Интегрированный урок математики и русского языка "В стране невыученных уроков"

Разделы: Математика, Русский язык


Цели:

Дидактические:

  • формирование умений и навыков, учащихся по теме: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»;
  • формирование умений правильно употреблять числительные в устной и письменной речи, повторение изученного материала по теме «Имя числительное».

Воспитательные:

  • через межпредметные связи воспитывать ученика как всесторонне развитую личность,
  • формировать умение преодолевать сложности, «воспитывать характер»;
  • через сотрудничество предметов к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимовыручки;

Развивающие:

  • показать взаимосвязь (точки соприкосновения) между предметами для формирования целостной картины мира;
  • совершенствовать умение учеников планировать учебную деятельность по закреплению предметных знаний и умений их применять в сходных ситуациях или частично изменённых ситуациях.

Результаты обучения:

Математика:

  • I группа – Уровень А (минимальный): учащиеся должны выполнять простейшие преобразования выражении.
  • II группа – Уровень Б (общий): учащиеся должны владеть минимумом; уметь преобразовывать выражения на конструктивном уровне, самостоятельно выполняя проверку по «ключу».

Русский язык:

  • I группа – Уровень А (минимальный): учащиеся должны уметь правильно записывать числительные прописью.
  • II группа – Уровень Б (общий): учащиеся должны выполнять частичный комплексный анализ текста; употреблять числительные в правильной форме, грамотно их записывать.

Ход урока

I. Приветствие, вступительное слово учителя.

Урок сопровождается презентацией – Приложение 1

Н.В.: Здравствуйте, ребята и гости урока. Мы рады Вас приветствовать на не совсем обычном уроке, который для вас сегодня приготовили мы, учитель математики – Наталья Викторовна, учитель русского языка – Анастасия Сергеевна. Для начала мы предлагаем ребятам решить небольшой тест

II. Самостоятельная работа

  1. Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя ь?
    а) 60;
    б) 80;
    в) 40.
  1. Какие числительные склоняются так же, как и прилагательные?
    а) дробные;
    б) собирательные;
    в) порядковые.
  1. Числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют окончание?
    а) –о-;
    б) –а-;
    в) как у прилагательных.
  1. Выполнить действие: -38-22.
    а) сумма минус тридцати восьми и минус двадцати двух равна минус шестидесяти;
    б) сумма минус тридцать восемь и минус двадцать два равна минус шестидесят;
    в). разность минус тридцати восьми и минус двадцати двух равна минус шестнадцати.
  1. Выполнить действие: 5,6 – 8,8 .
    а) из пяти целых шести десятых вычесть восемь целых восемь десятых равно минус три целых две десятых;
    б) разность пяти целых шести десятых и восьми целых восьми десятых равна три целых две десятых;
    в) из пять целых шесть десятых вычесть восемь целых восемь десятых равно минус три целых две десятых;
  1. Сравнить -и -
    а) минус четыре десятых больше минус три пятых;
    б) минус четыре десятых меньше минус трех пятых;
    в) дробь минус четыре десятых больше дроби минус три пятых.

  2. Вычислить .
    а) произведение три восьмых и шестнадцать двадцать первых равно две седьмых;
    б) произведение трех восьмых и шестнадцати двадцать первых равно двум седьмым;
    в) три восьмых умножить на шестнадцать двадцать первых равно четырем седьмым.
  1. Вычислить
    а) квадрат пяти седьмых равен десяти четырнадцатым;
    б) квадрат пять седьмых равен двадцать пять сорок девяти;
    в) пять седьмых в квадрате равно двадцати пяти сорока девяти.

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8
б в б а а в б в

Учитель математики проверяет тесты.

III. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

А.С: Ребята, вы сейчас выполнили тест. Что интересного заметили? Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего нашего урока? Молодцы все правильно отметили.

Н.В.: А тема нашего урока звучит как название всем вам хорошо известного мультфильма «В стране невыученных уроков». Давайте просмотрим небольшой фрагмент из него.

Просмотр фрагмента мультфильма.

А.С.: Давайте же поможем главному герою мультфильма справиться со всеми сложностями и вернуться из страны Невыученных уроков.

Н.В.: Правда, трудности нас с вами ожидают посложнее, чем те, которые преодолел Витя. Но мы уверены, что вы с ними справитесь!

IV. Результаты теста. Слово учителю математики.

Н.В.: По результатам теста все учащиеся класса делятся на две группы.

  • II группа – это учащиеся, которые будут работать самостоятельно с последующей самопроверкой.
  • I группа – учащиеся, которые будут работать под руководством учителя.

А.С.: Сегодня на нашем необычном уроке вы будете работать и по математике, и по русскому на отдельном листе, который в конце урока сдадите на проверку.

После смены деятельности – физ.минутка. См. приложение (презентация). Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской.

V. Разноуровневая работа с учащимися.

Уровень А (математика, с учителем) Уровень Б (русский язык, самостоятельно)
1. Вычислите:
а) 23 – 39;
б) -1,8 – 2,6;
в) 4,5 –(-0,9);
г) -2/7 –(-3/14)

2. Найти расстояние между точками:
а) А(-2) и В(4 1/3);
б) А(-1,5) и В(-2 1/6).

Задание: Прочитайте текст, определите тип и стиль речи. Озаглавьте текст. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, употребляя числительные в правильной форме.

_________________________

В предл…гаемых здесь пр…мерах р…зультат арифметичес… действий всегда будет равен 363. Брать можно любое трёх(значное) число, лишь бы его последн… ц…фра была по крайней мере на 2 меньше первой. Возьмём, например, число 856, напиш…м его в обратном порядк…. Новое число вычт…м из перв…. Т.е. из 856 вычт…м 658 и получ…м 198. Это число опять запиш…м наоборот и слож…м с разностью. Т.е. к 891 прибав…м 198 и поулуч…м 1089. Разделив последн… число на 3, получ…м 363. Мож…м попробовать с любыми трёх(значными) числами.

Уровень А (русский язык, с учителем)

Уровень Б (математика, самостоятельно)

Задание: запишите текст, заменяя числа словами. Вставьте пропущенные буквы.

384 тысячи километров о…деляют нас от Луны. Самолёт, летящий со скоростью 1000 км/ч достиг бы Луны через 16 суток. Луна меньше земли по диаметру почти в 4 раза, а по массе – в 81 раз. Поэтому Луна пр…тягива…т тела гораздо слабее, чем Земля – на лунной поверхност… тяжесть уменьшается почти в шесть раз. На Луне нет воздуха, значит нет и звука, нет ветра, нет воды. Небо там и днём, и ночью звёз…ное, бархатное, чёрное. Днём (а лунный день в 14 раз длиннее нашего) на ч…рном небе осл…пительно сия…т солнце, окружённое ж…мчужной короной.

1. Вычислите:
а) 1,25 – 3,8;
б) -0,4 – 1/8;
в) -2/9 –(-1 5/6);
г) 1 5/7 – (-3 11/14) + (-2 1/4);

2. Найти расстояние между точками:
а) А(-2) и В(4 1/3);
б) А(2,1) и С(-1/5) – середина отрезка АВ.

3. Решите уравнения:
а) -1,3 + х = -2,18
б) -4,2 – х = 1,3
в) х + 2 1/6 = - 1 1/3.

Учащимся выставляются оценки.

Ремиссия. Просмотр заключительных кадров мультфильма.

VI. Итоги урока.

А.С.: Молодцы, ребята! Вы сегодня, как и герой нашего мультфильма Витя Перестукин преодолели все преграды и препятствия, закалили в этой упорной борьбе свой характер и, надеемся, будете удовлетворены результатом.

А.С.: Для начала мы попросим вас внизу проделанной работы поставить себе оценку за урок, которую мы также учтем при общем оценивании.

Самооценка деятельности учащихся.

ФИ учащихся Итоги теста Самооценка учащихся Оценка учителя Итоговая оценка
         
         
         
         
         
         

V. Домашнее задание носит разноуровневый характер.

Примечание: За основу была взята идея Лисецкой Ольги Валентиновны: Интегрированный урок математики + русский язык по теме "Вместе будем обобщать" - https://urok.1sept.ru/articles/537689. Но мы реализовали эту идею по-своему, на другом материале и темах.