Праздник для первоклассников "Посвящение в музыканты"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить детей с элементарными понятиями музыкальной грамоты в стихотворной форме. Ввести учащихся в мир музыкального искусства.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса и любви к музыке.
  • Формировать определённый уровень музыкальных умений и практических исполнительских навыков, необходимых для музыкально-практической деятельности.

Оборудование: музыкальный центр, микрофоны, фортепиано, баян, аккордеон, гитара, флейта, скрипка, труба.

Зал украшен шарами, нотками, гирляндами. На стенах плакаты с выдержками знаменитых людей о музыке.

На сцене: трон для Королевы Музыки, музыкального Букваря, Скрипичного ключа. Висит задник на нём большой скрипичный ключ и вокруг него птички, а из клюва вылетают нотки.

Звучит фонограмма песни Ю. Чичкова «Детство это я и ты». Дети под музыку входят в зал, у них в руках шары, цветы, карточки с нотками, паузами, штрихами, плакаты с длительностями, учебники-ноты.

Садятся на стульчики, музыка кончается.

На сцену выходят два ребёнка.

1-й ребёнок.

Уже два месяца мы в школе,
Здесь много нового узнали,
Хозяев выполняя роли,
Всех вас мы в гости к нам позвали*.

2-й ребёнок.

И в честь нашей с вами встречи,
Чтоб вам было интересней,
Мы сегодняшний наш вечер,
Начинаем дружной песней*

Хор исполняет «Веселую песенку» муз. Г. Левкодимова сл. В. Степанова.

Звучит «Полонез» П.Чайковского из оперы «Евгений Онегин». Торжественно входят Скрипичный ключ и Королева Музыки. Королева себя представляет.

Королева Музыки.

В этот день осенний,
В этот праздник светлый,
К вам, друзья, пришла я,
Чтобы мне узнать.
Кто из вас сумеет,
Сил не пожалеет,
Чтобы музыкантом, настоящим стать.
Двое слуг прилежных,
Двое слуг надёжных,
Будут мне сегодня,
Честно помогать.
С ними вы знакомы,
В школе с вами, дома,
Кто они такие попробуйте узнать?
С одним моим слугою
Вы стали неразлучны,
Лишь только в царство музыки,
Ступили в первый раз.
Вас обучал он звукам,
Вам стал он верным другом,
Его вы не забудете,
Он не забудет вас.

Выбегает Букварь и кланяется.

Королева.

Другой же мой помощник,
Всегда бывает первым,
Стан нотный охраняет,
Он нотам командир.
Даёт он всем названья,
И у него есть братья,
Они нам открывают
Волшебный звуков мир.

Выходит Скрипичный ключ и кланяется.

Королева.

О ком я говорила,
Надеюсь, вы узнали,
Теперь хочу спросить вас –
Вы знаете, кто я?
Скрывать от вас не стану,
Хозяйкой нотным станом,
И Королевой музыки.
Зовут меня, друзья!*

Кланяется Королева и садится на трон.

Букварь. Ребята, вы меня узнали?

Ребёнок.

Сразу мы тебя узнали,
Той сентябрьской порой,
Мы тебя здесь повстречали,
И сдружились мы с тобой.
Для учебы ты нам нужен,
Среди книг был королём,
И годимся мы, что дружим,

Все: С музыкальным Букварём*

Скрипичный ключ. А меня вы узнали?

Ребёнок.

Вы помощник наш отличный,
И зовём мы вас ключ соль,
Всё нам скажет ключ скрипичный,
Нотной азбуки король (все).

Ведущий. Вот видите, дорогие наши гости, Вас ребята очень хорошо знают. С тех пор как они пришли к нам в музыкальную школу, Вы стали их постоянными спутниками. Путь из страны Музыки был трудным и далёким, Вы, наверное, устали? Прошу занять самое почётное место на нашем празднике и отдохнуть с дороги. А ребята вам расскажут и споют,чему их учат в школе.

Звучит песня. Муз. В. Шаинского, сл. Г. Николаевой «Чему учат в школе искусств».

1. Ноты разные писать
Карандашиком в тетрадь
Учат в школе} 3 раза
И ключи запоминать,
Чтобы ноты узнавать
Учат в школе} 3 раза.

2. Лад, аккорд, тональность, звук
Нотный стан наш добрый друг
Будет в школе} 3 раза
А учитель – музыкант
Твёрдо верит в наш талант
В этой школе} 3 раза.

3. Изучать мажор, минор
Будет звонко петь наш хор
В этой школе}3 раза.
Будем с музыкой дружить
Ею с детства дорожить

Мы учиться будем в музыкальной школе*

Букварь.

Я, Букварь музыкальный,
Я был создан для вас.
Чтоб в дороге дальней,
Был вам знаний запас.
Чтобы знали вы ноты,
Четверные, восьмые,
Чтоб диезы, бемоли,
Были б вам не чужие.
Кем бы ни были б в жизни,
Той далёкой, реальной,
Не забудьте; вам знания
Дал Букварь музыкальный*.

Королева. Дорогой букварь, ребята 2 месяца проучились в музыкальной школе и благодаря тебе, они многому научились.

Ведущий. Все знания по музыкальной грамоте они получают на уроке сольфеджио.

Звенит звонок, начинается урок сольфеджио.

1-й ребенок.

Как жаль, что я ноты не знаю,
И не могу записать,
Музыку ту словами,
Нельзя никак передать

2-й ребенок.

Звучанье звёзд я слышу,
Песенку ветра, дождя…
Как записать ту музыку,
Что звучит в душе у меня?

Выходят трое ребят и держат плакаты с изображением ноток-акробатов.

1-й ребёнок.

Ой, какие тут смешные,
Акробаты цирковые!

2-й ребёнок.

Акробаты? Нет, ну что ты!
Это – знаки. Знаки – ноты.
Вот до, ре,
Вот ля и си, До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

3-й ребёнок.

Пять линеечек их дом,
Всем хватает места в нём.
Нотоносец! Дом зовут,
Ноты дружно там живут.

Выбегают нотки и строятся по порядку.

Ребёнок.

Семь всего лишь нот на свете,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти,
И в тетрадку занеси.

Нота До.

С ноты До урок начнется,
Но линеек только пять.
А для ноты До придётся,
Нам линейку добавлять.

Нота Ре.

Нотка Ре под нотным станом,
Место заняла давно,
Но оно ей не по нраву,
А линейки для кого?

Нота Ми.

На линеечке, на первой,
Разместилась нотка Ми.
Ре вздыхает: «Вот и мне бы,
Хоть денёк здесь провести».

Нота Фа.

Ноты До, Ре, Ми – мы знаем,
Всё же путаем порой,
Ну а Фа на нотном стане,
Между первой и второй.

Нота Соль.

Соль – запомни эту нотку,
И всегда пиши её,
На второй линейке снизу,
Ключ скрипичный брат её.

Нота Ля.

Нота Ля живёт чудесно,
Между третьей и второй.

Нота Си.

Ну а Си в средине стана,
На линеечке, какой?
Знаем, знаем нотку Си
Мы на третьей поместим.

Выходят двое детей по обе стороны сцены.

1-й ребенок.

Посмотри честной народ,
Да внимательнее слушай.
Нот весёлых хоровод,
Пусть порадует нам души.

2 реб.

Ключ скрипичный позовёт,
«Веселитесь» – скажет.
Нот весёлых хоровод,
Вам споёт и спляшет*.

Хор исполняет песню М. Соснина, сл. П. Синявского «Начинаем перепляс», а нотки танцуют нотный хоровод.

Выходят Длительности, в руках плакаты с изображением длительностей.

Нам пока хватает нот,
Только нотам нужен счёт.
Счёт известный в целом мире,
Раз, два, три, четыре.

Если нота белая,
Это нота – целая.

Разделим ноту целую,
На половинки белые,
Палочкой отметив,
Чтоб с той не спутать этих.
В каждой ноте половинке,
По две чёрных четвертинки.

В каждой четвертушке,
По две восьмушки, по две чернушки,
Палочки и точки,
На палочках крючочки.

Мы восьмую на две доли,
Как орешек раскололи,
Палочки и точки,
Только два крючочка.

Выходят Паузы, в руках плакаты с изображением пауз.

Что такое пауза?
Перерыв в звучании (все),
Или, проще говоря,
Это знак молчания.

В такте есть такой значок,
Значит целый такт – молчок.

Если знак лежит вот так – то,
Значит пауза полтакта.
Или две четверти,
Если знак такой найдёшь,
Значит, четверть переждёшь.

А фигурка вот такая,
Значит пауза восьмая.

Выходят Форте и Пиано.

Здесь пиано, погляди,
Тихо музыку веди,
Тихо музыку ведём,
И играем и поём.

Выходит Басовый ключ.

Ключ теперь нам нужен новый,
И ему нужна строка,
Чтоб имела ключ басовый,
Наша левая рука.
Если форте знак встречаем,
Громко музыку играем,
Громко песенку поём,
В барабаны сильно бьём.

Слева нужно нам опять,
Двадцать клавиш отсчитать,
В ноте Фа в последней ноте,
Ключ басовый вы найдёте,
И его особый знак,
Нарисуем мы вот так.

Хор исполняет песню «Музыкальная шкатулка». Муз. Л. Лёвкиной, сл. В. Бабичкова.

Выходят знаки альтерации.

Диез.

Я – весёлый знак Диез,
Я на лесенку залез,
Звуки музыки меняю
Их чуть-чуть я повышаю.

Бемоль.

Я, друзья, наоборот,
Звуки вниз спускаю,
А зовут меня – Бемоль,
Все меня тут знают.

Бекар.

Я – Бекар, знак не простой,
Музыкальный постовой,
За порядком наблюдаю,
Эти знаки отменяю.

Букварь. Ребята, а как по-другому называются эти знаки?

Все. Знаки альтерации.

Королева. Молодцы, ребята, вы очень хорошо освоили музыкальную грамоту. Мне, кажется, что вы крепко подружились с музыкальным Букварём.

Ребенок.

Нотки все мы твёрдо знаем,
Сами пишем и поём,
Мы простились с Букварём,
Ноты новые берём*.

Песня. «Прощание с Букварём». Муз. Л. Лядовой, сл. Л. Некрасовой, Г. Николаевой.

1. Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберём.
Непременно приходите
Попрощаться с Букварём.

Припев.

До свидания! До свиданья!
А на следующий год
Наш Букварь играть научит
Тех кто в первый класс пойдёт.

2. Потрудились мы немало
Ведь по-правде говоря
Нотной грамоты начало
На страницах Букваря.

Припев.

3. Дорогой Букварь, «Спасибо»,
Мы должны тебе сказать
Сможем Моцарта и Грига
Мы по нотам проиграть.*

Припев.

Звенит звонок.

Ведущий. Закончился урок сольфеджио, на перемене дети отдыхают.

Ведущий предлагает игры на развитие внимания.

Королева. Ребята, а для чего вы учите нотную грамоту?

Дети. Для того чтобы научится играть на музыкальных инструментах.

Ведущая. В нашей школе на уроке специальности обучают детей играть на разных инструментах.

Звонок, начинается урок специальности.

Королева. А какие инструменты вы знаете?

Ребенок.

Справа клавиши, а слева
Кнопочек баянных ряд,
Аккордеонист умелый,
Выступить пред вами рад.
Не судите очень строго,
Если робок он пока
Времени пройдёт немного
Нас он удивит тогда. *

В исполнении учащегося 1 класса аккордеона звучит пьеса.

В исполнении учащегося выпускного класса или преподавателя звучит пьеса.

Звучит рояль в просторном зале,
И люди слушают его.
Живут на клавишах рояля,
И торжество и волшебство.
Рояль на сцене повелитель!
Но что ещё важней всего:
Он первый музыки учитель,
Всё начинается с него!

В исполнении учащегося 1 класса фортепиано звучит пьеса.

В исполнении учащегося выпускного класса или преподавателя звучит пьеса.

Ведущий.

Всего четыре тонкие струны,
Но тайны волшебства в её творении,
То слышаться рыдания души,
То пальцев гения прикосновенье.
И в вихре звуков – вечное движенье,
И станет жутко, если замолчит,
Играет скрипка, задержись мгновенье,
Играет скрипка, – это жизнь звучит. *

В исполнении учащегося 1 класса скрипки звучит пьеса.

В исполнении учащегося выпускного класса или преподавателя звучит пьеса.

Ребенок.

У него рубашка в складку Сорок пуговиц на нем
Любит он плясать вприсядку. С перламутровым огнем.
Он и пляшет и поет, Весельчак, но не буян,
Если в руки попадет. Голосистый мой баян.

В исполнении учащегося 1 класса баяна звучит пьеса.

В исполнении учащегося выпускного класса или преподавателя звучит пьеса.

Также в исполнении первоклассников и выпускников звучат произведения по классу гитары, флейты, трубы, саксофона.

Звонок. Перемена.

С трона встает Скрипичный Ключ.

Скрипичный Ключ.

Те знания, что показали,
Вы наши юные друзья,
Увидеть мы не ожидали,
Ни Королева и ни я.
Блестяще спели и сыграли,
И одного лишь право жаль
Что вы уже всё рассказали,
А мы вас слушать не устали.
Вы много нового узнали,
Вы тайны музыки познали,
Вы нам наглядно показали,
Все знания, что вам дал Букварь.
И чтобы нам не расставаться,
И встрече дать дальнейший ход.
Ребятам, чтоб не зазнаваться,
Позвольте, выйду я вперёд.
Раз Королева возражений,
Своих не будет изъявлять,
То я ребятам без стесненья,
Загадки буду задавать.*

Загадки Скрипичного ключа.

1. Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан,
Он ритмичен, он отличен,
Наш весёлый… (барабан).

2. У какого инструмента,
Есть и струны и педаль?
Что же это?
Несомненно, это звонкий наш … (рояль).

3. Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (свирель).

4. В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поёт заливается,
Как называется… (скрипка).

5. На листочке, на страничке,
То ли точки, то ли птички,
Все сидят по лесенке,
И щебечут песенки. (Ноты).

6. А теперь, дружок, изволь,
Быстро вспомнить ноту Соль,
Точный адрес ноты той,
Нотный стан, этаж… (второй).

Ведущий:

Перемена отшумела,
Снова прозвенел звонок,
Принимаемся за дело,
Начинается урок.

Ребенок:

Сделал жест рукой привычный,
Нам учитель – дирижер,
Мы теперь не класс обычный,
Мы теперь (все) – ребячий хор. *

Звучит песня. Муз. Г Левкодимова, сл. В. Степанова «Мы о радости поем».

Ведущий. Дорогие наши гости, вы узнали, какой закончился урок?

Все. Хор.

Скрипичный Ключ. Ребята, вы справились со всеми заданиями, успешно освоили музыкальную грамоту, научились играть на музыкальных инструментах, красиво поете. Разрешите вам вручить символ музыки этот скрипичный ключ. (Вручение скрипичного ключа)

Ребенок. Принимая в дар, этот скрипичный ключ, мы от имени всех первоклассников торжественно обещаем: «Быть верными и преданными музыке».

Ребенок.

Смотрите,
На скрипку похож этот ключ!
Он тонкий и звонкий,
Как солнечный луч,
Он нежно и сладко,
Как скрипка поёт,
В волшебное царство,
Он нас приведёт.

1 ребенок.

Нет,
Мы не зря в путь отправились дальний,
Мы побывали в стране музыкальной.

2 ребенок.

Бродили по звонким,
Певучим дорожкам, стучались в дома,
Подходили к окошкам.

3 ребенок.

Мы пели, играли,
Пока не устали,
Нам ноты,
Друзьями хорошими стали.

4 ребенок.

Теперь мы поём,
Их весёлые песни,
Теперь нам живётся,
В сто раз интересней.

Звучит песня. Муз. Я.Дубравина, сл. М.Суслова «Всюду музыка живёт»

Королева.

Открыты вам теперь, друзья,
Страны прекрасной, музыкальной дали,
И вам теперь вручаю я,
На память добрую,медали! *

Вручение медалей, музыкальных значков, подарков.

* Автор слов – составитель сценария Г.П. Николаева, преподаватель МОУ ДОД «Котовская детская школа искусств».