Актуальность и обоснование темы:
Тема «Общественное сознание и его формы» впервые включена в кодификацию ЕГЭ по обществознанию 2010 г. В 2008 году она была включена в Программу по обществознанию под редакцией Л.Н. Боголюбова 11 класс (базовый и профильный уровень). Данная тема является новой и недостаточно проработанной учителями обществознания. Актуальность данной темы усиливает и то, что с 2009-2010 учебного года включён в учебный план новый курс »Введение в религию» Поэтому разработка методического комплекса уроков по данной теме представляется нам актуальной и своевременной. Данный опыт может быть полезен педагогам-практикам.
Цели и задачи урока:
Формирование ключевых компетенций:
- обобщения, критического мышления,
- сравнения, отбора, аргументации и систематизации фактического материала,
- диалога, дискуссии и коммуникации.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся:
- углубят и обобщат знания о формах общественного сознания,
- научатся соотносить их с типами обществ,
- смогут сравнивать, определять роль форм общественного сознания в обществе,
- смогут отстаивать свою точку зрения, находить аргументы,
- научатся навыкам работы в группе.
Технология проведения урока: Деятельностные технологии, интерактивный диалог, работа в мини-группах, выполнение исследовательских и проблемных заданий
Оборудование урока: Маркеры, листы флипчарта, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1-й блок: актуализационно-мотивационный
Предполагает:
- создание настроя на поиск знаний, на диалог,
- поиск самими учащимися смыслов изучаемой темы
Вводное слово учителя: Люди, живя в обществе, создают общие для всех правила, нормы поведения, формируют ценности, общие для всех. Так складывается общественное сознание. Каковы его формы, и проявления, какую роль они играют? Об этом сегодня и пойдёт речь на уроке.
Чтобы урок был продуктивным, мы будем работать в группах.
Что мы понимаем под сознанием? Что такое сознание?
Мозговой штурм: назовите ваши ассоциации со словом «сознание»
Учитель предлагает учащимся назвать свои ассоциации, связанные с понятием «сознание». Все высказывания учащихся озвучиваются и учитель записывает их на листе флипчарте.
Обсуждение, аргументация групп, выработка общего мнения, подведение итогов
Могут быть названы следующие ассоциации:
- знание о мире
- представление
- идеи, образы
- духовный образ
- мышление
- разум
- память
- ценности
Ученики формулируют понятие «сознание». Учитель предлагает сравнить его с определением из словаря. (Приложение – словарь урока.)
Определение записывается в тетрадь.
Обобщение учителя: Итак, ребята, мы видим, что сознание не только активно, но и многопланово. Оно охватывает сферы рационального мышления, духовно-образного, чувственного восприятия мира, волевые процессы, память, интуицию, воображение, чувства и эмоции. Различные уровни и проявления сознания являются предметом изучения таких наук, какфилософия, психология, социология, политология и другие.
2-й блок: проблемно-дискуссионный.
Предполагает:
- выполнение групповых поисковых заданий на соотнесение, выявление, обобщение признаков.
- обмен мнениями, выдвижение аргументов
Учитель: Сознание выступает как личное и как общественное явление. Общественное сознание воплощается в различных формах: в языке, науке, искусстве, идеологии, политике и праве, религии, нравственности и на различных уровнях (от обыденного сознания до теоретического мышления). Оно не сводится к сознанию отдельных личностей, а образует особую духовную систему, которая обладает относительной самостоятельностью и активно влияет на жизнь общества и людей, его составляющих. Каковы же основные формы общественного сознания? Каковы их отличительные признаки?
Работа в группах: выполнение задания
соотнести формы общественного сознания и их черты.
Группам предлагается обсудить и отметить стрелками свой выбор. Спикеры групп сообщают результаты, объясняют свой выбор
Работа в группах: выполнение задания; Защитить и обосновать предложенные символы форм общественного сознания.
1 группа – право, наука,
2 группа – искусство, мораль,
3 группа – идеология, религия.
Работа в группах: Как меняется роль различных форм общественного сознания в обществе? Каков статус и роль форм общественного сознания в современном информационном обществе? Выбрать вариант ответа, используя алгоритм «было - стало» и аргументировать его .Обсуждение в группах, представление мнения групп, дискуссия.
Искусство | ... | часть рынка |
Религия | ... | Частное дело |
Мораль | ... | справедливость |
Право | ... | Права меньшинств |
Идеология | ... | воздействие, манипуляция |
Наука | ... | Относительность истины |
Было | ... | Стало |
Обобщение учителя: таким образом появление форм общественного сознания, их место и роль меняется в различных типах общества. Так наиболее ранние формы общественного сознания – это искусство и религия. Затем появляются мораль и наука. Анализируя понятие справедливость, общество создало такую форму общественного сознания, как право. Наконец, в обществах современного типа складывается интегрированная форма общественного сознания – идеология. Мы убедились, что формы общественного сознания по разному проявляют себя в различных типах общества.
3-й блок – обобщающий.
Предполагает:
- выполнение тестовых, проблемных и обобщающих заданий.
Групповая работа: задание Группам предлагается определить символы религий и высказать свою позицию.
Религии: буддизм, ислам, синтоизм. христианство, иудаизм, конфуцианство
Групповая работа: оценить выражения по алгоритму «согласен – не согласен» Группы обсуждают и выбирают позицию. Спикер группы объявляет выбор группы и обосновывает его.
Предлагаемые выражения:
- Моральные ценности в наше время устарели
- Религия сегодня спасает людей
- Человек может прожить и без духовной культуры
Обобщение учителя: таким образом, каждая форма общественного сознания ценна и важна для общества. Ведь мы, живём в общении с себе подобными, а значит, имеем общие, постоянные признаки и свойства, сохраняем собственную идентичность. Это и отражается в формах общественного сознания.
4-й блок. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Предполагает:
- обмен мнениями об уроке,
- оценивание участия каждого в работе группы,
- оценка работы групп.
Учитель: сегодня на уроке проделана большая работа и мы должны оценить работу групп, каждого в группе.
Обобщение учителя: итак, сегодня мы увидели, что общественное сознание – это многоплановая и сложная духовная система общества. Это огромный пласт, характеризующий общество. На последующих уроках мы продолжим изучение отдельных форм общественного сознания.
Спасибо за активную и творческую работу.
Домашнее задание: выучить определения форм общественного сознания, придумать свой символ для одной из форм общественного сознания и выразить его графически (компьютерная графика или нарисовать на листе бумаги).