Волго-Вятский экономический район. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели.

  1. Сформировать представление об особенностях ЭГП, природных условиях и ресурсах, хозяйстве и населении В-ВЭР.
  2. Продолжить формирование умений составлять характеристику района.
  3. Развивать умения самостоятельно работать с различными источниками информации, в т.ч. Интернет-ресурсами, обрабатывать информацию, выделяя главное, составлять презентацию, работать в группе, выступать с сообщением, делать выводы, работать с интерактивной доской.

Оборудование.

  1. Тесты по Северному экономическому району (для компьютера, для работы на интерактивной доске, печатные экземпляры).
  2. Бумага для ответов (4-5 листов).
  3. Опережающие задания по теме урока, которые учащиеся выполняли, подбирая материал из различных источников информации.
  4. ПК с установленными программами тестирования и готовым тестом.
  5. Интерактивная доска с флипчартом-тестом, пультами для интерактивного опроса.
  6. Тетради для работы.
  7. Графический планшет.
  8. Контурные карты; простые карандаши; атласы.
  9. Заготовка для слайда (каждой группе).
  10. Задание-алгоритм для работы групп.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

По традиции начинаем урок с тестового контроля по ранее изученному Северному экономическому району. На компьютере работают 12 человек. Перед вами задача: ответить на вопросы теста, внимательно выбирая варианты ответов. С интерактивной доской работают 10 человек. Разобрали свои пульты. Будьте внимательны. На местах с печатными вариантами работают все остальные учащиеся. Приступаем к работе.(7-8 минут) Учитель проверяет работу учащихся на компьютере, фиксирует результаты. На интерактивную доску выводятся результаты второй группы (процентное выполнение теста, оценка, анализ ответов по каждому вопросу).

Итоги тестового контроля (количественные).

II. Изучение нового материала.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какую цель мы можем поставить сегодня на урок? (Составить характеристику Волго-Вятского экономического района). В учебнике А.И.Алексеева, В. В. Николиной “Население и хозяйство России. 9 класс” этому району совсем не уделено внимания. Материал по району подбирали заранее. Покажите готовность групп к работе (учащиеся поднимают листы вверх). Перед нами стоит задача: обработать имеющуюся информацию, полученную из различных источников, Интернета и др.

Задание:

В течение 7-8 минут группа работает по одному из пунктов плана характеристики экономического района. Вам нужно отобрать главное содержание по вашему вопросу из текста. Обсудить и кратко записать его на заготовку для слайда. Подготовиться к выступлению (группа выбирает выступающего и того, кто будет представлять текст слайда на интерактивной доске – коллегиально).

По итогам работы всех групп создается рабочий вариант презентации, посвященной Волго-Вятскому району.

Остальные учащиеся слушают выступающих, делают записи в свои рабочие тетради, сверяют свои записи с текстом на интерактивной доске.

Слайд №2 - Картосхема района с субъектами федерации В-ВЭР). (Презентация)

1. Начинаем с состава района. Задание:

1. По картам атласа определите, сколько субъектов федерации входит в состав В-ВЭР? (5)

2. Назовите эти субъекты федерации (2 области - Кировская, Нижегородская и 3 республики – Марий Эл, Мордовия, Чувашия).

3. На контурной карте простым карандашом проведите границы субъектов.

Подпишите областные и республиканские центры – 3 минуты.

2. Алгоритм работы группы по заданию:

Работа групп (4-5 человек) по заданию (распечатка на столах) и индивидуальным заданиям.

  • Отбор материала в ходе обсуждения.
  • Запись краткого ответа на заготовку слайда.
  • Подготовка выступления (1-2 минуты).
  • Формулирование выводов.
  • Оценка работы каждого в группе.

Время работы в группе-(5 минут)

3. Отчет групп (15-20 минут) по составлению характеристики района и слайда презентации

Слайд №3

1 группа - Экономико-географическая характеристика (ЭГП) района.

(Ученик у доски дает краткую характеристику вопроса, а второй ученик делает запись на интерактивной доске в окне слайда).

Слайд №4

2 группа - Природные условия.

Слайд №5

3 группа - Природные ресурсы.

Слайд №6

4 группа - Хозяйство района. Промышленность.

Слайд № 7

5 группа - Сельское хозяйство. Транспорт.

Слайд №8

6 группа - Население. Города.

Слайд №9

7 группа - Проблемы и перспективы района.

III. Обобщение.

“Визитная карточка района” (индивидуальное задание ученику).

Задание: составить визуальный ряд, который определяет “лицо района” в стране (карта, диаграммы, народы, города, Волга, известные предприятия, товары, народные промыслы, исторические памятники и др.).

Ученик представляет слайды с видеорядом, комментируя их.

Учитель: Презентация готова! Вы - молодцы! Характеристику составили. А теперь домашнее задание.

Слайд №10

IV. Домашнее задание.

  • Выучить записи (подготовиться к тесту по В-ВЭР).
  • На контурную карту нанести специализацию центров В-ВЭР.
  • Индивидуальное задание: завершить презентацию, “довести до ума”. Кому поручим это задание? (Учащиеся называют творческую группу)

V. Итоги урока. Оценки за работу в группе (называет руководитель группы).

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

Литература к уроку

  1. География. 9 класс: Поурочные планы по учебнику А. И. Алексеева, В.В.Николиной /Авт.-сост. С.А.Малиновская. - Волгоград: Учитель, 2004. – 171 с.
  2. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. - 3-е изд., испр.- М.: Дрофа,2002. - 288с.: ил., карт.
  3. География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий / Авт.-сост. Н. В. Яковлева.- Волгоград: Учитель, 2009. -138 с.
  4. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. - М.: “Вако”, 2005. - 288 с. (В помощь школьному учителю).
  5. Курашова Е.М. География России: 8-9 классы. Материалы для подготовки к экзамену: учебно-методическое пособие / Е. М. Курашова. - М.: Издательство “Экзамен”, 2009. – 222 с. (Серия “ГИА. Экспресс-курс”).
  6. Родионова И.А.Учебное пособие по географии. Экономическая география России. Московский Лицей. - 189 с. - 2000.
  7. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ И. А. Кугут, Л.И.Елисеева и др. - М.: Глобус, 2008. - 244 с.- (Современная школа).

Приложение 1