Информационные технологии на уроках географии. Тема: "Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Форма урока: презентационная лекция с элементами беседы.

Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, атласы.

Цели и задачи урока:

  • дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты;
  • установить причинно-следственные связи внутренних вод с климатом, рельефом и др. компонентами природы;
  • продолжать закреплять навыки работы с работать с картами, таблицами и другими источниками информации;
  • развивать стойкий интерес к предмету.

Слайд 1. Презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение, проверка домашнего задания.

Задание №1 (у карты).

1 вариант: показать реки бассеинов Северного Ледовитого, Атлантического океанов.

2 вариант: показать реки бассеина Тихого океана и внутреннего стока.

Задание №2. Фронтальная работа.

Повторить термины: речная система, исток, устье, бассейн, падение реки, уклон реки, расход воды, годовой сток, режим реки, расход воды, твёрдый сток, паводок, половодье.

Слайд 2–3

Задание №3. Тестовые задания.

Слайд 4–5

Ответы к тесту (учащиеся проводят взаимоконтроль).

Ключ для проверки показан на экране.

Слайд 6

3. Изучение нового материала.

- Мы познакомились с особенностями рек России. Сегодня наша цель – знакомство с другими типами внутренних вод.

- Какие другие типы внутренних вод вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопрос.

- После этого на экране появляется схема “Типы внутренних вод”.

Слайд 7

Озера

Что такое озеро? (Учащиеся отвечают на вопрос)

Учитель рассказывает, показывая слайды:

Слайд 8. Определение озера

Слайд 9. Различие озёр по происхождению

Учитель комментирует изображение на экране.

  1. Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах и трещинах земной коры). Такие озёра продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира - Байкал (1637 м).
  2. Озёра ледниково-тектонического происхождения (тектонические впадины былиу глублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них: Ладожское, Онежское, Имандра.
  3. Мореные озёра занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.
  4. Вулканические озёра находятся в кратерах вулканов на Курильских островах и на п-ве Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.
  5. На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озёра. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озёр множество, самое известное - озеро Неджели.
  6. В долинах рек распространены небольшие озёра-старицы - это старые русла рек, имеющие очертание подковы – т.к. это бывшие излучены рек - меандры.
  7. Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озёра. Как правило, они имеют округлую форму.

Почему в одних районах озёр много, а в других их почти нет?

(Учащиеся отвечают на вопрос учителя)

Слайд 10

Слайд 11. Схема: “Причины, влияющие на образование озёр”

Выполнение практической работы на карте (отметить следующие озёра):

  1. Каспийское.
  2. Байкал.
  3. Ладожское.
  4. Онежское.
  5. Таймыр.
  6. Ханка.
  7. Чудское.

Слайд 12

Вопрос: Какое влияние на компоненты природы оказывают озёра?

Слайд 13

Слайд 14. Схема: влияние озёр на компоненты природы?

Болота

Cлайд 15

Вопрос: Что такое болото?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Cлайд 15. На экране появляется определение, учащиеся сравнивают своё определение с тем, что на экране.

Слайд 17. Схема “Виды болот”

Cлайд 18. Карта-схема “Распространение болот в России”

Учащиеся, получившие опережающее задание, комментируют данную схему (по следующему образцу):

Распространение болот в России

Западная Сибирь - наиболее заболоченный регион не только в России, но и в мире. Болота протягиваются более, чем на 1,5 тыс. км с севера на юг и с запада на восток. Около 80% территории этой огромной равнины заболочено.

Карелия и Кольский п-ов - одна из наиболее заболоченных территорий в России, болотами занято 30% региона. Болота размещены между мореными холмами, соединяясь друг с другом - образуют сложный рисунок, напоминающий кружевную ткань.

В Средней Сибири к востоку от Енисея болот значительно меньше. Ими занято лишь 10% площади. Заболоченности здесь способствует присутствие многолетней мерзлоты.

На Дальнем Востоке болота расположены в поймах крупных рек.

В Амурской области заболоченность достигает 36%. Для Приморья характерны зыбуны - особые болота, содержащие под слоем торфяной залежи слой воды. Значительно заболочены Сахалин и п-ов Камчатка, особенно на её Охотском побережье.

Учитель обьясняет, учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель объясняет условия образования болот, учащиеся выполняют схему в тетради.

Ледники

Вопрос учащимся: Что такое ледники? Какие виды ледников вы знаете?

Слайд 19. Определение и виды ледников

Анимация из электронного учебника: образование ледника.

Вопросы учащимся:

  • Подумайте, какую роль играют ледники в природе и в жизни человека?
  • Где выше снеговая линия на Северном Урале или на Кавказе?

Слайд 20. Карта-схема: “Районы распространения ледников в России”

Учащиеся отмечают эти районы на карте штриховкой.

Многолетняя мерзлота

Слайд 21. Определение многолетней мерзлоты

Учащиеся анализируют почвенную карту в атласе, где показана граница многолетней мерзлоты.

Причины образования многолетней мерзлоты (работа с текстом учебника).

Вопрос: Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота?

Учащиеся отвечают на вопрос, после этого на экране появляется.

Слайд-схема 22. “Влияние многолетней мерзлоты”

Подземные воды

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и отвечают на вопросы:

1) Что такое подземные воды?

2) Какие два вида подземных вод вы знаете? (Грунтовые, межпластовые)

3) Как различается состав и качество подземных вод? (Термальные, минеральные и пресные)

4) От чего зависит глубина залегания грунтовых вод?

Закрепление нового материала

Слайд 23. На экране показаны вопросы

Cлайд 24-25