Цели.
Формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин; обучение связному, последовательному изложению событий.
Задачи:
- расширять, уточнять и активизировать предметный, глагольный словари и словарь признаков у детей 5-6 лет;
- закреплять умение детей составлять предложения и распространять их с помощью наводящих и подсказывающих вопросов воспитателя и самостоятельно;
- продолжать работу по составлению рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием;
- упражнять детей в подборе вариантов придумывания названия рассказа;
- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
1. Организационный момент начала занятия.
Игра с мячом “Какой человек?” Бросаю мяч детям последовательно каждому ребёнку и задаю вопросы. Ребёнок, поймавший мяч, должен вернуть его педагогу и ответить на вопрос.
- Если человек делает добро, какой он? – Этот человек добрый.
- Если человек проявил смелость, какой он? – Этот человек смелый.
- Если человек заботится о ком-о, какой он? – Этот человек заботливый.
- Если человек ласково относится к кому-то, какой он? – Этот человек ласковый.
- Если человек удивился кому-то, какой он? – Этот человек удивлённый.
- Если человек радуется чему-то, какой он? – Этот человек радостный.
2. Сюрпризный момент.
Посмотрите, ребята, к нам пришёл в гости радостный кот. Совсем недавно с ним случилась удивительная история, благодаря которой он превратился в доброго, ласкового и весёлого котика.
Коту захотелось поделиться этой радостью с нами, и он решил рассказать эту историю. Кот любил очень рисовать и поэтому свою историю он запечатлел в рисунках, то есть в картинках.
Проходите на стульчики, садитесь и мы все вместе рассмотрим картинки.
3. Основная часть занятия.
Воспитатель.
- Ой! Кот поиграл с картинками и перепутал их порядок. Давайте расставим картинки по порядку (сверху-вниз).
Далее проводится беседа по содержанию каждой картинки.
№1. Кто изображён на этой картинке? Какое имя можно дать этой девочке? Как вы думаете она находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему у девочки такой озабоченный вид? Что увидела девочка в траве? Чей это хвост?
№2. Почему девочка так удивлена? Что увидела девочка в траве? Почему кот не выходил на зов девочки? Что лежало в гнезде? Как выглядит кот? Что он собирался делать? А девочка?
№3. А на этой картинке кого вы видите? Что делает девочка? Почему она взяла яйцо в руки? Что произошло на глазах у девочки с яйцом? Кто появился из него? Из него вылупился… цыплёнок! А что делает кот? Как он смотрит на девочку и цыплёнка? Почему появление цыплёнка похоже на маленькое чудо?
№4. Куда отправилась девочка? Кто подбежал к ней? Как выглядит курица? А цыплята? Что девочка сказала на прощание маленькому цыплёнку?
Воспитатель.
- Молодцы, ребятки, а теперь давайте с вами все вместе отдохнём.
Физминутка.
Сел здесь кто-то у окошка – очки у глаз
Посчитать мышей немножко – пальчики здороваются
Раз – мышонок сел в углу, - хлопок, “домик” из пальцев
Два – у печки на полу, - хлопок, поставить кулак на кулак
Три – забрался под кровать. –хлопок, из ладоней составить букву Т
Вдруг стал кто-то здесь урчать – поочерёдно вытягивать руки вперёд с “когтями”
Убежали мыши вон! – в быстром темнее хлопнуть 4 раза
Кто урчал здесь за окном? – удивиться.
Воспитатель.
- Ребята, давайте придумаем название нашему рассказу.
- Как можно назвать эту историю в картинках? (Рождение цыплёнка, день рождения).
- А на день рождения что дарят? (Подарки).
- Давайте и мы с вами приготовим цыплёнку подарок – историю-рассказ о его рождении. Для этого вы сейчас станете писателями и будете придумывать рассказ по этим картинкам. Я же буду записывать ваш рассказ в книжку.
Рассказывание детьми по цепочке
- Ребята, составить вам рассказ помогут схемы, которые лежат перед вами. Что происходило сначала, что потом в нашей истории?
- Будьте внимательны, следите за рассказом товарища, так как любой из вас может продолжить рассказ.
- Кто желает начать составление рассказа “День рождения цыплёнка”? (Дети по цепочке составляют рассказы по картинкам).
- Давайте спросим кота, понравился ли ему наш рассказ и подарим ему книжку.
Подводится итог занятия.
Чем мы занимались с вами на занятии?
Чему научились?
Какие новые слова запомнили?
Как относилась девочка в рассказе к коту?
А к цыплёнку?
Как люди должны относиться к животным, природе?