Воспитательные задачи: воспитывать любовь к Отечеству; развивать творческие способности учащихся; формировать чувство гордости за свою принадлежность к России.
Оборудование: компьютер, диск CD-R с презентацией (Приложение 1), экран, диапроектор, костюмы: военная форма у мальчиков, русские сарафаны у девочек.
Ход мероприятия
В записи звучит песня “С чего начинается Родина” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).
<Слайд 1>
Ведущий.
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грез.
<Слайд 2, 3>
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
<Слайд 4>
Ученица 1. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах! Стихотворение “Береза” С. Есенина с детства хорошо знакомо всем:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром,
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит, береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
<Слайд 5>
Ведущий. Русскую березу запечатлели на своих картинах художники А.А. Пластов и И.И. Левитан, А.И. Куинджи и А.К. Саврасов. Писатель В.М. Гаршин, глядя на картину А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, сказал: “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие березки – все это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.
<Слайд 6>
Ученик 1.
Ты до того, березонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия.
И я не мыслим без твоей красы.
<Слайд 7, 8>
Ученица 2.
Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной.
Тонкой березой качается
В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!
По окнам стучат слезинки,
Кричат журавли печалясь,
С Россией своей прощаясь.
Россия моя, моя мама,
С тобой я горда и упряма.
Твоею живу я силой
Отчизна моя, Россия!
<Слайд 9>
Ведущий. Перед картиной “Березовая роща” А.И. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в березовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые березки, напоенные ее соками.
Ученица 3.
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними рос и жил,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
<Слайд 10>
Ученик 2. Перед нами картина И.И. Левитана “Березовая роща”. Белоствольные березки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковер изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
<Слайд 11>
Так и хочется прочесть строки:
На поляне, на пригорке,
Под окном среди полей
Белокорые березки – символ
Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина
Березовая, русская Россия,
Ромашковая, добрая страна.
Девочки исполняют хоровод под русскую народную песню “Во поле березка стояла”.
<Слайд 12>
Ученица 4. Какой русский человек не любит красавицу березу?
Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады – дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А.А. Фета: “И вечно радужные грезы тебя несут под тень березы, к ручьям земли твоей родной”.
Ученик 3. В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев и печенегов, давала отпор полчищам монголо-татар и многочисленным завоевателям из Европы. Не сломили Россию непобедимые наполеоновские войска. Выдержала наша страна под огнем пожарищ революций и Гражданской войны в начале XX столетия; одержала Победу над фашисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
<Слайд 13>
Ученица 5. И здесь белоствольная береза давала силы нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жен, невест, сестер… Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и… русскую березу.
Выходят дети, одетые в военную форму.
<Слайд 14, 15, 16>
Ученик 4.
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой.
И рано - раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
“Родную русскую березу
В обиду больше не дадим!”.
<Слайд 17, 18, 19>
Ученик 5. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.
В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.
Стоят три березки у вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны.
<Слайд 20>
Хор мальчиков исполняют песню “Березы” (слова М. Фрадкина, музыка В. Лазарева) (Приложение 2).
<Слайд 21, 22, 23>
Ученик 6.
За селом, вдали на перекрестке
Полевых, едва заметных троп
Я узнал солдатские березки,
У которых рыл себе окоп.
И невольно вспомнил, как стонали
Ветки их от взрывов и огня…
Возле тех березок подобрали
Чуть живым товарищи меня.
С той поры с любовью о березках
Говорили часто мне бойцы:
Ты бы злую смерть не пересилил,
Ты бы тяжких ран не перенес,
Если б мы тебя не напоили
Светлыми слезинками берез…
<Слайд 24, 25>
Исполняется песня “Березовый сок” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера) (Приложение 3).
<Слайд 26>
Ведущий. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины.
Очень хорошо об этом рассказал в своем романе “Белая береза” М. Бубеннов.
“… Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла…
А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.
- Стоит! – изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы”.
<Слайд 27>
Ученик 7.
Затихли военные грезы,
Свинцовый не цокает гул
На горькие раны березы
Как память о прошлом хранят.
<Слайд 28>
Ведущий. Растет в Волгограде березка, растет на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли наши солдаты, выстояли и победили.
Группа детей исполняет песню “Растет в Волгограде березка” (слова М. Агашиной, музыка Г. Пономаренко) (Приложение 4).
Ученик 8.
Для меня березка – часть России.
Есть она, и будет, и была…
Вот березку росы оросили,
И стоит она белым - бела.
<Слайд 29>
В записи раздается стук сердца.
Ведущий. Память… Она имеет свое начало, но она не имеет конца. В 2010 году исполняется 65 лет с того дня, когда отгремели последние залпы Второй мировой войны.
<Слайд 30>
Наши солдаты освободили от фашистов Польшу, Чехословакию, Югославию, Венгрию. Многие из них погибли и там похоронены. Как знак благодарности за свершенные дела и подвиги, как символ непобедимости и стремления к жизни, растут на могилах наших воинов кудрявые березки.
<Слайд 31>
Ученица 6.
В Трептов – парке белые березы,
Словно вдовы русские стоят.
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.
Березы! Вы печаль России…
Вдовья неизбывная тоска
Сквозь ненастья, горем залитые,
Привела сюда издалека.
Привела, поставила навеки
У ступеней скорбной тишины.
С той поры вы, не смежая веки,
Навеваете солдатам сны.
О, березы! Белые березы!
Часть России, часть моей души!
Солнце не иссушит ваши слезы,
Ветерок в листве не прошуршит…
Тяжелы шлифованные плиты
И суровы, как возмездья сталь,
Сын России с красного гранита
Через вас глядит в родную даль.
Видит он Россию до Вилюйска,
Слышит он свою родную речь…
Тишина.
И слышно, как до хруста
Он сжимает обнаженный меч.
<Слайд 32>
Ведущий. Память – это первый день мира. В этот день бойцы палили в воздух не от радости, что остались живы, - это был первый салют павшим, первый салют Победы, первый салют Памяти, и им казалось, что мир не услышит больше выстрелов.
<Слайд 33>
Ученик 9.
Под сенью вековых берез
Покоится моя Россия.
Не та, что поднялась до звезд,
А та, что в половодье рос
Купала ноженьки босые.
Ученик 10.
Что шла поляною лесной
Своей размашистой косою,
Что индевела всей спиной,
Обильно выступившей солью.
Ученик 11.
Носила на своих руках,
Мозолей кандалы носила –
Да, славится во всех веках
Моя сермяжная Россия.
Ученик 12.
А жизнь жива,
И возле пней священных
Березок племя буйно зацвело.
От их неразделимого свеченья
На всей земле становится светло.
Ученик 13.
Они стоят, дороги оторога,
И ткут, и ткут навес над тишью рек.
О, Русь моя! Березовая роща,
Которую не вырубить вовек…
<Слайд 34>
Ведущий. О белоствольной березе можно говорить еще долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия. И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Ученик 14.
Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
“Россия” - шепчут мне березки,
“Россия” - шепчут камыши,
“Россия” - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: “Русь”.
Мне не трудны твои нагрузки:
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!
<Слайд 35>
Звучит в записи песня “Береза” в исполнении Николая Расторгуева и группы “Любэ”.
Литература
- Варанкина В. А. Русская береза – символ Родины моей.// ПедСовет – 1999. - №8. – с.1-2.
- Логинова Л. Б. Я вспомнил все былое. // Читаем, учимся, играем – 2006. - №4. – с. 26–32.
- Ситдикова Ф. Сценарий весенне-летнего праздника “Береза – символ России” (Публикация по вашей просьбе) // Воспитание школьников – 2004. - №4. – с.65–71.