Цель урока: создание условий по освоению учащимися навыков вязания простейших филейных схем, используя полученные знания и умения основных приемов вязания крючком, через выполнение практических работ.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием “Филейное вязание”.
- Показать многообразие филейных схем, изделий выполненных в этой технике.
- Научить выполнять простейшие схемы филейного вязания.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Инструменты: ножницы, крючки № 1, 5–2.
Материалы: пряжа для вязания.
Оформление: на доске прикреплены связанные образцы простейших филейных схем № 1, № 2.
Презентация: “Филейное вязание”.
Ход урока
1. Организационный момент – 1 мин.
Учитель: Мы продолжаем изучение раздела “Вязание крючком”. Сегодня третий урок из шести отведенных на изучение этого раздела по программе. В этом виде рукоделия, кроме умений и навыков, которые мы с вами пытаемся освоить на уроках, необходимы и определенные знания.
2. Закрепление пройденного материала (Слайд 1, Слайд 2). Фронтальный опрос – 5 мин.
Учитель:
- Назовите основные приемы вязания крючком. (Ответы учащихся.)
- Каково назначение воздушной петли? (Ответы учащихся.)
- Что означает выражение “петли поворота” (Ответы учащихся.)
3. Целеполагание – 5 мин.
Учитель: На доске вы видите два образца связанные крючком.
Что напоминает вам вязка, которой выполнены эти образцы? (Ответы учащихся – сетку, квадраты.)
Чем отличаются представленные образцы? (Ответы учащихся – размером сетки, одна крупнее, другая мельче.)
Как вы думаете, каким из основных приемов вязания они выполнены? (Ответы учащихся – “столбик с накидом и воздушной петлей”.)
Кто может сформулировать, какова же цель сегодняшнего урока? (Ответы учащихся – научится выполнять “столбик с накидом и воздушной петлей”, научиться вязать сетку.)
Правильно, но в вязании крючком такой прием называют филейным вязанием. Поэтому цель урока: познакомиться с филейным вязанием и научиться его выполнять. А тема урока: “Филейное вязание”.
4. Изучение нового материала (Слайды с 2 по 9) – 20 мин.
Работа с презентацией: “Филейное вязание”. Ее содержание:
- Что представляет собой филейное вязание.
- Что является основой техники филейного вязания.
- Представлены простейшие схемы филейного вязания.
- Изделия, выполненные в этой технике.
- Как создается схема филейного вязания.
5. Подготовка к выполнению образца филейной сетки № 1 (Слайд 6) – 4 мин.
Учитель: На слайде вы ведете, что ячейка сетки состоит из 2-х петель:1с/н + воздушная петля. Для образца необходимо набрать 30 воздушных петель и связать 3–4 ряда. Небольшие рекомендации по выполнению:
- Для сохранения ровных рядов узора, необходимо вводить столбики нового ряда в середину верха столбика предыдущего ряда, а не под воздушную петлю. (Показать курсором на слайде.)
- Филейное вязание должно быть плотным: поэтому надо избегать вытянутых столбиков или растянутых воздушных петель. (Показать на образцах.)
- Чтобы не было таких недостатков, можно выбрать крючок на полразмера меньше, чем при других видах вязания из такой же пряжи. (Предложить учащимся это сделать.)
Вопрос: Сколько петель поворота (подъема) необходимо делать при вязании столбиками с накидом? (Ответ учащихся – 3.)
6. Практическая работа – 20 мин.
Учащиеся выполняют работу, набрав 30 воздушных петель. Вяжут образец по схеме № 1.
Подведение итогов выполненной работы, оценка.
7. Самостоятельная работа (Слайд 11) – 30 мин.
Учитель: На слайде вы видите изображение филейной сетки № 2, которая состоит из 3 петель: 1 с/н + 2 воздушные петли. Вам необходимо в тетради карандашом зарисовать схему вязания (2 ряда), используя условные обозначения петель. Показать учителю для проверки, а затем, набрав 30 воздушных петель, связать образец (3–4 ряда). Учащиеся выполняют работу.
Подведение итогов выполненной работы. Отметка.
8. Домашняя работа (Слайд 10) – 3 мин.
Сегодня на уроке, мы с вами научились выполнять простейшие схемы филейного вязания. Я предлагаю вам дома составить небольшую схему филейного вязания, где будут чередоваться пустые и заполненные ячейки. Связать образец.
9. Рефлексия – 2 мин.
Учитель: На доске прикреплены выражения (учитель открывает обратную сторону доски). Вам необходимо выбрать цвет жетона и прикрепит его напротив каждого выражения (зачитывает):
Удовлетворенность своими результатами
Как себя реализовал на занятии
Полезность полученных знаний
Учащиеся выполняют, затем учитель озвучивает полученные результаты.
Литература:
- http://www.myrukodelie.ru/stati/fileinoe_vyazanie_kruchkom.htm
- Т.И. Еременко “Кружок вязания крючком”. Пособие для учителей. М., “Просвещение”. 1984 г.