Цели: ознакомить со смыслом праздника День Победы; формировать нетерпимое отношение к фашизму; становление социальной компетенции.
Оборудование: большая линейка; фотографии фашистских концлагерей; ломти хлеба весом 125 г.; конвертик-треугольник; георгиевские ленточки; рабочие листы; презентация к занятию.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
– Ребята! Сегодняшний наш урок я хочу начать с полусказки-полубыли. В одной стране, где жили разные люди, блондины с голубыми глазами решили, что они лучше, сильнее, красивее и умнее (слайд 3), чем кудрявые брюнеты с карими глазами, и отобрали у них дома, деньги, вещи, а их самих убили…
Рассказ учителя сопровождается показом и передвижением картинок с изображением людей:
– Людей, которые так думают и поступают, называют фашистами.
Учитель вывешивает табличку и показывает эмблему фашизма – свастику: (слайд 4)
Фашисты
– А сейчас я расскажу вам, как 65 лет назад, 22 июня 1941 года, фашисты напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. (слайд 5, 6)
– Обратимся к рабочим листам. Прослушайте текст, следя по нему глазками.
Фашисты напали на нашу Родину. Они стали сжигать наши дома, угонять к себе домашний скот и вывозить зерно. Взрослых людей враги уводили в рабство, а больных и стариков убивали. От боли и страданий стонала родная земля.
– Выразите свое отношение к действиям фашистов, раскрасьте кружок в один из следующих цветов: красный, зеленый или черный.
– Дети тоже ощутили на себе весь ужас фашизма. (слайд 7) Для них фашисты построили специальные детские концлагеря. (слайд 8) Так, например, на территории Латвии был построен лагерь Саласпилс. Там были дети и вашего возраста. Чтобы лучше понять, какие чувства испытывали ваши сверстники, встаньте, выйдите из-за парт и постройтесь в колонну по одному. Сейчас мы будем мериться. (Дети встают).
– В лагере на расстоянии 120 см. была поставлена планка, под которой все дети должны были пройти. (Учитель с помощью большой линейки отмеряет данное расстояние от пола до доски и проводит мелом черту).
– Те из детей, кто доставал до планки, оставались в живых, но должны были каждый день сдавать стакан крови.
– Вам стало страшно? А ваши ровесники испытывали еще больший страх. Ведь это было в реальности. Детей, которые были ниже планки, убивали, а из их кожи делали сумки и перчатки. Трупы сжигали в специально оборудованных печах. И поэтому маленькие ростом дети вставали на цыпочки, стараясь достать до планки. Рассмотрите печи, созданные для сжигания людей, и символ убийц – фашистскую свастику. Зачиркайте ее в своих листах.
– А теперь я хотела бы, чтобы вы посмотрели фотографии тех страшных военных лет. (Слайд 9).
– Прочитайте слова в задании 3. Выберите и подчеркните два слова, которые соответствуют вашему отношению к фашистам.
– Жители, которые остались на захваченных фашистами территориях, тоже испытывали тяготы войны. Давайте перенесемся в город Ленинград (слайд 10), оказавшийся в полном вражеском окружении. (слайд 11)
– Посмотрите, на тарелочках, которые мы вам раздали, лежат под №1 – столярный клей; под №2 – хвоинки ели; №3 – глицерин; №4 – вазелин; №5 – водоросли; №6 – опилки; № 7 – бумага; №8 – жир для смазки танков, а смазывали их солидолом. Предположите, как использовались эти объекты жителями блокадного Ленинграда? (Мнения детей).
– На самом деле все эти объекты ленинградцы вынуждены были есть из-за страшного голода, ведь на день каждому ребенку выдавали только ломтик хлеба весом 125 граммов. (Учитель показывает такой кусочек хлеба со словами).
Одно желание жило в их сердцах,
Не покидавшее несчастных даже в снах,-
Желанье,– голод утолить,
Хотя бы корочку сухую откусить
И с наслаждением ее жевать… (слайд 12)
Кому пришлось такое испытать, (слайд 13)
Тот продолжает и доныне
К хлебу относиться, как к святыне.
– Ребята, но это еще не все. Я смогла познакомить вас только с некоторыми проявлениями фашизма. Нам сейчас даже трудно представить, что было бы с нашей Родиной, всеми нами, если бы на защиту своих матерей, жен, детей не встали бы ваши прадеды. (слайд 14)
– Великая Отечественная война– это два океана. Один-океан печали, другой – океан победной радости, и оба они неразделимы. Слезы печали и слезы радости солоны одинаково. (Слова учителя сопровождаются двумя визуальными рядами. На доске схематично изображены два океана. На одном помещены фотографии с печальными кадрами, а на другом – радостные кадры победы).
– Советский Союз победил, но победа досталась сверхвеликой ценой. ( Учитель демонстрирует схему потерь советского народа в Великой Отечественной войне)
– Из 33 миллионов человек, надевших солдатские шинели, схематично это выглядит так.
(Учитель демонстрирует схему потерь советского народа в Великой Отечественной войне)
– Вернулись домой лишь 12 миллионов человек, что составляет 2/3 этой схемы.
– Ребята, уберите на схеме 2/3 части.
( Ученик отрывает от схемы кусок, равный 2/3)
– Но многие из них были изранены, искалечены… А до наших дней дожили уже единицы. Они живут среди нас. В этот предпраздничный день хочется сказать слова благодарности за мир, который нам подарили ветераны и прочитать такие стихи:
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена.
Горят, как памятные даты.Вам всем, кто вынес ту войну –
В тылу иль на полях сражений, –
Принес победную весну, –
Поклон и память поколений.Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.Броня во вмятинах глубоких,
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.Отстояли наши деды
Труд и счастье на земле,
Ярче светят в честь Победы
Звезды мира на Кремле.За страну родную люди
Отдавали честь свою,
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.Вы в битве родину спасли,
Преодолели все преграды.
Спасибо вам от всей земли,
За всё спасибо вам солдаты.И в добрый час, счастливый час,
Час мирного рассвета,
Во имя вас, во имя вас
Мы празднуем Победу!Как вы вступали в города
Навстречу вам бежали дети.
Вам благодарны навсегда
Мы все, живущие на свете.Мы помним всех по именам,
И всех обнять мы рады!
От всей души спасибо вам,
Спасибо вам, солдаты!Чтоб не лежал весь мир во мгле,
Себя в бою вы не щадили.
И стольким людям на земле
Вы счастье жизни подарили.От всех, кто вами был спасён,
От всех, кто нынче рядом,
Примите наш земной поклон,
Советские солдаты!Помните!
Через года, через века
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!
Песню свою отправляя в полёт
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!Неугасима память поколений
И память тех, кого мы чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби молча постоим.
– Минута молчания ( Минута молчания. Звучит метроном.) (слайд 15)
III. Подведение итогов урока
– Давайте поблагодарим ветеранов, написав добрые слова людям, спасшим мир от фашизма.
-На ваших рабочих листах есть текст со словами благодарности ветеранам, который вы сейчас перепишите на тетрадные листы бумаги. ( Дети пишут благодарственные слова на листочках бумаги).
– В годы войны письма не отправляли в конвертах, а их складывали в треугольники. Сейчас я научу вас это делать. ( Учитель показывает уже готовый треугольник и учит детей, как его сделать).
– А сейчас я соберу у вас эти конвертики, в которых, я надеюсь, хранится тепло ваших сердец. А затем в День Победы 9 мая на митинге, который регулярно проводится в нашем поселке, эти письма мы отдадим нашим ветеранам.
( У учителя в руках георгиевские ленточки на каждого ребенка).
– Традиционным символом праздника 9 Мая, является георгиевская ленточка. (слайд 16)
– Прикрепляя ее к одежде 9 Мая, люди выражают свое уважение тому великому подвигу, который совершили ветераны Великой Отечественной войны, отстояв нашу Родину и освободив Европу от фашизма. Давайте и мы с вами прикрепим к одежде георгиевские ленточки в знак нашего уважения к ветеранам. Ведь если ваши прадеды-ПОБЕДИТЕЛИ, значит, и вы тоже – ПОБЕДИТЕЛИ. ( Дети прикрепляют ленточки, помогая друг другу. Звучит музыкальный клип песни “День Победы”(сл.В.Харитонова, муз. Д. Тухманова). (слайд 17)
-В заключении нашего занятия, прочувствовав всю боль и тяготы войны, съедим блокадных 125г. хлеба, чтобы понять какой он дорогой и вкусный.
Информационные ресурсы:
- Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008.
- http://www.uchportal.ru/
- http://www.victory-day.ru/
- http://viki.raf.ru/