Цели:
- Образовательная: расширить знания учащихся о жизни и творчестве С.А. Есенина.
- Развивающая: способствовать развитию речи учащихся в ходе выступления с сообщениями, внимания, умения слушать.
- Воспитательная: воспитывать гордость за поэтов своей страны, любовь к своему родному краю, к своей Родине.
Оборудование: Фотографии С.Есенина, его отчего дома, родного края, запись песен на слова С.Есенина.
Ты живешь - и люди благодарны
Правде сердца твоего стиха.
Н.Тихонов
Чтец.
Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!
Мы пришли, стихи твои любя,
Здесь поэты разных поколений –
Все, кто шёл приветствовать тебя!
Не уйти тебе в закат янтарный,
И твоим напевам не стихать,
Ты живёшь – и люди благодарны
Правде сердца твоего стиха!
1 страница. «Мой край задумчивый и нежный».
(Звучит песня «Над окошком месяц»).
Ведущий: В 170-ти километрах южнее Москвы начинается древняя рязанская земля – «страна берёзового ситца».
Современная автотрасса пересекает широкую долину реки Вожжи, где в далёком 1378 году русское войско во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем одержало победу над монголо-татарами.
Сразу же за долиной этой исторической реки дорога выходит на просторы полей с островами берёзовых рощ.
Чтец.
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе,
В поле, склоняясь к побегам.
Ходят грачи в полосе .
Ведущий: Родина великого русского поэта С.Есенина – старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки.
Чтец.
Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
Ведущий: В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берёз склоняются к мемориальной доске, на которой выбито:
Здесь родился и жил
известный русский поэт
Сергей Есенин.
2 страница. Есенин о себе.
1 ученик. В октябре 1925 года поэт писал о себе: « Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, в селе Константиново.
2 ученик.С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти всё моё детство.
3 ученик. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и крепко держался за холку.
4 ученик. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и , как щёнка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками.
5 ученик. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
6 ученик. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли , стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Чтец.
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз…
1 ученик. Так протекало моё детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.
2 ученик. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве,
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве…
3 ученик. В эти годы я поступил в Университет Шанявского (в Москве), где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню… Что касается остальных биографических сведений, - они в моих стихах…»
3 страница. Сергей Есенин и отчий дом.
Чтец.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ведущий: Сергей Александрович Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими. Сам Есенин так писал о родных местах:
Ученик.
Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.
Ведущий: Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом.
Ученик.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилёг ко плетню.
Держат липы в зелёных лапах
Птичий гомон и щебетню.
Ученик.
Я любил этот дом деревянный,
В брёвнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь.
Ведущий: Один из сверстников, товарищ по деревенским играм, вспоминал, что С.Есенин очень любил цветы: «Для него цветы – что живые друзья были».
Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, переливы тальянки, кругом слышались шутки и смех.
Ученик.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров,
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.Загорятся, как чёрна смородина,
Угли-очи в подковах бровей,
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в мелку купырей.
4 страница. Есенин и Россия.
Ведущий: Сергей Есенин пришёл в литературу как глубоко лирический поэт, всё творчество которого было посвящено одной главной теме – теме Родины. Это слово – Родина – Есенин мог бы писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константиново, - это была вся Русь.
Ведущий:. Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька в нахлобученной на лоб кепке, что пройдут годы и он станет поэтическим сердцем России…Судьба Родины, народа всегда волновала Есенина. Вот что главным образом определяло художественное своеобразие его стихов и поэм.
Поэт любил Россию страстно, искренне, нежно. Никто и никогда так не напишет:
Ученик.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Он признается:
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
Ученик. Ещё в 1914 году юный поэт писал:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Ведущий: Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней своей недолгой жизни. Россия, её будущее всегда волновали поэта:
Ученик.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Ученик.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И берёзам, и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и всё же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь…
5 страница. Есенин и музыка.
Ведущий:Больше всего любил Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную. Есенин понимал песню, чувствовал её как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать, Татьяну Фёдоровну, на песни. Споёт она, а он говорит: «Вот это песня! Сёстры так не умеют, это старая песня». Может, потому вся поэзия С. Есенина так мелодична, музыкальна. Её звуки разлиты повсюду . Умей только слушать и наслаждаться…
Есенин – удивительно народный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи. Миллионам и миллионам россиян его творчество будет внушать любовь к родной земле, природе, селу. Каждому, кто полюбил его стихи, захочется вместе с ним воспевать
Шестую часть Земли
С названьем кратким «Русь».
Многие композиторы создавали музыкальные произведения , навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Особенно глубоко звучат есенинские строки в исполнении народных хоров.
(Звучат отрывки из песен на слова Есенина).
6 страница. «Ещё я долго буду петь…»
Ведущий: Творчество С.Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы писали о сильном впечатлении на них поэтических строк поэта.
Ученик:«Есенину я обязан многим. Он научил меня видеть небогатую и просторную рязанскую землю – её синеющие речные дали, обнажённые ракиты, пожухлую крапиву, перепадающие дожди, молочный дым над сёлами, мокрых телят, пустынные, неведомо куда ведущие дороги.» (Константин Паустовский).
Ученик: Всё живое вызывает в сердце Есенина глубокую нежность. Поэт Евгений Евтушенко считает эту черту самой характерной для дарования Есенина. «Есенин дай на счастье нежность мне к берёзкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим».
Ученик: «Иного поэта можно любить, иным восхищаться, У иного учиться. Есенин же входит в сердце просто и спокойно остаётся в нём где-то рядом с тем чувством, которое не поддается описанию и которое принято называть любовью к России». (Лариса Васильева).
Ведущий: Вот и перевёрнута последняя страница нашего устного журнала. Поэзия Есенина вечна, потому что писал он о Вечном: Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что всё пройдёт, а Россия останется.
Ведущий: Во всём мире знают и любят Есенина. Любят его стихи за теплоту, лиричность, свежесть чувств и удивительную образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей родине.