Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. С каждым новым месяцем и годом жизни ребенок приобретает всё больше навыков, умений и опыта. Как известно, дети познают окружающий мир через игры. Интеллектуальное развитие дошкольника невозможно представить сегодня без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и развития.
На протяжении нескольких лет в нашей школе, начиная с октября месяца, работает школа выходного дня для будущих первоклассников “Капитошка”. Работая третий год в “Капитошке”, мною была разработана программа курса "Информатика + логика". Данный курс направлен на общее развитие личности детей дошкольного возраста. Задачами данного курса являются развитие кругозора ребенка, любознательности, логики, внимания, освоение основ работы с компьютером. Для ребят занятия являются самыми интересными и занимательными.
Пояснительная записка.
Введение этого курса дает возможность расширить и углубить у детей умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, классифицировать, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям, уметь использовать знания в практических работах.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.
Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:
- развитию у учащихся мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти, мышления;
- формированию способов действий: обобщения, классификации;
- проявлению творческой инициативы, интуиции;
- формированию умений практически применять полученные знания в конкретной ситуации.
Задачи:
- Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной направленности, навыки самостоятельной деятельности.
- Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру устной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в исследовательской деятельности и умение использовать полученные знания на практике.
- Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам.
Программа рассчитана на 24 часа (1 час в неделю). Период обучения октябрь – март месяцы. Возраст детей – будущие первоклассники (6–7 лет). Длительность одного занятия – 30 минут.
Для достижения поставленных задач необходимо использовать следующие методы обучения:
- Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение.
- Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства обучения, интернет-ресурсы.
- Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям, метод программированного обучения.
- Индуктивный и дедуктивный методы.
- Частично-поисковый или эвристический метод.
- Исследовательский метод.
- Контроль: устный индивидуальный и фронтальный, взаимоконтроль, выполнение творческих заданий.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
- Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
- Групповые формы работы.
- Самооценка выполненной работы.
- Дидактическая игра.
- Соревнование.
Каждое занятие сопровождается компьютерной презентацией, работой на интерактивной доске, как учителя, так и ребят. Выбор дидактического материала осуществляется к каждому занятию к конкретной теме. Все выполненные задания дошколят сохраняются до конца учебного курса. На последнем занятии каждому ребенку вручается сертификат об окончании программного курса и созданное первое портфолио выполненных заданий.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Знакомство с курсом “Информатика и развитие логики и воображения”. Первое знакомство с компьютером. | 1 | |
2 | Анализ, классификация предметов. | 1 | |
3 | Обучение основам работы с мышкой и клавиатурой. | 1 | |
4 | Обобщение по заданному признаку. | 1 | |
5 | Знакомство с графическим редактором Paint. | 1 | |
6 | Сравнение и выделение главного. | 1 | |
7 | Первый рисунок с помощью графического редактора Paint. | 1 | |
8 | Простые умозаключения. | 1 | |
9 | Компьютерные игры (домино). | 1 | |
10 | Действия по предложенной схеме-алгоритму. | 1 | |
11 | Рисуем паутинку, замок, звездное небо. | 1 | |
12 | Лабиринты. | 1 | |
13 | Разделить предметы по признакам (компьютерная презентация) | 1 | |
14 | Веселые дидактические игры. | 1 | |
15 | Компьютерная игра “Найти логические связи” | 1 | |
16 | Сравнение предметов по форме и величине. | 1 | |
17 | Создаем своё лото. | 1 | |
18 | Построение ряда по заданным параметрам. | 1 | |
19 | Играя, обучаясь. | 1 | |
20 | Увлекательные словесные игры. | 1 | |
21 | Интерактивные пазлы. | 1 | |
22 | Исправление ошибок. | 1 | |
23 | Создаем сравнительную картинку. | 1 | |
24 | Заключительное занятие. Первое портфолио. | 1 |
Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать.
Основные результаты обучения.
В результате обучения к концу курса дошколята
должны знать:
- принципы построения закономерностей, предметов, явлений;
- принципы строения лабиринтов;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
должны уметь:
- определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и анализировать;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические;
- решать алгоритмические задачи;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания;
- уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата;
- уметь работать на компьютере управляя мышкой;
- уметь рисовать в графическом редакторе Paint.
Список литературы:
- Л.З. Зак “Как развивать логическое мышление?”.
- Л.А сатов “500 задач на сообразительность”.
- Л.З. Зак “600 игровых задач для развития логического мышления детей (развивающее обучение, практические задания)”.
- Н.Копытов “Лучшие задачи для развития логики”.