Уют в доме своими руками. Панно из лоскутов

Разделы: Технология


Цели урока:

  • уяснить, что уют в доме, его неповторимость во многом зависят от умения хозяев этого дома сделать что-то своими руками;
  • показать преемственность поколений в создании уюта;
  • ознакомить с основными приёмами изготовления лоскутной аппликации;
  • учить работать творчески;
  • воспитывать аккуратность, фантазию, художественный вкус; прививать любовь к народному творчеству.

Наглядные пособия: образцы украшений дома (скатерти, салфетки, вышивка, аппликация из ткани). Таблица «Образцы швов»

Оборудование: ножницы, иглы, карандаш, кусочки ткани.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Подготовка рабочего места к занятию.
На фоне звучания русских народных мелодий идёт сообщение темы занятий.

2. Слово учителя

Девочки, на сегодняшнем занятии мы с вами продолжим тему по благоустройству своего дома, начатую в 7 и 8 классах.
Давайте вспомним чему мы учились по данной теме. (Ответы учащихся)
– Как подобрать мебель для разного типа квартир и как её расставить.
– Как подобрать обои, шторы и красиво их развесить.
– Как содержать дом в чистоте

(Демонстрация работ учащихся по данной теме – Приложение, рис. 1-2)

И сегодня мы с вами продолжим разговор о своём жилище, зная наверняка, что неповторимость и своеобразие каждого дома, его уют, зависят от умения что-то сделать своими руками. Очень многое, в данном случае, зависит от женской половины дома. На протяжении многих веков женщины, каждая по своему, старались украсить свой дом, сделать его уютным. Ведь дом – это место, где человек может спокойно отдохнуть, расслабиться, снять груз переживаний. «Каково на дому – таково самому» – гласит русская народная пословица. Я просила вас к этому занятию спросить в своей семье, у родных, знакомых что-нибудь из дорогих им вещей, сделанных своими руками.

(Демонстрация поделок, принесённых девочками – Приложение, рис. 3-6).

Показ альбома из Псковского государственного музея по народно-прикладному творчеству.
Посмотрев все эти изделия, вы убедились, что они очень красивы, неповторимы, уникальны, украшают дом. Ведь ни одна вещь, купленная в магазине, не обладает таким теплом, как та, что сделана своими руками. В ней выражена индивидуальность, частица души мастерицы. И это всё примеры народно-декоративного творчества. Вы, девочки, тоже можете внести свой вклад в украшение вашего дома. Вы уже многое умеете: у кого-то получается вязание крючком, у кого-то спицами, у кого-то вышивка.

(Обращается внимание на стенд « Делаем сами», где расположены изделия, выполненные девочками – Приложение, рис. 7).

3. Изучение нового материала

– Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном из направлений народно-декоративного творчества – лоскутной мозаике и начнём выполнять практическую работу по изготовлению панно из лоскутов. (Тема занятия записывается в тетрадь) Идёт работа с понятиями – лоскут и лоскут.
Лоскут – остатки, отходы в текстильном производстве.
Лоскут – отрывок или обрезок ткани или кожи.
Обратимся к истории возникновения лоскутной техники. (Заслушиваются сообщения учащихся)
В настоящее время к лоскутному шитью относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Лоскутные вещи привлекают наше внимание своим разнообразием и многоцветием
Они применяются для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки, скатерти, одеяла, пледы) или гостиной (панно). Традиции лоскутной техники делают наш дом и быт более уютным и красивым. Давайте посмотрим образцы лоскутной мозаики.

(Демонстрация изделий – Приложение, рис. 8-11).

Из многообразия лоскутной мозаики остановимся сегодня на аппликации.

4. Запись в тетрадях

Аппликация – изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги или материи. Это один из древнейших способов отделки ткани. Выполнять аппликацию можно из различных видов ткани. Ею можно украсить одежду (особенно детскую), сделать различные сувениры.
С техникой аппликации вы уже знакомы с 5 класса. Выполняя коллекцию тканей, использовали элементы аппликации, создавали рисунок из тканей, наклеивая их на бумагу. А сегодня мы будем создавать рисунок из кусочков ткани, нашивая их на ткань. Пришивают их на машине или ручными стежками. Часто применяют вышивку. (Приложение, рис. 12-13)
К этому занятию я давала вам задание подготовить рисунок для панно и вырезать заготовки из бумаги.

5. Практическая работа «Изготовление панно в технике лоскутной аппликации»

Перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами, утюгом, при работе на швейной машине. Согласно инструкционной карте девочки приступают к практической работе. Во время выполнения практической работы звучит музыка. Учитель проводит текущий инструктаж. Осуществляется контроль качества: аккуратность, тщательность обработки.

В конце занятия – выставка работ учениц (Приложение, рис. 14-15).

6. Подведение итогов

Обобщение. Выставление оценок.