Цели:
- учить правилам безопасного поведения в природе;
- расширить знания учащихся о ядовитых растениях и грибах;
- развивать логическое мышление и воображение;
- познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами, ядовитыми растениями.
Оборудование:
- иллюстрации с изображением различных видов молний;
- иллюстрации с изображением ядовитых растений;
- иллюстрации с изображением съедобных и ядовитых грибов, 2 лукошка;
- карточки с названием опасных природных явлений;
- ребусы по теме: «Ядовитые растения»
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания по теме «Опасные места» (учебник с.18)
Выставка и обсуждение условных знаков, нарисованных дома.
2. Сообщение темы урока
– Мы часто говорим, что природу нужно защищать. И это верно. Но бывают случаи, когда приходится защищаться от природы. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об опасностях, которые могут подстерегать нас в природе.
Тема урока: «О молниях, змеях, собаках и прочем». Изучать природные опасности мы будем по плану:
А) Вид природной опасности.
Б) Где можно встретить.
В) Правила безопасности.
Г) Первая медицинская помощь.
– Послушайте загадку и вы узнаете название первой опасности, с которой можно встретиться в природе.
Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь)
– Когда бывают эти природные явления?
– Как вы думаете, что опасней – гром или молния?
Первая природная опасность, о которой мы с вами
поговорим, это МОЛНИЯ.
(На доске вывешиваю карточку «МОЛНИЯ»)
– Где можно увидеть молнию?
– Посмотрите на иллюстрации разных видов молний,
и попробуйте дать им названия. (Линейная,
шаровая)
Рассказ учителя:
Линейная молния на равнинах, как правило, бьёт из облака в землю или в воду. Более опасны разряды, проскакивающие от земли в облако. Молния, как правило, ударяет в высокие объекты. Шпили высоких домов и церквей, антенны и мачты могут служить громоотводом. Линейные молнии часто являются причиной возникновения лесных пожаров. Вода часто притягивает молнию.
Т.Б.
– Что же делать, если в небе появились линейные молнии?
- Если гроза вас застала купающимся или плывущим в лодке, немедленно добирайтесь до берега.
- Одиночные деревья тоже притягивают молнии. Поэтому находиться во время грозы под деревом опасно.
– Если природа линейной молнии ясна и её поведение предсказуемо, то природа шаровой молнии до сих пор не понятна. Светящиеся шары голубого, зелёного, желтого или красного цветов могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-нибудь предметом.
Т.Б.
– Что же делать, если всё же в ваш дом влетела шаровая молния? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов.Учитель их корректирует и сообщает новую для детей информацию).
- Прежде всего, нельзя делать резких движений и тем более убегать.
- Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов.
Закрепление материала по плану
Предлагаю учащимся рассказать о линейных и шаровых молниях по плану:
А) Вид природной опасности.
Б) Где можно встретить.
В) Правила безопасности.
Г) Первая медицинская помощь.
Другие учащиеся дополняют рассказы учеников.
– А сейчас мы с вами отправляемся в лес. Светит
яркое солнце, дует ветерок, цветут цветы.
– Какие опасности можно встретить в лесу? (Учащиеся
предлагают свои варианты ответов, среди которых:
грибы, животные, змеи, ядовитые растения и т.д.)
– Первая лесная опасность, о которой мы с вами
поговорим, это ГРИБЫ.
(На доске вывешиваю карточку «ГРИБЫ»)
– Какие правила сбора грибов вы знаете? О чём
надо помнить, собирая грибы?
– Давайте поиграем в игру: «Грибники». (На
доске нарисованы два лукошка с
названиями:«СЪЕДОБНЫЕ» и «ЯДОВИТЫЕ»). Я буду
читать вам загадки про грибы, вы их должны
отгадать, найти иллюстрацию с изображением
данного гриба и прикрепить картинку в лукошко.
1 загадка:
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсит,
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень ядовит,
Смотри не бери его с полянки,
Его называют… (поганка).
– На какой гриб похожа бледная поганка?
2 загадка:
Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу,
Называют их… (опята).
– Посмотрите на иллюстрации с изображением
осенних и ложных опят.
– Определите отличие ложного опёнка от опёнка
съедобного.
3 загадка:
Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)
4 загадка:
Растут в лесу сестрички,
Рыжие… (лисички)
5 загадка:
В лесу под берёзкой крошка:
Только шапка, да ножка. (Подберёзовик)
6 загадка:
На бору, на яру
Стоит мужичок –
Красный колпачок. (Мухомор)
Т.Б.
– О чём надо помнить, собирая грибы в лесу?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов.Учитель их корректирует и сообщает новую для детей информацию).
- Никогда на собирай грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь.
Первая медицинская помощь
– Если вы всё же отравились грибами, каковы будут ваши действия? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
- Первая помощь при отравлении грибами состоит в промывании желудка.
- Необходимо обратиться к врачу.
– Мы с вами продолжаем путешествовать по лесу, вокруг много красивых цветов, ягод. Среди них есть и опасные для человека растения. Отгадайте ребусы и прочитайте названия ядовитых растений.
На доске появляется табличка: «ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ»
Ребусы:
ББЕЛ – Б + ЕС – С + НА (БЕЛЕНА)
ДУАР – А + МВАН – В (ДУРМАН)
*ОРО**Й (ВОРОНИЙ ГЛАЗ)
ДЫШ ЛАН (ЛАНДЫШ)
– Рассмотрите иллюстрации с ядовитыми растениями. Какие вам знакомы?
Т.Б.
– О чём надо помнить, когда вы встретите в лесу эти растения? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов.Учитель их корректирует и сообщает новую для детей информацию).
- Никогда не бери в рот никаких плодов или других частей растений, если хоть немного сомневаешься в том, что они съедобные.
Первая медицинская помощь
– Если вы всё же отравились плодами ядовитого растения, каковы будут ваши действия? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
- Первая помощь при отравлении растениями состоит в промывании желудка.
- Необходимо обратиться к врачу.
– Лесные путешествия полны опасностей, но кроме грибов и ядовитых растений, в лесу можно встретить и жалящих насекомых, ползающих змей, диких животных.
На доске появляется табличка «ЖИВОТНЫЕ»
– Кого мы называем «жалящими» насекомыми? (Оса, пчела, шмель, шершень)
Т.Б.
– Как защитить себя от укусов насекомых? (Учащиеся предлагают свои варианты ответов.Учитель их корректирует и сообщает новую для детей информацию).
- Не приближайтесь к пчелиным ульям.
- Не разоряйте гнёзда ос.
- Если насекомое залетело в комнату, не гоняйтесь за ним.
- Будьте осторожны, когда едите или пьёте сладкое, осы часто забираются в мёд, варенье, фрукты.
Первая медицинская помощь
- Если вас ужалила пчела, необходимо осторожно удалить жало из места укуса.
- Оса не оставляет жала и может жалить неоднократно. Чтобы уменьшить боль, необходимо на место укуса положить что-нибудь холодное. Пострадавшему следует чаще пить. Обратитесь к врачу.
– Кому посвящена следующая загадка?
Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать опасно –
Укусит! Ясно? (Змея)
– Где встречаются эти животные?
– Прочитайте текст в учебнике на странице 26 и
подготовьтесь рассказать о змеях по плану.
Первая медицинская помощь
- Главное – спокойствие.
- Если вас укусила змея, то во-первых надо отсосать яд из ранки и выплюнуть его. После этого рот необходимо прополоскать. Пострадавшему дают чаще пить.
- Необходимо обратиться к врачу.
– Наш урок подходит к концу. У кого есть вопросы
по теме? Что вам было непонятно? Что на уроке
вам понравилось особенно? Что вы узнали нового? О
чём вы уже знали?
– В конце урока я предлагаю проверить ваши
знания с помощью карточек – тестов.
Каждый из вас получит карточку, на которой вы
должны выполнить предложенное вам задание.
Проверка изученного на уроке:
1 тест:
– Вы гуляете зимой в парке. Вдруг из-за кустов
выбегает собака и с лаем бежит в вашу сторону. У
вас в руках клюшка и сумка с коньками.
Выберите из предложенных вариантов правильные и
номер обведите кружком.
1. Замахнуться клюшкой и отогнать собаку.
2. Сохранять спокойствие.
3. Убежать от неё.
4. Остановившись, повернуться к собаке лицом
вполоборота.
5. Громко позвать хозяина собаки.
6. Если собака прыгает на вас, надо закрыть лицо и
горло руками.
2 тест:
– Летом вы решили пойти искупаться в речке.
Вода была тёплая и вы с ребятами устроили
соревнования по плаванию. Но вдруг началась
гроза. Засверкала молния.
Выберите из предложенных вариантов правильные и
номер обведите кружком.
- Буду дальше плавать.
- Выйду немедленно из воды.
- Встану под дерево.
- Спрячусь в овраге.
- Буду держаться подальше от электрических проводов.
- Буду быстро бегать по берегу, вдруг молния не попадёт в меня.
3 тест:
– Вы отправились в лес за грибами. Вокруг цвела белена, вороний глаз, ромашка, колокольчики и много других цветов. Я собрал(а) полную корзину грибов и букет цветов. Мама обязательно сварит вкусный грибной суп!
Задание: ответить письменно на вопросы:
- Какое лекарственное растение вы встретили в рассказе? Ответ:______________
- Выпишите название ядовитых растений, которые вам встретились. ________________________________
- Подчеркните только съедобные грибы: мухомор, ложноопёнок, подосиновик, подберёзовик, лисички, шапиньон, бледная поганка.
Домашнее задание:
– Прочитать в учебнике страницы 23-28, ответить
на вопросы.
– Придумать и нарисовать условные знаки к
правилам безопасности, изученным на уроке.