Цели урока:
- уяснить, что уют в доме, его неповторимость во многом зависят от умения хозяев этого дома сделать что-то своими руками;
- показать преемственность поколений в создании уюта;
- ознакомить с основными приёмами изготовления лоскутной аппликации;
- учить работать творчески;
- воспитывать аккуратность, фантазию, художественный вкус; прививать любовь к народному творчеству.
Наглядные пособия: образцы украшений дома (скатерти, салфетки, вышивка, аппликация из ткани). Таблица «Образцы швов»
Оборудование: ножницы, иглы, карандаш, кусочки ткани.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Подготовка рабочего места к занятию.
На фоне звучания русских народных мелодий идёт
сообщение темы занятий.
2. Слово учителя
Девочки, на сегодняшнем занятии мы с вами
продолжим тему по благоустройству своего дома,
начатую в 7 и 8 классах.
Давайте вспомним чему мы учились по данной теме. (Ответы
учащихся)
– Как подобрать мебель для разного типа квартир
и как её расставить.
– Как подобрать обои, шторы и красиво их
развесить.
– Как содержать дом в чистоте
(Демонстрация работ учащихся по данной теме – Приложение, рис. 1-2)
И сегодня мы с вами продолжим разговор о своём жилище, зная наверняка, что неповторимость и своеобразие каждого дома, его уют, зависят от умения что-то сделать своими руками. Очень многое, в данном случае, зависит от женской половины дома. На протяжении многих веков женщины, каждая по своему, старались украсить свой дом, сделать его уютным. Ведь дом – это место, где человек может спокойно отдохнуть, расслабиться, снять груз переживаний. «Каково на дому – таково самому» – гласит русская народная пословица. Я просила вас к этому занятию спросить в своей семье, у родных, знакомых что-нибудь из дорогих им вещей, сделанных своими руками.
(Демонстрация поделок, принесённых девочками – Приложение, рис. 3-6).
Показ альбома из Псковского государственного
музея по народно-прикладному творчеству.
Посмотрев все эти изделия, вы убедились, что они
очень красивы, неповторимы, уникальны, украшают
дом. Ведь ни одна вещь, купленная в магазине, не
обладает таким теплом, как та, что сделана своими
руками. В ней выражена индивидуальность, частица
души мастерицы. И это всё примеры
народно-декоративного творчества. Вы, девочки,
тоже можете внести свой вклад в украшение вашего
дома. Вы уже многое умеете: у кого-то получается
вязание крючком, у кого-то спицами, у кого-то
вышивка.
(Обращается внимание на стенд « Делаем сами», где расположены изделия, выполненные девочками – Приложение, рис. 7).
3. Изучение нового материала
– Сегодня мы с вами продолжим разговор об одном
из направлений народно-декоративного творчества
– лоскутной мозаике и начнём выполнять
практическую работу по изготовлению панно из
лоскутов. (Тема занятия записывается в тетрадь)
Идёт работа с понятиями – лоскут и лоскут.
Лоскут – остатки, отходы в текстильном
производстве.
Лоскут – отрывок или обрезок ткани или кожи.
Обратимся к истории возникновения лоскутной
техники. (Заслушиваются сообщения учащихся)
В настоящее время к лоскутному шитью относятся
как к виду искусства. Художественные изделия из
лоскута по праву заняли достойное место среди
произведений декоративно-прикладного
творчества во многих странах мира.
Лоскутные вещи привлекают наше внимание своим
разнообразием и многоцветием
Они применяются для убранства кухни, спальни
(салфетки, прихватки, скатерти, одеяла, пледы) или
гостиной (панно). Традиции лоскутной техники
делают наш дом и быт более уютным и красивым.
Давайте посмотрим образцы лоскутной мозаики.
(Демонстрация изделий – Приложение, рис. 8-11).
Из многообразия лоскутной мозаики остановимся сегодня на аппликации.
4. Запись в тетрадях
Аппликация – изготовление рисунка из
наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков
цветной бумаги или материи. Это один из
древнейших способов отделки ткани. Выполнять
аппликацию можно из различных видов ткани. Ею
можно украсить одежду (особенно детскую), сделать
различные сувениры.
С техникой аппликации вы уже знакомы с 5 класса.
Выполняя коллекцию тканей, использовали
элементы аппликации, создавали рисунок из
тканей, наклеивая их на бумагу. А сегодня мы будем
создавать рисунок из кусочков ткани, нашивая их
на ткань. Пришивают их на машине или ручными
стежками. Часто применяют вышивку. (Приложение,
рис. 12-13)
К этому занятию я давала вам задание подготовить
рисунок для панно и вырезать заготовки из бумаги.
5. Практическая работа «Изготовление панно в технике лоскутной аппликации»
Перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами, утюгом, при работе на швейной машине. Согласно инструкционной карте девочки приступают к практической работе. Во время выполнения практической работы звучит музыка. Учитель проводит текущий инструктаж. Осуществляется контроль качества: аккуратность, тщательность обработки.
В конце занятия – выставка работ учениц (Приложение, рис. 14-15).
6. Подведение итогов
Обобщение. Выставление оценок.