Цели:
- Воспитательные
- Привитие навыков культурного общения.
- Выявление способностей детей.
- Привлечь учащихся к занятию туризмом.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Развивающие
- Развивать умения творчески подходить к решению задач
- Развитие коммуникативных способностей детей.
- Развитие умений выступления перед аудиторией.
- Через межпредметные связи развить интерес к физике.
- Обучающие:
- Выработка предметных компетенций.
- Привитие интереса к предмету.
- Обобщение ранее изученного материала по темам: строение вещества, Движение и взаимодействие тел.
- Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на различных уроках.
Оборудование: Мультимедиа, презентация PowerPoint (Приложение), магнитная доска, гитара, шарфы и шапки, рюкзак, бумажные языки пламени, кастрюля со снегом, ложка, деревянная доска, соль.
План
Вступление
Звучит песня Александра Дольского «Новый год»
Здравствуйте друзья! Совсем недавно отгорели огни новогодних елок. Мы успели трижды встретить Новый год: новый новый, старый новый и по восточному календарю. Окончились каникулы. Мы сели за парты. А как, наверное, хочется еще немного отдохнуть, еще немного погулять. Так давайте пойдем, пройдемся! Я приглашаю вас пройтись по зимнему лесу. Одевайтесь потеплее, и – вперед! (Раздача шарфов и шапок)
Решение задач по физике
Скажите, пожалуйста, а зачем нам шарфы и шапки? Правильно ли будет утверждать, что шуба греет нас? (Дети отвечают, используя знания, полученные на уроках физики) Шуба лишь помогает нам сохранить наше собственное тепло, благодаря воздуху, который содержится между волосками, ведь воздух отличный теплоизолятор.
А знаете, что еще в лесу зимой греет? Попробуйте угадать загадку: «Зимой - греет, весной - тлеет, летом - умирает, осенью – летает». Это снег. Вы удивлены? Напрасно. Народная мудрость гласит: «Много снега - много хлеба". Знаете почему? (Дети отвечают, используя знания, полученные на уроках физики). Снег обладает плохой теплопроводностью, т.е. снег является "шубой" для земли, он сохраняет ее тепло. Шуба толстая, мороз не доберется до озимых, предохранит их от вымерзания. А на севере из снега даже дома строят. Иглу называются.
Зимний лес похож на сказку. Во все времена люди находили немало поэтических слов для описания его, попробуйте вспомнить стихи о зиме, которые вы изучали в школе. Даже такому, простому, на первый взгляд, явлению, как замерзание воды есть поэтическое обращение.
Она жила и по стеклу текла.
Но вдруг ее морозом оковало.
И льдинкой хрупкой эта капля стала,
А в мире поубавилось тепла.
Слова-то красивые, но, с физической точки зрения не правильные. В чем ошибка, подскажите? (Дети отвечают, используя знания, полученные на уроках физики). При замерзании энергия не поглощается, а выделяется.
Что-то холодно становится. Подскажите, а как еще можно согреться в зимнем лесу? (Возможные ответы: закурить или выпить спиртного.) Ни в коем случае нельзя ни пить, ни курить на морозе! Вред никотина и алкоголя на растущий организм известен всем. Кроме того, никотин сужает кровеносные сосуды, а, значит, курильщик замерзнет быстрее. Алкоголь меняет восприятие человеком действительности, не контролирующий себя человек может даже замерзнуть до смерти.
Вернемся к нашему вопросу, что мерзнет в первую очередь? Пальцы! Как их согреть? Пальцы мерзнут потому, что их капилляры находятся далеко от сердца и на холоде они сужаются; это затрудняет движение крови. Чтобы согреть пальцы, надо увеличить приток крови. Вращая руки и ноги, человек увеличивает приток крови к конечностям, за счет отбрасывания ее от центра вращения.
А самое главное в походе – это костер, он и согреет, и осветит, и укажет дорогу и поможет приготовить пищу. Давайте, разведем костер!
Игра «Разведем костер»
Каждый ваш правильный ответ – это ваш вклад в общее дело разведения костра. Начали! (После каждого правильного ответа на доску с помощью магнита крепится язычок пламени).
- Посмотрите! Когда мы складывали рюкзаки, они имели одинаковые массы. А теперь я вижу, что твой погрузился в снег меньше, чем мой! Значит, твой легче, это не честно! (Давление рюкзаков на снег разное при равной массе, т.к. разные площади опоры.)
- Снега в лесу полным-полно! Хорошо, что мы взяли лыжи, в лыжах-то по снегу гораздо проще ходить! Знаете, почему? (Лыжи увеличивают площадь опоры, т.о. уменьшается давление.)
- Миша одел в поход ботинки, которые ему слегка малы. У него сильно замерзли ноги, почему? (Между обувью и ногой есть теплоизоляционный слой воздуха. Если обувь тесная, то этого слоя нет, и ноги мерзнут.)
- Не заблудитесь! Помните о природных ориентирах: мох на деревьях растет с северной стороны, а лунка в снегу у ствола образуется с южной. А знаете, почему? (Дерево с южной стороны нагревается солнцем, и снег подтаивает.) Совершенно верно. А как еще можно ориентироваться в лесу?
- Вот костер почти разведен, но дым его стелется по земле, а дрова трещат. Отчего это? (Воздух и влага, содержащиеся в волокнах древесины, нагреваясь, расширяются и разрывают эти волокна; слышен треск разрыва. Частицы дыма при большой влажности воздуха служат центрами конденсации водяных паров, имеющихся в воздухе, и, покрываясь каплями воды становятся тяжелыми. Потоки теплого воздуха их поднять вверх не могут, поэтому в сырую погоду дым стелется.)
- Надо бы обед приготовить, тогда и мерзнуть перестанем. На обед всеми любимые макароны с тушенкой. Давайте, чтобы было побыстрее, набросаем соль в снег. Не даром же дворники мешают соль с песком, прежде чем посыпать им дорожки. Видели, что при этом происходит? Лед подтаивает, т.к. температура замерзания соленой воды ниже, чем пресной. Опыт. (Кастрюля со снегом и солью примерзает к влажной доске.) Соль охладила снег!? Почему? (Дети отвечают, используя знания, полученные на уроках физики). При растворении соли поглощается энергия.
- Итак, соль бросаем в кипящую воду. Так соль быстрее растворяется. А, знаете, почему? (При увеличении температуры скорость движения молекул увеличивается, а, значит, растет скорость диффузии.)
- Смотрите, снегири прилетели! Прилетели, сели на ветки и нахохлились. А почему, знаете? (Дети отвечают, используя знания, полученные на уроках физики). Между перьев у нахохлившейся птицы содержится больше воздуха, а он теплоизолятор.
- Эмалированная кружка, кружка из алюминия, стеклянный стакан. Кто из них лучше напоит туриста чаем? (У алюминия хорошая теплопроводность, а у эмали хуже. Эмалированной меньше шансов обжечься. Стакан хрупкий, кроме того от кипятка он может треснуть, чтобы этого не произошло надо опустить в стакан ложку и налить кипятку. Ложка отведет лишнее тепло.)
- Холодает. При такой погоде снег хрустит под ногами, а, знаете, почему? (Хруст снега – звук поломки кристалликов льда.)
- А знаете ли вы, что плотность льда 900кг/м3, а плотности снега ни в одном справочнике вы не найдете? Плотность снега существенно зависит от погодных условий.
Подведение итогов
Спасибо за труд. У нас получился отличный костер. Садитесь вокруг и давайте по туристической традиции споем одну старую добрую песню. Песню - прощание, песню – обещание новой встречи.
Все поют под гитару песню Юрия Визбора «Милая моя»
Песню зачем из дома принесу,
Если могу найти ее в лесу-
Знаешь, какой красивый лес зимой –
Ее с мороза принесу тебе домой.
В синие сугробы убегает день…
Если петь тебе, то надо чтобы
Песня начиналась здесь!
Спасибо вам всем за компанию! Есть еще один способ согреться – плитка шоколада («Путешествие»). Угощайтесь, а я прощаюсь с вами и желаю, чтобы это путешествие было у вас не последним!
Литература
- Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А. В. Перышкин. Москва, «Дрофа», 2008.
- Физика в природе. Л. В. Тарасов. Москва, «Просвещение», 1988.
- Необычные учебные материалы по физике. В.И. Елькин. Москва, «Школа – Пресс», 2000.