Проблема социального сиротства очень актуальна для России. Основная цель образования и воспитания детей-сирот: социальная адаптация и формирование личности ребенка с четкими ценностными ориентирами и ответственностью за мир через геоэкологическое образование.
В 2010/2011 учебном году в рамках работы творческого объединения “Пять шагов по чистой планете” был запущен проект “Интернет-мастерская”, где сделан акцент на: практическом применении интернет и компьютерных технологий; отработке навыков презентационно-проектной деятельности с последующей публичной защитой; создании турпродукта в нескольких вариантах: компьютерная версия в Google (Google planet Earht, Google maps) или MapGPSv.7.0., Reiseplaner Europa и ее оформление в Pover Point и Word. Результаты детского творческого труда можно увидеть на сайте: www.n-stroganova2012.narod2.ru. Здесь же на сайте размещены необходимые рекомендации и опорные конспекты. Победители будут определены в процессе работы комиссии и по результатам голосования учащихся. Наиболее достойные проекты рекомендуются к представлению на конференциях: школьной, окружной, городской.Законченная работа представляет две версии: интерактивная в программе Google, компьютерная в Pover Point и Word (на бумажных носителях). На изучение этого материала отводится 10 занятий (в 7 и 8 классах), организованных во второй половине дня в групповом или индивидуальном режиме, предусмотрена и дистанционная форма работы.
Если говорить о цели обозначенного проекта, то она видится в повышении качества и эффективности образовательного процесса по географии и экологии посредством внедрения интернет и компьютерных технологий и способствовать формированию собственного взгляда на все, что мы узнаем о мире и изменениях в нем. Если же обозначить навыки, которые предполагается приобрести в ходе обучения, то это следующие: научить самостоятельно работать в конкретных программах; выбирать, анализировать, комбинировать информацию; читать интерактивные карты, создавать собственные экскурсии и маршруты, уметь представить свой продукт.
В нашем распоряжении класс с компьютерами и выходом в интернет, но это может быть и домашняя обстановка с персональным компьютером. В рамках этой работы уместно представить вашему вниманию фрагменты тематического планирования авторской программы геоэкологического объединения “Пять шагов по чистой планете”, которая рассчитана на три года обучения с 6 по 8 классы в расчете на 102 часа в год.
7 класс
№ | Час | Тема занятия | Теория/практика | Результат |
61 | 1 | Компьютерные программы и интернет ресурсы в помощь геоэкологии и туризму: Google, Wikipedia и др. | ||
62 | 1 | Использование интернет ресурсов: Google | Практическая работа пра | |
63-64 | 2 | Специальные геотуристские программы (в сети интернет) | Практическая работа Практическая | |
65-66 | 2 | Специальные геотуристские программы (на дисковых носителях) | Практическая работа | |
67-68 | 2 | Модификация сайта. | Практическая работа | |
69-70 | 2 | Итоговое занятие | Защита творческой работы | |
Итого | 10 |
8 класс
№ | Час | Тема занятия | Теория/практика | Результат |
27-28 | 2 | Работа над индивидуальными экскурсиями в Google планета | Практическая работа | |
29-30 | 2 | Работа над индивидуальными экскурсиями в Google карты | Практическая работа | |
31-32 | 2 | MapGPSv.7.0. Создание продукта | Практическая работа | |
33-34 | 2 | Reiseplaner Europa. Создание продукта | Практическая работа | |
35-36 | 2 | Итоговое занятие | Защита творческой работы | |
Итого | 10 |
Каждое занятие рассчитано на два академических часа.
Занятие 1. Компьютерные программы и интернет ресурсы в помощь геоэкологии и туризму: Google, Wikipedia и др.
- рассмотреть часто используемые интернет программы (ресурсы);
- установить программу “планета Google” на рабочий стол по ссылке: http://earth.google.com;
- знакомство с возможностями программы “планета Google”.
Занятие 2. Использование интернет ресурса: Google
- ознакомиться с одним из регионов, посредством программы “планета Google”;
- создать собственную закладку в программе “планета Google”;
- ознакомиться с возможностями программы “Google maps”;
- рассчитать собственный маршрут (ж/д или авто).
Занятие 3. Работа над индивидуальными маршрутами в “Google maps”
- ознакомиться и заложить дополнительные пункты (остановки) на пути следования по маршруту;
- создать собственную закладку в программе “планета Google”.
Занятие 4. Программа MapGPSv.7.0. (без доступа интернет). Создание турпродукта
- ознакомиться с возможностями программы “MapGPSv.7.0.”;
- расчет собственного маршрута.
Занятие 5. Программа Reiseplaner Europa (без доступа интернет). Создание продукта.
- ознакомиться с возможностями программы “Reiseplaner Europa”;
- расчет собственного маршрута.
Занятие 6. Зачетное занятие.
Творческое объединение работает третий год, но мы можем сказать, что заинтересованность воспитанников направлением значительно возросла: показатели успеваемости за предыдущий год и текущий период показали динамику роста; участие в проектной деятельности с защитами на разных уровнях возросла; за истекший период собралась достойная коллекция творческих работ.
В качестве приложения представляем: руководство для участников интернет-мастерской, опорные конспекты и практические задания.
Руководство (Приложение 1 (Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)).
Участниками интернет-мастерской являются слушатели творческого объединения “Пять шагов по чистой планете” школы-интерната №55 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в 6–8 классах.
Опорные конспекты выдаются преподавателем. Основные моменты освещены конспекта или могут быть отправлены с E-mail: stroganova@mail.ru.
С результатами работы можно и требованиями можно ознакомиться на сайте www.n-stroganova2012.narod2.ru
Результаты рекомендуется публично представить на классной защите, общешкольной конференции.
Лучшие работы размещаются на сайте www.n-stroganova2012.narod2.ru.
По результатам голосования и работы оценочной комиссии будут определены победители, которые получат грамоты и поощрительные призы.
Лучшие работы будут рекомендованы для защиты на окружном и городском уровнях.
Опорный конспект. Занятие №1 (Приложение 2).
Сегодня мы имеем два вида наиболее популярных сервисов: Карты Google (Google Maps) и Google Планета Земля (Google Earth), особенность которых заключается в следующем: очень высокая подробность картографических изображений; возможность использовать экспорт географических данных т.е.: использование на собственном сайте, создание точенных, линейных и площадных объектов с последующим их сохранением и передачей; отображение большого количества дополнительных данных на картах (фотографии, видео, энциклопедические статьи, исторические карты, погода и др.).
Таким образом, географические сервисы Google являются источником и инструментом позволяющим нанести на имеющуюся основу свои объекты. Сравните после установки Карты Google и Google Планета Земля для выяснения сходства и различий.
Установка: для установки программы “планета Google” проверьте подключение компьютера к интернет.Откройте страницу программы Google Планета Земля по адресу http://earth.google.com
Загрузить программу нужно, нажав кнопку “Загрузите Google Планета Земля”. Далее, нажмите на кнопку “Принять условия и загрузить” и так далее, следуя окнам на экране. В конце, укажите место сохранения программы.
11Запустить программу Google Планета Земля Google_Earth_CZXD.exe нужно двойным щелчком левой кнопкой “мыши”. В открывшемся окне “открыть файл” нажмите кнопку “Выполнить”.Когда установка программы будет завершена, на рабочем столе Вашего компьютера будет значок “Google Планета Земля” . Щелкните два раза по этому значку для запуска программы. Элементы управления навигацией “планета Google”:
управление осуществляем с помощью мыши: 1-корректируем север-юг; 2-расположение на экране; 3-крутить земной шар право-лево и вверх-вниз; 4-приближение-удаление. Возможности программы “планета Google”:
верхняя панель (слева направо): добавить метку; добавить многоугольник; добавить путь; наложить изображение; записать видеотур; показать исторические фото; показать солнечный свет на местности; переключиться между Землей, небом и планетами; показать линейку; отправить по Е-mail; отправить на печать. Просмотреть на картах Google: левая панель (сверху вниз): поиск; панель “метки”; панель “слои”. Чтобы сменить место, используйте поиск или джойстик перемещения.
Практическая работа. Использование интернет ресурса Google. Занятие №2.
- Через поиск найдите объект, который планируете представить в работе.
- На верхней панели выделите кнопку “метка”.
- В открывшееся окно внесите, предварительно подготовленный текст.
- Выбрав слои (левая панель) соберите дополнительную информацию об объекте с помощью дополнительных слоев “You tube”, “Сalipso” и др.
Практическая работа. Работа над индивидуальными маршрутами в “Google maps”. Занятие №3.
- В программе “планета Google” на верхней панели управления нажмите крайнюю правую кнопку для перехода в программу “Google maps”.
- С помощью поиска задайте начальный пункт маршрута.
- Параллельно с нужной картой на левой панели появляются следующие дополнительные возможности работы с картой: маршруты; места (достопримечательности); отели; фотографии. Ознакомьтесь с достопримечательностями.
- Выбрать функцию “проложить маршрут” и задать начальный и конечный пункт маршрута.
- Задайте вид транспорта передвижения по маршруту. Нажмите клавишу “Проложить маршрут”.
- Параллельно создайте документ Word. Внесите в него всю понравившуюся информацию.
- Вернитесь к программе “планета Google” и создайте метку с миниэкскурсией.
Практическая работа. Программа MapGPSv.7.0. (без доступа интернет). Создание турпродукта. Занятие №4.
Освоив логику программы “планета Google” и “Google maps” самостоятельно ознакомтесь с программой “MapGPSv.7.0.” и создайте собственный маршрут.
Практическая работа. Программа Reiseplaner Europa (без доступа интернет). Создание турпродукта. Занятие №5.
Освоив логику программы “планета Google” и “Google maps” самостоятельно ознакомтесь с программой “Reiseplaner Europa” и создайте собственный маршрут.
Основные интернет источники:
www.wikipedia.com
www.ruschudo.ru
www.turismy.com
Презентация “Работа в рамках программы” (Приложение 3:
Приложения можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)