Использование карты индивидуального развития в работе с дошкольниками, имеющими комплексные нарушения

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


В последнее время все чаще в специализированных учреждениях для детей с нарушенным слухом комплектуются группы с неоднородным составом. В такие группы включаются дошкольники не только с различным состоянием слуха и речи, но и разным уровнем психофизического развития. Некоторые слабослышащие и глухие дети имеют комплексные нарушения, при которых снижение слуха сочетается с нарушениями зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др. Наличие дополнительных нарушений предполагает реализацию индивидуального подхода в обучении и воспитании, одним из условий которого является психолого-педагогическое обследование и разработка индивидуальных коррекционно–развивающих программ.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих комплексные нарушения развития, в настоящее время принимает все большую актуальность. Работы Г.П. Бертынь, Т.А. Власовой, Л.А. Головчиц, М.В. Жигоревой, А. И. Мещерякова, Т.В. Розановой и др. посвящены проблеме изучения и обучения детей с комплексными нарушениями. Аномалии развития при комплексных нарушениях связаны с повреждениями различных систем, даже незначительное их нарушение влечет за собой особенности познавательного и речевого развития. Аномалии развития при комплексных нарушениях связаны с повреждениями различных систем, даже незначительное их нарушение влечет за собой особенности познавательного и речевого развития. Чем тяжелее и грубее формы аномалий развития, тем медленнее идет формирование некоторых личностных качеств, изменяются формы взаимодействия с окружающим миром.

С целью организации полного психолого-педагогического изучения детей с комплексными нарушениями развития на базе ГОУ “Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад 1,2 вида” № 1635 сотрудниками учреждения под руководством директора Л. В. Дмитриевой была разработана карта индивидуального развития ребенка. Основу ее составляет обобщение данных длительного психолого-педагогического изучения детей, начинающегося с момента поступления ребенка в ГОУ и продолжающегося в течение всех лет воспитания и обучения в детском саду, а затем и школе в структуре учреждения “Начальная школа – детский сад”.

Необходимость составления карты обусловлена была тем, что дети с комплексными нарушениями, часто переходили из группы в группу, нередко при этом с ними работали разные педагоги – дефектологи и воспитатели. Каждому педагогу приходилось собирать все данные о ребенке заново, получая информацию у учителей – дефектологов и воспитателей, которые не всегда могли точно воспроизвести сведения об исходном уровне дошкольника. Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных особенностей психического развития воспитанника с комплексными нарушениями развития, а также определение уровня и возможностей усвоения программного материала.

Учитывая специфику детей со сложной структурой нарушения, которые обучаются по индивидуальным программам и нуждаются в особых условиях развития, карта развития помогает упорядочить процесс обучения и воспитания таких детей, а также наладить взаимодействие между всеми специалистами, участвующими в этом.

Карта развития оформляется на ребенка при поступлении в образовательное учреждение. Вначале фиксируются краткие анамнестические сведения о ребенке и его семье, заключение ПМПК (на начало обучения и в процессе обучения), данные других специалистов (невропатолога, окулиста, психоневролога и др.), учитываются особенности протекания адаптационного периода. По своей структуре индивидуальная карта представляет собой таблицу, которая состоит из разделов. В них заносятся данные учета особенностей развития ребенка на протяжении всего периода пребывания в учреждении. Структура включает в себя следующие разделы, которые в свою очередь имеют подразделы:

I. Поведение и эмоциональное состояние в детском саду

  1. Особенности поведения;
  2. Поведение изменяется в зависимости от…;
  3. Настроение;
  4. Особенности характера;
  5. Общение с детьми в группе;
  6. Общение со взрослыми;
  7. Средства общения.

II. Физическое развитие (в разделе указывается группа здоровья, физическая активность, основные движения, координация, походка, особенности мелкой моторики);

III. Навыки самообслуживания (в еде, в одевании – раздевании, в умывании, опрятность, туалет – для дошкольного отделения; );

IV. Детская деятельность:

  1. Игра;
  2. ИЗО;
  3. Лепка;
  4. Аппликация;
  5. Конструирование.

V. Познавательное развитие:

  1. Зрительное восприятие;
  2. Внимание;
  3. Мышление;
  4. Память;
  5. Математические навыки;
  6. Обучаемость, выполнение программы трудности

VI. Развитие речи:

  1. Устная речь;
  2. Собственная устная речь;
  3. Письменная речь;
  4. Устно-дактильная речь;
  5. Состояние словаря;
  6. Состояние разговорной речи;
  7. Состояние описательно – повествовательной деятельности.

VII. Развитие слухового восприятия:

  1. Характеристика аудиограммы;
  2. Работает с аппаратом / без;
  3. Функция развития слуха (% воспринимаемого материала);
  4. Ощущение звучания голоса с аппаратами и без;
  5. Различение, опознавание, распознавание;
  6. Уровень выполнения программы;
  7. Звукопроизношение (оценивается отдельно, бланки прилагаются).

В конце карты имеются такие разделы, как “Динамика развития” и “Учет трудностей в усвоении программного материала”. В них оценивается уровень развития ребенка по всем разделам программы (высокий, средний, ниже среднего, низкий) и определяются предполагаемые причины, по которым тот или иной раздел не усвоен в полной мере (характер нарушений в развитии, особенности семейного воспитания и пр.).

Разделы карты заполняются в конце каждого учебного года. В ее заполнении принимают участие все участники воспитательно-образовательного процесса. Поведение и эмоциональное состояние оценивается как педагогом, так и воспитателем, и психологом, данные физического развития фиксируются педагогом по физическому воспитанию, а раздел группа здоровья уточняется у медицинского персонала. Такие разделы как навыки самообслуживания и детская деятельность заполняются воспитателями, познавательное развитие – психологом, развитие слухового восприятия и речи – сурдопедагогом.

Оценка уровня динамики производится на основе определения степени усвоения индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Динамика развития и трудности усвоения программного материала обсуждаются совместно всем педагогическим коллективом, принимающим участие в обучении и воспитании ребенка. Контроль заполнения карты индивидуального развития осуществляется администрацией ГОУ в лице старшего воспитателя, заместителя директора по УВР, а также непосредственно директором ОУ.

Таким образом, происходит преемственность в работе педагогического коллектива. Это значительно облегчает взаимодействие между специалистами, дает полную картину темпов и динамики развития ребенка с комплексными нарушениями. Карта помогает отслеживать изменения в процессе развития таких дошкольников, “рассказывает” о трудностях и особенностях обучения по всем возможным направлениям, что, в свою очередь, позволяет наилучшим образом осуществлять индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку.

Важно, что карта индивидуального развития носит динамический характер, т.е. педагоги, а главное, родители могут наглядно увидеть динамику в воспитании и обучении. Вся информация, вносящаяся в карту, передается из дошкольного отделения в школу, где, в свою очередь, учитель может проследить всю историю обучения данного ребенка со сложным нарушением развития.

Таким образом, наличие карты индивидуального развития способствует более точной оценке результатов психолого-педагогического изучения ребенка и осуществлению индивидуально-ориентированного подхода к его обучению.

Библиографический список:

  1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2001. – 304 с.
  2. Жигорева М.В. Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития // Коррекционная педагогика – 2009. – № 5. С.5–12.
  3. Программа “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития/ Головчиц Л.А., Гаврилушкина О.П., Дмитриева Л.В., Соколова Н.Д., Шматко Н.Д. и др.; Под ред. Л.А. Головчиц.– М.: УМИЦ “Граф-пресс”, 2003. – 128 с.