Сценарий праздника "Прощай, Азбука"

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы, Классное руководство


Под музыку «Чему учат в школе» все занимают свои места.

Ведущий: «Здравствуйте дети! Здравствуйте дорогие гости!
Мы пригласили Вас на праздник. У нас большая радость: мы изучили первую школьную книгу «Русскую азбуку». Теперь мы умеем сами читать любые слова, предложения и даже рассказы. И сейчас мы расскажем нашим гостям чему мы научились за это время в школе.

Над Москвою зимним утром
Занялась заря.
В школе праздник,
Славный праздник –
Праздник АЗБУКИ!»

Под музыку вбегает Буратино.

Буратино: «Привет ребята! Узнал, что у Вас сегодня праздник «Прощай Азбука», а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?»

Дети: «Научились!»

Буратино: «Ой, какие Вы молодцы! А меня помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю  Вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как Вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.

Дети соглашаются. Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину. (под музыку)

Мальвина: Здравствуйте ребята! Буратино сказал, что Вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у Вас была волшебная книга? Как она называется?

Дети: АЗБУКА!

Мальвина: А знаете ли Вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, как раз сейчас и произойдет чудо. (Хлопает в ладоши). Раз, два, три.

Входит под музыку Азбука.

Азбука: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я – Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои друзья. А кстати, кто-нибудь знает откуда вязалось моё имя? (Если дети из зала не могут сами дать ответ Азбука поясняет).
Прислушайтесь как красиво звучит моё имя! Так что же оно значит?
Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква «А», но называлась она тогда иначе – «АЗ». Вторая буква, так похожая на современную «Б», называлась «БУКИ». «АЗ» и «БУКИ» вот и получилось – «АЗБУКА».

Я – АЗБУКА. Учу читать.
Меня ни как нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.

Мальвина: Дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике и ребята порадуют тебя песней о буквах.

Звучит песня о буквах.

Буратино: Молодцы ребята! Хорошую Вы спели песню. А теперь отгадайте мою загадку:

«33 родных сестрицы,
Писаны красавицы
На одной живут странице
И Повсюду славятся. (Буквы)

– Молодцы ребята, всё знаете.

Мальвина:  Моя загадка будет сложней, отгадайте её:

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё – (АЛФАВИТ!)

Выбегают ученики, у них в руках плакаты с буквами.

1-й ученик: А  Б  В  Г  Д  Е  Ж – прикатили на еже

2-й ученик: И  К  Л  М  Н  О  – дружно вылезли  в окно.

3-й ученик: П  Р  С  Т  У  Ф  Х – оседлали петуха.

4-й ученик: Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я – вот и все мои друзья!

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь  ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».

Дети поют песню «Алфавит».

Мальвина: Теперь ребята, расскажите  что Вы узнали на уроках.

1-й ученик:

Ежедневно по утрам,
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.

2-й ученик:

«Ель», «Топор», «Лопата», «Руки» –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.

3-й ученик:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу – звать и аукать,
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

4-й ученик:

А согласные  согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

5-й ученик:

Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«МА» и «ША», запомни «МАША»
К нам явились на урок.

6-й ученик:

Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«ТЫ» и «КВА», а вместе: «ТЫКВА»,
«СО» и «ВА», читай: «СОВА».

7-й ученик:

Соединили мы два слова –
И предложение готово:
«ДОЖДЬ ИДЁТ.
ГРЕМИТ ГРОЗА.
УЛЕТЕЛА СТРЕКОЗА.

1-й ученик:

Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу.
Мы научились все читать.

2-й ученик:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

3-й ученик:

Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.

Азбука: Молодцы ребята! А теперь мы загадаем Вам загадки о буквах. Будьте внимательны!

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь?   А?
Перед тобою буква … («А»)

Мальвина:

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра  «3»… («З»)

А моё задание называется «Превращение слов –  волшебные клеточки»

З У Б
     
     
Д У Ш

Буратино:

Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнут баранкой ногу… («Б»)

– Придумайте как можно больше слов к этим схемам:

Азбука:

Удобная буква,
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто…  («У»)

Найдите слово в слове: «УТОЧКА», «УДАЧА», «УГОЛ» и «УХОД».

Буратино:

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он – как буква… («К»)

– Я приготовил для Вас игру «Из одного слова – несколько»  КАРТОФЕЛЬ.

Буратино: Мы убедились, что буквы ребята знают. Но из букв надо ещё уметь составлять слова. Выйдете ребята с буквами и попробуйте составить слово.
А теперь составьте слова из этих букв 

О  Ш  Л  А  К         О  К  У  Р         Е  М  Р  Н   Е  А  Е  П.

Мальвина: Вы изучили АЗБУКУ, умете читать. А хорошо ли Вы знаете, что необходимо школьникам?

Я всех знаю, всех учу,
А сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться
Нужно грамоте учится. (Книга)

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Что такое я?  (Тетрадь)

Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком,
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

Я люблю прямоту
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)

Если сломан карандаш
Я помощник первый Ваш
Я как врач, его лечу –
Быстро, остро заточу. (Точилка)

Буратино: Дорогая азбука! Ребята справились со многими сложными заданиями. А теперь ты сама отгадай,  о какой букве расскажут тебе ребята.
Ребята показывают сценку «Буква Я»

Музыка для выхода.

Всем известно: буква «Я»
В азбуке последняя.
А известно ли кому, отчего и почему?
– Неизвестно?

– Неизвестно.

– Интересно?

– Интересно.

– Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас, буквы,
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я»!
Я, – сказала буква «Я»
Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла «Я»!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Говорят ей:

– Встань на место!

Отвечает:

– Не пойду.
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мною недоразумение.
Не более, не менее!

Тут вся азбука
Пришла в страшное волнение.

Фу-ты, ну-ты!

Фыркнул «ЭФ»,
От обиды покраснев.

Срам.

Сердито «ЭС» сказала.

Воображала! Это всякий так бы смог!

Попробуй потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый.

Вдруг промямлил Мягкий знак,
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.

Тише, буквы!
Стыдно, знаки!

Закричали гласные.

Не хватало только драки,
А еще согласные!

Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться.

Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймет.

Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперед!

Ведь никто в таком письме
Не поймет ни «бэ», ни «мэ».

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Тут все буквы улыбнулись,
Меж собой переглянулись,
И ответил дружный хор:

Хорошо, идем на спор!
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!

Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а «Я».

Буква «Я» взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела,
Написать она сумела только «я, я, я, я, я».

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха.

«О» от смеха покатилась,
«А» за голову схватилась.
«В» и «Б» поджали рот.
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревет.

Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «Ю».

Что ж,

Решил весь алфавит.

Если хочет – пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы – вместе!
В том, что б все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.

Буква «Я» всегда была всем и каждому мила.
Но советуем, друзья, помнить место буквы «Я».

Под музыку ребята уходят.

Азбука: Молодцы ребята! Мне понравилось Ваше выступление. Конечно, Вы рассказывали о самой хвастливой букве. Наш следующий конкурс …
В это время вбегает Незнайка

Незнайка: Подождите! Подождите! Я тоже хочу с вами поиграть. Я к ребятам на каждый урок приходил, я теперь все буквы знаю, все слова. Я даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?

Азбука: Ну как, ребята послушаем?

Наш новый конкурс так и назовём «Незнайкины стихи». Слушайте внимательно и, если Незнайка ошибется, поправьте его.

Незнайка:

Тает снег.
Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.

Азбука: Кого-кого? Какое здесь слово должно быть, ребята?

Дети: ГРАЧЕЙ!

Незнайка: Подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше:

Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами…

– Что? Опять ошибка? Не может быть? А как надо?

Дети: ЧАЙКИ!

Незнайка: Понял, понял. Больше не собьюсь!

Врач напомнил дяде Мите,
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!

Дети: Не ЦАПЕЛЬ, а КАПЕЛЬ

Азбука: Эх, Незнайка, стихи заучить не так то просто. А ты опять допустил ошибку. Ребята, давайте поможем Незнайке. Сейчас мы с Вами вспомним стихотворение, написанное поэтом А. Шибаевым.

Азбука: Дедушка про внучку говорил:

– Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы …

Дети: Спасибо!

А слово то какое –
Очень дорогое!

Азбука: Молодцы ребята! Хорошие стихи Вы выучили. И слова хорошие, очень нужные в жизни вспомнили. Эти слова считаются волшебными! Понял, Незнайка, как стихи учить надо?

Незнайка: Понял, но я всё таки с ребятами прощаться не буду и приду к ним обязательно и на уроки чтения.

Азбука: Теперь я не сомневаюсь, что Вы будете успешно заниматься на уроках чтения. А поведут Вас туда Ваши любимые сказочные герои. Какие именно?  Сейчас узнаем!

Азбука:

Сейчас начнётся здесь парад,
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад,
Твои любимые герои…
Вот шелестят уже страницы
И кто-то к нам уже стучится.

Появляются новые герои.

Азбука:

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (АЙБОЛИТ)

Айболит: Здравствуйте дети! А кто написал обо мне?

Буратино: 

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица,
Не тигрёнок, не лисица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка
Он зовется… (ЧЕБУРАШКА)

Под музыку песни о Чебурашке на сцену выходит Чебурашка.

Чебурашка: А как звали моего лучшего друга?

Незнайка:

Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник,
Медвежонок … (ВИННИ-ПУХ)

Под музыку песенки Винни-Пуха  появляется Винни-Пух.

Винни-Пух: Что было в горшочке, когда я шёл на день рождения к ослику ИА?

Под музыку выходит ЗОЛУШКА.

– Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда  же!
Кто я такая? Кто тут подскажет?

Дети отвечают.

Азбука: Эти литературные герои, а с ними и многие другие проведут теперь Вас, ребята, дальше в страну Литературию. Но всегда рядом с Вами будут и мои друзья, мои буквы. Добрый Вам путь! На память о сегодняшем празднике хочу вручить всем Вам подарки – книги. Их Вам теперь предстоит читать самостоятельно.

Мальвина и Буратино вручают подарки.

Учитель: Дорогие ребята! Мы все поздравляем Вас с «Праздником окончания Азбуки!» Желаем Вам быстрее научиться хорошо и с удовольствием читать книги, чтобы узнавать из них много нового и интересного.

Мальвина: Давайте на прощание ещё раз скажем спасибо азбуке, спасибо учителям. И на прощание споём песню.

Дети поют песню «Азбука».