Форма урока: презентационная лекция с элементами беседы.
Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, атласы.
Цели и задачи урока:
- дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты;
- установить причинно-следственные связи внутренних вод с климатом, рельефом и др. компонентами природы;
- продолжать закреплять навыки работы с работать с картами, таблицами и другими источниками информации;
- развивать стойкий интерес к предмету.
Слайд 1. Презентация
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение, проверка домашнего задания.
Задание №1 (у карты).
1 вариант: показать реки бассеинов Северного Ледовитого, Атлантического океанов.
2 вариант: показать реки бассеина Тихого океана и внутреннего стока.
Задание №2. Фронтальная работа.
Повторить термины: речная система, исток, устье, бассейн, падение реки, уклон реки, расход воды, годовой сток, режим реки, расход воды, твёрдый сток, паводок, половодье.
Слайд 2–3
Задание №3. Тестовые задания.
Слайд 4–5
Ответы к тесту (учащиеся проводят взаимоконтроль).
Ключ для проверки показан на экране.
Слайд 6
3. Изучение нового материала.
- Мы познакомились с особенностями рек России. Сегодня наша цель – знакомство с другими типами внутренних вод.
- Какие другие типы внутренних вод вы знаете?
Учащиеся отвечают на вопрос.
- После этого на экране появляется схема “Типы внутренних вод”.
Слайд 7
Озера
Что такое озеро? (Учащиеся отвечают на вопрос)
Учитель рассказывает, показывая слайды:
Слайд 8. Определение озера
Слайд 9. Различие озёр по происхождению
Учитель комментирует изображение на экране.
- Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах и трещинах земной коры). Такие озёра продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира - Байкал (1637 м).
- Озёра ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины былиу глублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них: Ладожское, Онежское, Имандра.
- Мореные озёра занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.
- Вулканические озёра находятся в кратерах вулканов на Курильских островах и на п-ве Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.
- На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озёра. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озёр множество, самое известное - озеро Неджели.
- В долинах рек распространены небольшие озёра-старицы - это старые русла рек, имеющие очертание подковы – т.к. это бывшие излучены рек - меандры.
- Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озёра. Как правило, они имеют округлую форму.
Почему в одних районах озёр много, а в других их почти нет?
(Учащиеся отвечают на вопрос учителя)
Слайд 10
Слайд 11. Схема: “Причины, влияющие на образование озёр”
Выполнение практической работы на карте (отметить следующие озёра):
- Каспийское.
- Байкал.
- Ладожское.
- Онежское.
- Таймыр.
- Ханка.
- Чудское.
Слайд 12
Вопрос: Какое влияние на компоненты природы оказывают озёра?
Слайд 13
Слайд 14. Схема: влияние озёр на компоненты природы?
Болота
Cлайд 15
Вопрос: Что такое болото?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Cлайд 15. На экране появляется определение, учащиеся сравнивают своё определение с тем, что на экране.
Слайд 17. Схема “Виды болот”
Cлайд 18. Карта-схема “Распространение болот в России”
Учащиеся, получившие опережающее задание, комментируют данную схему (по следующему образцу):
Распространение болот в России
Западная Сибирь - наиболее заболоченный регион не только в России, но и в мире. Болота протягиваются более, чем на 1,5 тыс. км с севера на юг и с запада на восток. Около 80% территории этой огромной равнины заболочено.
Карелия и Кольский п-ов - одна из наиболее заболоченных территорий в России, болотами занято 30% региона. Болота размещены между мореными холмами, соединяясь друг с другом - образуют сложный рисунок, напоминающий кружевную ткань.
В Средней Сибири к востоку от Енисея болот значительно меньше. Ими занято лишь 10% площади. Заболоченности здесь способствует присутствие многолетней мерзлоты.
На Дальнем Востоке болота расположены в поймах крупных рек.
В Амурской области заболоченность достигает 36%. Для Приморья характерны зыбуны - особые болота, содержащие под слоем торфяной залежи слой воды. Значительно заболочены Сахалин и п-ов Камчатка, особенно на её Охотском побережье.
Учитель обьясняет, учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель объясняет условия образования болот, учащиеся выполняют схему в тетради.
Ледники
Вопрос учащимся: Что такое ледники? Какие виды ледников вы знаете?
Слайд 19. Определение и виды ледников
Анимация из электронного учебника: образование ледника.
Вопросы учащимся:
- Подумайте, какую роль играют ледники в природе и в жизни человека?
- Где выше снеговая линия на Северном Урале или на Кавказе?
Слайд 20. Карта-схема: “Районы распространения ледников в России”
Учащиеся отмечают эти районы на карте штриховкой.
Многолетняя мерзлота
Слайд 21. Определение многолетней мерзлоты
Учащиеся анализируют почвенную карту в атласе, где показана граница многолетней мерзлоты.
Причины образования многолетней мерзлоты (работа с текстом учебника).
Вопрос: Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота?
Учащиеся отвечают на вопрос, после этого на экране появляется.
Слайд-схема 22. “Влияние многолетней мерзлоты”
Подземные воды
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и отвечают на вопросы:
1) Что такое подземные воды?
2) Какие два вида подземных вод вы знаете? (Грунтовые, межпластовые)
3) Как различается состав и качество подземных вод? (Термальные, минеральные и пресные)
4) От чего зависит глубина залегания грунтовых вод?
Закрепление нового материала
Слайд 23. На экране показаны вопросы
Cлайд 24-25