива, общественность, библиотекари.
Необходимые ресурсы: кабинет начальных классов, библиотека, компьютер, магнитофон, методическая литература, классный руководитель 1 категории, интернет.
Механизм реализации: анкетирование, опрос, внеклассная работа, классные часы, праздники, дополнительное образование, работа Родительского комитета, планирование, проектирование системы работы с классом.
Риски.
- Отсутствие опыта у некоторых детей и родителей работать в группе и самостоятельно по данной теме.
- Нежелание участвовать в проекте родителей и детей.
- Потеря интереса к теме.
- Изменение графика реализации проекта.
План мероприятий
I этап – подготовительный:
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Анкетирование учащихся “Знаешь ли ты, как дети помогали во время ВОв взрослым? Кто такие пионеры-герои?” | март | кл.рук. Волявко Н.Н. |
2 | Опрос “Что бы ты хотел узнать о детях войны?” | март | Меркулова О.Л. (родители) |
3 | Создание инициативной группы учащихся и родителей. | март | Зайцева А.В. (родители) |
4 | Формирование групп по интересам: “искатели”, “дизайнеры”, “летописцы”. | март | кл.рук. Волявко Н.Н. |
5 | Работа по созданию
литературно-исторической гостиной: |
март- апрель | Зайцева А.В. Волявко Н.Н. |
II этап – основной:
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | “Этих дней не смолкнет слава” (классный час для учащихся начальной школы к 65-летию Великой Победы (введение в тему)) | март | Волявко Н.Н. – кл.рук. |
2 | “Труженики тыла” (классный час о детях, помогавших ковать Победу в тылу) | март | Волявко Н.Н. – кл.рук. |
3 | “Юные герои Великой Отечественной войны” (классный час о пионерах героях) | апрель | Меркулова О.Л. (родители) |
4 | “ Победители” (подготовка рисунков, посвящённых 65-летию Победы, для литературно-исторической гостиной). | апрель | Сивокоз А. |
5 | Конкурсы чтецов (стихи, посвящённые детям войны) | май | Зайцева А.В. (родители) |
6 | Сочинение “Письмо ровеснику – герою ВОВ” | апрель | Меркулов Д. |
7 | Итоговое анкетирование учащихся и родителей, с целью выявления результатов работы по проекту | май | Волявко Н.Н. – кл.рук. |
8 | Создание книги отзывов с впечатлениями от экскурсии в литературно-историческую гостиную (учащиеся, родители) | май | Волявко Н.Н. – кл.рук. |
III этап - завершающий:
1 | Открытие литературно-исторической гостиной | май | ученики и родители |
2 | Диспут “Жизнь ровесников во время Великой Отечественной войны глазами учащихся начальной школы” | май | Волявко Н.Н. – кл.рук. |