Триединая цель: развивать личностные качества самореализации учащихся в процессе групповой самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о личности и ее качествах.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Формы организации обучения: работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий)
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
- Чтобы определить тему урока, послушайте исторический анекдот:
Платон, древнегреческий философ, вопрошал своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: "Вот, Платон, твой человек".
- А вы можете сказать, что такое человек?
- Что станет темой нашего урока? Человек:
- Обособлен ли человек в своем существовании или же он находится во взаимодействии с другими людьми?
- Итак, тема урока "Человек в системе социальных связей".
II. Цель и задачи урока.
- Исходя из темы, давайте определим задачи урока. С какой стороны можно рассматривать человека? (с биологической и социальной).
- А вот вторая задача урока у меня обозначена, но вы сформулируете её несколько позднее.
П л а н:
1. Биологическое и социальное в человеке.
2. ? (Личность).
- На уроке вы будете работать в группах.
Критерии оценивания работы группы:
- умение аргументировать свой ответ;
- умение сотрудничать с группой;
- умение выражать своё мнение.
III. Изучение нового материала.
- Так что же есть человек? Над этим вопросом размышляли мыслители всех времен, но к единому мнению не пришли. Этот вопрос называют вечным. На протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии. Давайте и мы поразмышляем. Начнем с того, что попытаемся выяснить соотношение биологического и социального в человеке. По этому вопросу есть разные точки зрения: 1- биологическое и социальное в человеке - противоположности, противостоящие друг другу, 2- биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено
Задание 1
- 1 группа должна отстоять точку зрения, что биологическое и социальное в человеке -противоположности, противостоящие друг другу.
- 2 группа - биологическое и социальное в человеке слито воедино и взаимообусловлено.
По ходу работы заполнить таблицу:
- Проверим Таблицу.
- Сделайте вывод. Человек - особое звено в развитии живых организмов на Земле.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. С одной стороны он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
- Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе. Докажите эту мысль примером.
Задание 2
- Оцените следующие суждения и сделайте вывод.
1) Тип современного человека homo sapiens - человек разумный. Благодаря разуму, мы имеем сегодня то, без чего не мыслим свою жизнь: электричество, телевизор, автомобиль и т.д. Поэтому разум является сущностью человека.
2) Если разум действительно есть сущность человека, то его голос должен звучать во всех жизненных проявлениях. Между тем этот голос не слышен в любви или в творчестве.
- Вывод: суждения противоречивые т.к. человек существо разумное, но иногда он поступает неразумно (отношение к природе, войны - убивает себе подобных, чего нет в животном мире и т.д.).
Задание 3
- При характеристике человека можно выделить различные признаки. Назовите их, ознакомившись с определениями.
1 группа
1. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь. (Индивид)
2. Человек как отдельная особь среди других людей. (Индивид)
3. Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества - разума, воли, потребностей, интересов и т.д. (Индивид)
- Одно из определений записать.
2 группа
1. Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. (Индивидуальность)
2. Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д. (Индивидуальность)
3. Своеобразие, уникальность, неповторимость данного человека. (Индивидуальность)
- Одно из определений записать.
Задание 4
- Разделите на 2 группы признаки, которые характеризуют индивида и индивидуальность. Высокий интеллект, глаза, интересуется танцами, потребности, карие глаза, характер, остроумная, рост, интерес, активная
- 1 группа - индивидуальность, 2 группа - индивида
- 1 группа - индивидуальность - высокий интеллект, интересуется танцами, карие глаза, остроумная, активная (отличия внешние и психологические)
- 2 группа - индивида - глаза, потребности, характер, рост, интерес (внешние и психологические признаки, которые есть у всех)
Задание 5
-Определите еще один важный признак человека. Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: "Что ты ищещь, Диоген?". "Ищу человека", отвечал философ. Горожане изумлялись, ведь люди были всюду. Кого же искал Диоген, окруженный людьми?
- Личность. Итак, что будет второй задачей нашего урока?
П л а н:
1. Биологическое и социальное в человеке.
2.Личность.
- Слово "личность" первоначально обозначало маску, в которой выступал актер в античном театре, затем оно стало обозначать самого актера. Позднее это слово существенно изменило свое значение и стало характеризовать человека в системе общественных отношений.
Задание 6
- Какими чертами надо обладать, чтобы называться ЛИЧНОСТЬЮ? Составьте образный портрет личности (коллаж).
- способность делать выбор (сила воли, характер)
- несет ответственность за свои дела, поступки
- трудолюбие
- целеустремленность
- творческий подход к жизни
- неудовлетворенность существующем положением
- стремление к совершенствованию, к развитию
- самообразование, самовоспитание
- проявление активности
- независимость
- инициатива
- предприимчивость
- своё мнение
Задание 7
- Проанализируйте определения личности и определите, какое из предложенных определений личности вам представляется наиболее точным и почему?
Личность - человек с социально значимыми качествами.
Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Личность - человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.).
Личность - социально и духовно развитый человек. Выражает особые, свойственные только данному человеку общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и другие, которые проявляются в разнообразной деятельности.
- Какое из предложенных определений личности представляется наиболее точным и почему?
- Одно из определений записать.
Задание 8
- Наука выделяет два подхода к личности. Пользуясь схемой, 1группа объяснит первый подход, а второй - 2 группа.
- Первое значение понятия "личность" выражает сущность человека - самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Имеется в виду, конечно, не цвет волос, объем бицепсов или длина ног. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку свойствах разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли держать слово. Очень важно, есть ли у человека свое личное мнение, а также мужество открыто его выразить и защитить, самостоятельно принять решение, ну и, конечно, до конца отвечать за свои действия.
- Второе значение понятия личность, человек рассматривается через набор функций или ролей (на работе, учебе, дома, при этом личность совершенствуется, меняется).
- Какое из определений личности отражает оба подхода?
Задание 9
- Рассмотрите структуру личности и объясните каждый элемент.
Структура личности
- Социальный статус (место человека в системе общественных отношений)
- Социальная роль (образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу)
- Направленность (потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения)
- Легко ли быть личностью?
- Быть личностью трудно. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей. Личность - это непрекращающееся усилие.
Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа их внутренних мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личной неразвитости и согласию на подопечное существование.
Осознавать себя как личность человек может только в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми, в сопоставлении себя с ними, в различении себя от других.
Задание 10
- Пользуясь художественным рядом, определите, кого вы можете отнести к личности, а кого нет и почему?
- Гитлер, заливший кровью весь мир, безусловно был личностью. Наполеон, который пытался захватить Россию, был выдающейся личностью. Тем не менее, в России этих людей не уважают и если кто-то назовет любового из них "Личностью" (с большой буквы), это вызовет глубочайшее изумление.
- Как Вы понимаете разницу между понятиями "человеческая личность" и "Личность" (с большой буквы)?
- Приведите примеры великих людей, которых действительно можно считать личностями с Большой буквы, которым вы бы хотели подражать и на кого вы бы хотели быть похожими.
- А себя вы можете назвать личностью и почему?
- Личность человека формируется в динамическом развитии, под воздействием многих факторов на протяжении всей жизни человека.
Задание 11
- Проанализируйте высказываниями и определите факторы формирования личности и пути, через которые это происходит.
1 группа
1. Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник. В.Шекспир
2. Тот, кто оставляет все на волю случая, превращает свою жизнь в лотерею. Т.Фуллер
3. Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери
4. Без личного труда человек не может идти вперед; не может остаться на одном месте, но должен идти назад. К.Д.Ушинский
5. П.И.Чайковский писал: ":в другой раз является совершенно новая самостоятельная, музыкальная мысль. Откуда это является - непроницаемая тайна".
6. Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г.Белинский
2 группа
1. Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родиться без пороков. Но порочным становиться тот, кто их терпит. Из древнеиндийского эпоса.
2. Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя. Сократ
3. Занимаясь делом, говорят только тогда, когда есть что сказать; но в безделье есть потребность говорить беспрерывно. Ж.-Ж.Руссо
4. Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Леббок
5. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лищь в сообществе с другими он может сделать многое. А.Шопенгауэр
6. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Л. Фейербах
Факторы формирования личности.
1. Эпоха в которую живет человек. (Зачастую оказывается доминирующим влиянием, которое определяет развитие личности. Эпоха определяет необходимость некоторого набора личностных качеств для осуществления нормального взаимодействия между обществом и его членом. Например, человек каменного века, видимо ставил выше всего взаимовыручку, физическую выносливость, терпеливость, поскольку без этих качеств малочисленные роды не могли бы выжить. Или, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требует от младших одних действий, в современном обществе - других).
2. Отдельные личности (общество) (как современники, так и живущие в предшествующие исторические эпохи: родители, учителя, литературные герои, популярные личности).
3. Сам человек.
Пути:
- деятельность
- общение
- творчество
- Итак, общественные свойства человека обычно определяются понятием "личность".
IV. Закрепление изученного.
Задание 12
1 группа
Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.
"Человек - это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая - инициативой, от бегемота - беспокойством, а от муравья - размерами".
(Человек - двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений).
2 группа
А.Пьерон говорил: "Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека".
Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте.
(Только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности).
Задание 13
1 группа
Согласны ли вы со следующим определением индивидуальности? Свой ответ аргументируйте.
"Индивидуальность - это неповторимый набор красок для шедевра под названием "Личность", но еще вовсе не сам шедевр".
2 группа
Обдумайте высказывание и дайте ему оценку.
И.Кант говорил о личности "Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам".
(Умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным. Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твердые принципы. А к твердым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека - честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. Причем личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует).
Задание 14
- Выполните тест.
Тест
1. Человек от животного отличается тем, что он:
А) имеет природные инстинкты
Б) обладает потребностями
В) не зависит от природных условий
Г) обладает членораздельной речью
2. Для характеристики человека как личности в первую очередь учитывают его:
А) биологические особенности
Б) тип нервной системы
В) жизненный опыт
Г) состояние здоровья
3. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек есть природный, биологический факт.
Б) Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения:
А) Главным в характеристике личности является общественная сущность.
Б) Новорожденный человек еще не является личностью.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятия "индивид", "индивидуальность" и "личность"?
А) Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.
Б) Личность может не включать в себя понятие индивида.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о личности?
А) Новорожденный младенец может стать личностью только в человеческом обществе.
Б) Новорожденный младенец может стать личностью и вне человеческого общества.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
Ответы на тест: 1-г; 2-в; 3-г; 4-в; 5-а; 6-а (проверка с помощью карточек А, Б, В, Г)
V. Итог урока
- Блезу Паскалю принадлежат следующие слова. Согласны ли вы с писателем? Чем можете аргументировать свое мнение?
"Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не осознаёт.
:Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто. Постараемся же мыслить достойно:" Вывод: - Существует множество теорий, концепций познания человека. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос: "Что такое человек?". Возможно, эта задача будет решена в XXI веке т.к. многие ученые утверждают, что XXI век будет "веком человека". Формирование личности происходит в процессе социализации, а что такое социализация и как это происходит, пойдет речь на следующем уроке.
Домашнее задание: Параграф 7, с. 67-70, эссе "Личность - та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая" И.Ефремов.