Отличительной чертой нового столетия является его “всепронизывающая проектность”. Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.
Проективность – образовательная тенденция будущего.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
В ходе инновационного поиска мы пришли к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов с использованием современных информационных технологий.
Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.
Основными аспектами гуманитаризации школьного курса химии являются: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный.
Обратим внимание на прикладной аспект содержания химического образования школьников, позволяющий расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве.
Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений:
- энергетика и химические производства;
- использование продуктов химической промышленности;
- химия в быту;
- химия и пища;
- химия и организм человека.
В нашей школе мы стараемся органично вписывать принципы здоровьесбережения в проектную деятельность, т.к. здоровый образ жизни, к сожалению, пока не является приоритетным для большинства подростков. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы обозначили ряд серьезных проблем, с которыми сталкиваются подростки в повседневной жизни.
Реализацией проектов, направленных на решение обозначенных проблем, стали успешные выступления обучающихся 9 – 11 классов МОУ «СОШ № 73» в научно-практических конференциях школьников муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровней.
Нам хочется особо отметить креативные исследовательские проекты с использованием ИКТ за последние три года: «Кока-Кола – за и против!» - качественное обнаружение консервантов (бензоата натрия) методом капиллярного электрофореза; «Энергетические напитки – бодрость взаймы» - качественное и количественное обнаружение кофеина в энергетических напитках; «Все мы родом из детства» - исследование вредного воздействия на организм ребенка игрушек китайского производства, содержащих избыточное количество фенола, свинца и др. ядовитых веществ; «Очнись, Великая Россия!» - исследования механизма воздействия этилового спирта на организм человека; «Есть ли выход из депрессии?» - исследование механизма действия антидепрессантов, последствия их применения; «Энотерапия» - изучение лечебных свойств вина; «Шоколадный соблазн» - исследование состава шоколадных батончиков и причин их чрезмерного употребления подростками; «Пищевые добавки» - исследования в области классификации и вредного воздействия на организм человека пищевых добавок; «Империя фаст-фуда» - раскрытие проблемы вреда быстрого питания для детского организма в заведениях типа McDonalds; «Трава у дома» - привлечение внимания общественности к проблеме губительного воздействия на организм подростка курительных смесей.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволило создать условия для пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся нашей школы и школ города. По итогам реализованных проектов создавались информационные буклеты (Microsoft Office Publisher 2007), мультимедийные презентации (Microsoft Office PowerPoint 2007), видеоролики, с использованием цифровой обработки звука и видео(Windows Movie Maker), создание интерактивных Web – страниц и размещение их в сети Интернет (HTML – редактор).
Отрадно отметить, что большинство проектов, разработанных в стенах школы № 73 переросли в социально-значимые акции. В 2009 – 2010 учебном году мы плодотворно провели ряд акций: «Здоровый выбор», «STOP, наркотик!», «Модно быть здоровым».
Литература.
- Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. Аранская О.С., Бурая И.В. Вентана-Граф, 2005
- Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. Поливанова К.Н. Издательство: Просвещение 2008 г.
- https://urok.1sept.ru/articles/311944/