Цели:
- организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о правописании частицы не с глаголами;
- содействовать осознанию ценности изучаемого материала;
- развивать умения решать проблемные ситуации, делать выводы;
- формировать способности к применению знаний на практике;
- развивать у учащихся саму потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая индивидуальные способности учащихся;
- воспитывать сотрудничество, ответственность.
Оборудование:
- презентация (Приложение 1);
- учебник "Русский язык" для 4 класса 4.1/С.В.Иванов и другие - М.: Вентана - Граф 2005;
- "Рабочая тетрадь №1. Пишем грамотно";
- индивидуальные карточки;
- рабочие листы для работы в группах;
- магнитофон и кассета с записью шума моря.
Ход урока
<Слайд 1>
I. Организационный момент.
Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
А ваш труд это учёба.
Итак, начинаем урок русского языка.
Трудимся так, чтобы всем было интересно.
<Слайд 2>
II. Разминка для глаз.
Палец к носу и от носа.
Моргание 10 раз.
Свободно смотрим.
Круг в одну сторону.
Круг в другую сторону.
<Слайд 3>
III. Минутки чтения.
Текст "Подарок" Виталий Коржиков.
-Перед началом большой работы, проведём трёхминутное чтение. Задание: Назовите глаголы, которые встретились в тексте.
(ответы детей)
<Слайд 4>
IV. Повторение изученного.
Написаны слова: м_рщины, ел_ник, тр_вяной, разв_ лил, об_жал.
-Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить.
<Слайд 5>
Объясните написание пропущенных орфограмм. Сгруппируйте данные слова по частям речи. Найдите среди написанных слов лишнее.
(ответы детей)
<Слайд 6>
V. Минутки чистописания.
-Определите букву, которую мы будем писать на
минутке чистописания.
Она находится в корне имени существительного
женского рода
множественного числа и обозначает в нём непарный
глухой всегда мягкий
звук. Какая это буква? В каком слове она
находится?
(ответы детей)
-Согласную Щщ мы напишем вместе с буквами,
которые в корнях глаголов
являются проверяемыми безударными гласными.
Какие это буквы?
(буквы а, и)
Определите порядок следования букв в данном ряду: Щщаи ищаЩ Щщаи ищаЩ...
Напишите этот ряд букв до конца строки,
соблюдая указанную
последовательность.
- На второй строке напишите предложение:
Если не исправишь зло, оно удвоится.
Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)
<Слайд 7>
- Назовите слова, которые я выделила на доске? (развалил, обижал)
Что вы можете сказать об этих словах?
Почему именно глаголы я выделила? (с глаголами будет связана новая тема)
Что вы уже знаете о глаголах? (ответы детей)
VI. Актуализация новых знаний.
а) - Какой смысл имеют названные вами глаголы: положительный или отрицательный?
(положительный смысл)
- Почему вы так считаете?
(действия, которые обозначают данные глаголы, осуществляются, происходят)
-Что нужно сделать с этими глаголами, чтобы они стали иметь отрицательный смысл?
(подставить перед глаголом частицу не)
-Почему вы так считаете?
(действия, которые обозначают глаголы с частицей не, не осуществляются, не происходят)
- Кто теперь может сформулировать тему нашего урока? (ответы детей)
<Слайд 8>
- Да, тема нашего урока: "Правописание не с глаголами". Найдите на доске глаголы с частицей не. Прочитайте.
(ответы детей)
- Как пишется не с глаголами? (раздельно)
Будет ли не предлогом? Почему?
В русском языке, кроме предлогов, есть частицы. Одна из самых распространенных - это частица не.
Какой вывод вы сделаете из наших рассуждений? (ответы детей)
<Слайд 9>
б) Самостоятельная работа по вариантам.
Стр. 71, упр. 1. I вариант - 1 столбик
II вариант - 2 столбик
<Слайд 10>
-Поменялись тетрадями, оцените работу товарища.
<Слайд 11>
VII. Физкультминутка.
Аутогенная тренировка.
-Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плеч, ноги. Ваши ноги и руки теплеют, дыхание становится свободное, спокойное, ровное.
Звучит музыка "Наедине с природой"
- Вы на берегу моря, ярко светит солнце, лёгкий ветерок развивает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое задание. Я считаю до пяти, и мы начинаем работать.
<Слайд 12>
2. -Прочитайте:
Потчевать велено, а неволить грех.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Плохо можется, коли нездоровится.
Проблема.
-Вы вывели правило о том, что не с глаголами пишется раздельно. А как же быть с такими примерами?
Пока вы будете думать над этой проблемой, я расскажу вам сказку.
Сила любви.
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", - а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она ему: "Не верю".
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!" - и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут.
(по Ф. Кривину)
-Так в каких же случаях не с глаголами пишется слитно? (ответы детей)
<Слайд 13>
3. Чтение рубрики "Тайны языка".
Учебник стр. 70.
Не с глаголами пиши раздельно
Например: не хотел, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.
<Слайд 14>
VIII. Работа в рабочей тетради №1 "Пишем грамотно".
Стр. 26-27, упр. 2 (работа в парах)
<Слайд 15>
Проверка.
<Слайд 16>
IX. Работа по группам.
Группа А - стр. 71, упр. 2 (самостоятельно)
Группа Б - работа с учителем.
На доске текст:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел ... дождик пагулять,
Шёл неспешно по привычке -
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
"По газонам неходить".
Дождь вздахнул тихонько:
- Ох! -
И ушёл.
Газон засох.
Найдите и исправьте ошибки. Докажите.
Спишите текст.
Группа А оцените свою работу.
<Слайд 17, 18>
Проверка.
<Слайд 19>
X. Работа на карточках (по группам ).
Два ученика у доски на индивидуальных карточках:
Карточка 1. Запиши с каждым из глаголов словосочетание.
Ненавидеть _________________
Невзлюбить ____________________________
Нездоровится ___________________________
Карточка 2. Придумай предложения с глаголами и частицей не.
I группа.
Впиши в предложения пропущенные глаголы, используя слова для справок.
1. Мама сегодня легла спать пораньше, ей _____________.
2. В лесу весна ещё _________, снег ещё ___________, подснежники ________.
З. Федя __________, куда могли подеваться все ребята.
Слова для справок: недоумевал, не наступила, не расцвели, не растаял, нездоровится.
II группа.
Впиши в стихотворение пропущенные глаголы. Вам
помогут
слова подсказки, если ты добавишь к ним частицу
не.
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, ________.
Когда стоят на том же месте,
____________ путешествий...
Никто сидеть __________ стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.
Д. Родари.
Слова-подсказки: говорят, совершают, может.
III группа.
Впиши в пословицы глаголы. Определи, слитно или раздельно нужно писать не.
(не) видал - (не) бывал
Кто на море _________, тот и горя _________.
(не) шути - (не) верь
С огнём _________, ветру _________.
(не) говори - (не) знаешь
О чём __________, о том ______________ .
<Слайд 20, 21, 22>
Проверка.
<Слайд 23>
XI. Итог урока.
-Над какой темой мы работали на уроке?
(ответы детей)
Ученик.
Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок
НЕ дёргать за косички.
Ученик.
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом!
Ученик.
Я согласен даже НЕ
Рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ
Танцевать на парте!
Ученик.
Но не делайте вы мне
Никаких упрёков
Если даже я и НЕ
Выучу уроков!
-Какой вывод о написании частицы не с глаголами вы взяли из этого урока?
Выставление оценок.
<Слайд 24>
XII. Домашнее задание.
Стр. 70 правило, упр. 4 (у.),+ группа А стр. 72, упр. 3, + группа Б т. "Учусь писать без ошибок" стр. 39, упр. 68.
<Слайд 25>
XIII. Рефлексия.
-Как вы себя ощущали на уроке, какие чувства у вас вызвал урок, покажите цветом (жёлтый, синий квадраты).