Актуальность
Социальная ситуация последних десятилетий, связанная с идеологическим, социально- экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, которые болезненно отразились на облике молодого поколения (усиление потребительских ориентаций, социальная пассивность, опасность попадания в сети наркотического и алкогольного дурмана, ухудшения условий содержания детей в семье вследствие экономической нестабильности, возрастание явлений социального сиротства и числа правонарушений среди несовершеннолетних и т.д.).
Семья утратила контроль за свободным временем детей и подростков. Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка за последние десятилетия существенно сократила время их общения с детьми. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Дети любят подражать взрослым. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня само детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой. Особенно это ощутимо в маленьких населённых пунктах, таких как наш посёлок, где большая часть родителей безработные, употребляющие алкоголь, всё это не может не сказаться на воспитании подрастающего поколения.
В последние годы был существенно ослаблен педагогический потенциал учреждений культуры (СДК выступает практически в роли танцевальной площадки), средств массовой информации (низкий процент чтения СМИ), литературы и искусства.
Несмотря на происходящий в последние два-три года рост общественной активности детей участие подростков в социально значимой деятельности, опыт реализации активной гражданско-нравственной позиции остаются явно недостаточными. Ученическое самоуправление в школе развивается медленно, деятельность остается низкоэффективной.
Эти и другие проблемы потребовали от нас более активных действий по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы.
Цель: совершенствование системы духовно-нравственного воспитания школьников через активные формы деятельности.
Задачи программы:
- развивать ученическое самоуправление как целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся;
- организовать системную работу клуба “Моя позиция”;
- разработать и реализовать проект “Родимый сердцу уголок”.
Срок реализации программы: 3 года (2010-2013 гг.)
Участники программы: учащиеся школы, родители, педагоги, общественность.
Ожидаемые результаты:
- создание и деятельность клуба “Моя позиция”;
- открытие “Правозащитной приёмной”;
- создание музейной экспозиции “Родимый сердцу уголок”;
- включенность детей и взрослых в разработанные проекты (95%);
- снижение количества школьников, состоящих на учете в КДН, внутришкольном контроле.
Социальная эффективность реализации программы:
- активизация деятельности общественных объединений, рост социальной активности учащихся, родителей и населения;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;
- изменение дизайна рекреаций школы (в виде стендов, на которых будет размещена информация о нашем посёлке, о его предприятиях и людях);
- тесная связь с администрацией поселка, СДК, МУ “АСФ” п. Брянка, ООО “Технологъ”.