Цели:
- привлечение внимания школьников к проблеме массовых самовольных вырубок хвойных деревьев в предновогодний период и повышения интереса к данной проблеме посредством творческого подхода;
- формирование экологической культуры личности младшего школьника через эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать активную нравственно-экологическую позицию учащихся по отношению к окружающему миру
- осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.
Оборудование:
- презентация (Приложение 1);
- новогодняя елка (искусственная);
- костюмы медведя, зайца (2), вороны, елочки, снежинки (5);
- приготовленный напиток и рецепт напитка для всех детей и гостей;
- листовки с призывом;
Ход мероприятия
<Слайд 1>
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Приближается Новый год - веселый добрый праздник, но для природы это испытание. Особенно страдают хвойные деревья: ели и сосны. Многие люди, устремившись в лес, рубят эти прекрасные деревца, тем самым лишают их жизни. А в праве ли человек - существо разумное, губить беззащитных и слабых? Ведь мы люди тоже часть природы. Сегодня мы попытаемся вам рассказать, почему надо беречь хвойные насаждения. Вашему вниманию предлагаем мероприятие "Не рубите, люди, елок!"
Звучит музыка, на ее фоне - звуки журчания ручья, пения птиц.
<Слайд 2>
Ведущий: Весной на полянке у мамочки ели Золотая шишка родилась дочурка - маленькая елочка.
Музыка продолжает звучать и на сцену выходит елочка.
Ведущий. Вся природа радовалась появлению, нового деревца. Даже солнышко ласково улыбалось Елочке. И маленькой Елочке так понравилась улыбка солнышка, что она стала тянуться к нему своими веточками.
<Слайд 3>
Елочка. Как ярко светит солнце! Дует легкий ветерок. Я вдыхаю ее чистый, свежий воздух. Колышутся травы. Надо мной гордо кружатся птицы. Как хорошо и приятно! Я хочу жить в мире с природой! Я буду другом и защитником всему живому.
Елочка исполняет песню "Как прекрасен этот мир" (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова)
Ведущий: Маленькую Ёлочку ласкало своими лучами Солнце, вокруг неё росли подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери:
<Слайд 4>
Елочка:
Вот Мишка косолапый в гости идет,
И с собою сереньких зайчиков ведет.
Зайцы (вместе):
Зайки прибежали - посмотри,
Ловко заплясали раз, два, три!
Танец зверей вокруг елочки
Медведь:
Ты расти на радость людям-
Мы дружить с тобою будем!
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.
Звери уходят
<Слайд 5>
Ведущий: Ёлочка выросла и превратилась в красивое молодое деревце.
<Слайд 6>
Ученик:
Ёлка-красавица выросла в лесу,
Звери спасаются, в гости к ней бегут.
Зайка-трусишка к ёлочке вприпрыжку.
Белка страха не знает, с ветки на ветку летает.
Дятел в гости прилетел, шишку скушать захотел.
И малютка мышка в норку тянет шишку.
Вот так ёлка, вот так диво,
Всем наша ёлочка угодила.
<Слайд 7>
Ведущий: Ей жилось в лесу хорошо, но она мечтала увидеть людей, и она так хотела, чтобы ее нарядили разными игрушками и огнями, а на верхушке блестела красная звезда. Она видела, что люди приходили и рубили ее друзей, она не знала, что их ждет. Елочка завидовала им.
Появляется Ворона.
Ворона: Внимание! Внимание! Свободные граждане Леса! Сколько можно терпеть этот разбой! Каждый год приходят люди, рубят наши дома и уходят!!! Мне же жить негде!!! Все лучшие ветки давно заняты. Я ж теперь бомжом буду!!! Нужно на людей в суд подать, пускай возместят наш моральный и материальный ущерб!
Елочка: Подожди, Ворона, а я очень хочу, чтобы меня забрали люди. Они украсят меня игрушками и гирляндами, и я стану еще красивей!
Ворона: Глупая! Нашла, чем хвастаться. Ты эти игрушки пробовала? Тьфу, гадость, какая! Они же не съедобные! А потом, ты думаешь, весь год стоять такая крутая и блестящая? На свалку выбросят и даже спасибо не скажут за то, что все праздники бесплатной вешалкой простояла!
Ворона улетает.
<Слайд 8>
Елочка (кричит вслед): Не надо меня на свалку! Я ценная порода, меня даже в Красную книгу собираются занести!
<Слайд 9>
Музыка П.И.Чайковского "Вальс снежинок"
<Слайд 10>
Ведущий: Один раз пришел мужчина и начал выбирать детям елочку на Новый год. И вот ему понравилась наша красавица. Он достал топор и ударил елочку, она вздрогнула, еще раз и еще. Елочка упала на белый снег, и покатились ее хрустальные слезы. Мужчина положил ее на санки и отвез домой.
Вот настал долгожданный момент - елочку начали наряжать. А на верхушку повесили большую красную звезду. "Какая красавица!" - кричали дети. Счастье длилось недолго. Прошел Новый год и елочку бросили в черный чулан. Она плакала и вспоминала, как ей было хорошо в лесу. Через какое-то время в чулан вошел хозяин, он взял елочку и понес на улицу. Когда елочка увидела свет, она поняла, какая она желтая и безобразная. Дети разожгли огонь и бросили в него желтую "красавицу". Она сгорела, а пепел разлетелся по всему миру!
<Слайд 11>
Звери поют на мотив песни "Что за дети нынче, право..." из мультфильма "Бременские музыканты" (Приложение 2).
Хором: Люди! Не рубите елки, а украшайте дом веточками! Ведь, чтобы вырастить елочку, нужно много лет!
<Слайд 12>
Ученик: Лесоводы придумали интересный способ сохранения "новогодних елочек". Нужно взять елочку из леса вместе с корнем и поместить в плоский ящик. А чтобы меньше повредить корень, его надо не выкапывать, а выдирать, потянув за стволик. Такая елочка лучше приживается. Когда новогодний праздник заканчивается, елочку выносят на улицу, а в летнее время ее поливают. Так она и живет до следующего года. А еще лучше украсить новогодний праздник искусственной елочкой.
Ведущий: А можно самому нарядиться елочкой и порадовать родных и близких в новогоднюю ночь. Ученица нашего класса Семернина Елизавета покажет мастер-класс по изготовлению костюма елочки.
Видеоролик ученицы нашего класса "Изготовление новогоднего костюма "Елочка"" (Приложение 3 не размещено из-за превышения рекомендуемого размера).
<Слайд 13>
Ученик: А знаете ли вы, сколько потребуется лет, чтобы вырастить елочку высотой 1,5 метра? 10-15 лет
Ученик: А знаете ли вы, сколько потребуется лет, чтобы восстановить вырубленный лес? 60-90 лет
<Слайд 14>
Ученик: А теперь давайте подсчитаем, сколько елочек вырубят жители нашего села в лесу, где в семье есть ученик.
В школе 338 учеников. Значит, семьи вырубят около 338 елочек. Это огромное число означает, что только для нескольких дней нужно вырубить несколько гектаров леса.
<Слайд 15>
Ученик: А знаете ли вы, что если спилить дерево ели, то на спиле можно увидеть годичные кольца. Иногда их количество достигает 300 и даже 400. Это обозначает, что дерево прожило на Земле 300 лет, целых 300 лет помогало человеку дышать, очищало воздух от углекислого газа, согревало и кормило ленных жителей. Человек, который, не задумываясь, срубает такое дерево, не понимает всех последствий произошедшего. Представьте, что каждая семья захочет срубить ёлку на праздник:Что станет с еловым лесом? Что станет с животными и птицами?
<Слайд 16>
Ученик: Ель как любое другое зеленое растение очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные газы, и выделяется кислород, нужный для дыхания всему живому.
<Слайд 17>
Ученик: Ель относится к хвойным деревьям. Это могучие легкие нашей планеты, животворные родники, дарующие людям здоровье. Эфирные масла и другие вещества, добываемые из хвойных деревьев, успешно применяются для профилактики и лечения многих распространенных заболеваний человека.
<Слайд 18>
Ученик: Найденные при археологических раскопках древнего Шумерского царства глиняные таблицы шумеров подтверждают, что за 5 тысяч лет до н. э. экстракты и отвары хвои применялись как лечебные средства. Целебные свойства хвои ели обусловлены высоким содержанием в ней аскорбиновой кислоты, витамина С, повышающего защитные силы организма, дубильных веществ, обладающих противовоспалительным действием, микроэлементов, поддерживающих нормальный обмен веществ, различных смол, обладающих бактерицидным действием, а также эфирных масел, которые губительны для болезнетворных микробов.
<Слайд 19>
Ученик: В народной медицине настой хвои, весенних побегов и шишек издавна применяли при затяжных простудных заболеваниях. Кроме того, использовали ванны из хвои при ревматизме, а настой из молодых побегов на водке и отвар почек употребляли при туберкулезе. Не перечесть всех болезней, от которых можно избавиться при помощи хвои. Это заболевания почек и сердечно - сосудистой системы, отслоение сетчатки глаза, атрофия зрительного нерва. Помогает она при рассеянном склерозе, гангрене, геморрое, судорожных состояниях. Прекрасно выводит из организма радионуклиды.
Ученик: Полезна не только хвоя, но и зеленые шишки. Они также считаются хорошим лекарством при лечении заболеваний дыхательных путей, гастритов, язвенной болезни желудка.
<Слайд 20>
Ученик: Родственница ели сосна. Я хочу рассказать вам о свойстве сосны. Вот что рассказал мой прадедушка.
"Жак Картье в 1596 году выехал на исследование берегов Канады. На его корабле весь экипаж заболел цингой (Болезнь цинга - выпадение зубов из-за недостатка витамина С). 26 матросов погибли от цинги. Высадившись на берег, команда корабля не могла найти в северных лесах ни лимонов, ни овощей.
Однако Жаку Картье удалось завязать дружеские отношения с индейцами, которые решили помочь ему и его товарищам: они посоветовали лечиться от цинги настоем из сосновой хвои. И Картье спас остатки своей команды от смерти этим средством."
Ведущий: Рецепт, который передали индейцы капитану Картье, дошел до наших дней. Его мы предлагаем всем гостям и ученикам, здесь присутствующим. Этот витаминный напиток вы можете попробовать после окончания мероприятия и взять с собой рецепт, чтобы приготовить его дома. Один стакан хвойного напитка содержит столько же витамина С, сколько стакан томатного сока, и в 5 раз больше, чем прославленный путешественниками и моряками лимонный сок.
Рецепт витаминного напитка (Приложение 4)
<Слайд 21>
Ученик:
Елочку-красавицу
Давайте сбережем:
На праздник новогодний
Из лесу не возьмем!
Ученик:
Служит домом ель животным,
Кормит жителей лесных:
Может спрятать в непогоду,
Даже вылечить больных.
Ученик:
Если каждый ель возьмет
К празднику на Новый год,
То придут такие дни -
В лесу будут только пни.
Ученик:
Пусть елочка-красавица
В лесу своем стоит.
За это вас природа...
Все (хором). От-бла-го-да-рит!
Видеоролик "В лесу родилась елочка" (отрывок из мультфильма)
<Слайд 22>
Ученик:
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Ученик:
Мы искусственную елку
Вам сегодня принесли.
И украсили шарами!
Как нарядно,
Посмотри!
Ведущий: Вокруг этой нарядной елки давайте спляшем и споем.
<Слайд 23>
Ученик:
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Кажется всех она краше,
Всех зеленей и пышней.
В зелени прячется сказка:
Белая лебедь плывет,
Зайчик скользит на салазках,
Белка орехи грызет.
Вот она, елочка наша,
В блеске лучистых огней!
Все мы от радости пляшем
В день новогодний под ней!
"Песенка о ёлочке" (музыка: О. Фельцмана, слова: И. Шаферана)
<Слайд 24>
Ученик:
А на праздник новогодний
Ель из лесу не берите!
Ученик:
И чтоб каждый это помнил,
Вы за нами повторите.
Ученик:
Мы начнем, а вы давайте
Хором дружно повторяйте.
Каждую фразу дети повторяют:
Ты не руби ель топором:
Она растет в лесу - значит, там ее дом!
Школьники исполняют песню на мотив "Землю обмотали тоненькие нити..." (слова М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина) (Приложение 5).
Хором:
Будем елку охранять
И в обиду не давать!
<Слайд 25>
Ведущий: Наша планета Земля очень большая. Она будет благодарна вам за то, что хотя бы на маленьком участке земли, вы станете добрым хозяином. Нам нужно научиться беречь нашу Землю, жить в мире, не засорять Землю, бережно использовать ее природные богатства, помогать восстанавливать леса. Вы имеете право уже сегодня сказать своим родителям, взрослым:
Ученик: Я хочу расти и жить на чистой, красивой, зеленой планете!
Ведущий: Приближается Новый год. Мы призываем вас не ставить в своих домах натуральные ели и сосны.
Срубленные красавицы порадуют вас в течение нескольких дней и будут выброшены на улицу, как ненужные вещи.
Вы можете заменить их на искусственные ёлочки, которые будут радовать вас в течение многих лет.
Мы призываем вас развесить листовки на подъездах своих домов.
С наступающим Новым годом вас!
По окончанию мероприятия детям раздают листовки.
Литература.
1. Бобров Р.В. Беседы о лесе.-2-е изд.- М.: Мол. Гвардия, 1982.-(Эврика).
2. Бобылёва Л.Д., Бобылёва О.В., Экологическое воспитание младших школьников/ Начальная школа. - 2003. - № 5. - С. 64.
3. Внеклассные мероприятия: 1 класс. / Авт.-сост. О. Е. Жиренко, Л. Н. Яровая, Л. П. Барылкина, Т. И. Цыбина, Е. Л. Резенова. - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2006. -288 с. - (Мозаика детского отдыха
4. Дмитриев Ю, Хрестоматия юного натуралиста /Авт.-сост. В.М. Вдовиченко - Мн.: ООО "Юнипресс", 2001. - с.11.
5. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2008. - 160 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
6. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Экология/Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев. Под общ. Ред. О.Г.Хинин.- М.: ООО "Издательство АСТ". 1997.