Летняя школа юного географа

Разделы: География


Роль школьного предмета географии очень велика т.к. география является единственным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействии.

Цели и задачи.

Цель «Школы юных географов»: создать условия для развития творческого потенциала и самореализации личности, способствовать профессиональному самоопределению воспитанниц.

Основной  задачей Школы ЮНГ является углублённое изучение географии, выявление исследовательских возможностей школьников и обучение их бережному отношению к природе.

Задачи «Школы юных географов»:

1. Образовательные задачи:

1.1. Повышение интереса к географии как учебному предмету.

1.2. Формирование у юных географов и экологов основ научного мировоззрения, современного экологического мышления.

1.3. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы воспитанниц, повышения уровня географических знаний.

1.4. Выявление познавательной активности, творческих способностей, исследовательских умений и навыков в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности.

1.5. Развитие у воспитанниц организационных умений, необходимых в познавательной деятельности (планирование работы, самостоятельное ее выполнение, самоконтроль).

2. Организационно-методические задачи:

2.1. Учебная и научно-методическая помощь воспитанницам в выполнении научно-исследовательских работ.

3. Воспитательные задачи:

3.1. Профессиональное самоопределение воспитанниц.

3.2. Формирование представлений о месте географии и географов в современной жизни.

3.3. Формирование опыта эмоционально-чувственного отношения к миру как важного элемента содержания географического образования.

Пояснительная записка.

География – одна из древнейших наук человечества. Вот уже почти 5000 лет занимается она описанием стран, морей и океанов. География – единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Неотъемлемой частью любой из тем географии является карта. Карты можно составить на любую тему. Работа с картой – специфический элемент географической науки. Каждый воспитанный человек должен уметь пользоваться географическими картами. Интересно познать как составляются карты, кто делает карты, где учат картографов. На все эти вопросы постараемся найти ответы в школе Географии.

Основная тема школы географа 2010 года – картография.

Картогра́фия  – наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества. В более широкой трактовке картография включает технологию и производственную деятельность.

Рассматривая вопросы физической географии школа юного Географа – 2010 могут рассматриваться в любом возрасте, предпочтение отдается воспитанницам 6, 7 класса, изучающим физическую географию.

Во время проведения летней практики воспитанницы погружаются в мир картографии, посещают организации, занимающиеся изучением и исследованием данной науки, воспитанницы изучают методы построения карт, историю картографии, самостоятельно составляют карты небольшого участка земной поверхности с использованием простейших методов (глазомерная съемка).

Планирование работы (см. Приложение 1).

Отчет о работе школы Юного Географа «Летней школы Юного географа» – 2010 год

Руководитель школы: преподаватель географии Полстянкина О.Л.

Первый день – 14 июня.
Установочный семинар. Введение в науку.

«Картография – история науки».

Лекция преподавателя по истории картографии.

Основная цель лекции, дать представление о картографии, разобрать вопросы истории развития картографии как науки. Познакомить воспитанниц

План лекции: презентация лекции (см. Приложение 2).

  1. Разделы картографии (математическая картография, составление и оформление карт, цифровая картография).
  2. История картографии (древнейшие карты, древнегреческая эпоха, эпоха средневековья, эпоха Возрождения и Новое время, Развитие картографии в 19 – начале 20 века, История картографии России, русские картографы).

Практическая работа воспитанниц с различными источниками информации по изучению особенностей картографии. Групповая работа. Воспитанницы разбиваются на 4 бригады и все дальнейшие действия выполняют в данных бригадах.

Подготовить сообщение по бригадам в виде презентации на тему:

1 бригада. Что такое картография? Способы съемки местности и построения карт.

2 бригада. Виды карт. Где и кем в современном мире используются карты.

3 бригада. Московский университет геодезии и картографии. История и современность.

4 бригада. Выяснить какой вклад внесли в развитие картографии нижеперечисленные ученые:

  • Фёдор II Бори́сович Годуно́в, Адриа́нов Влади́мир Никола́евич.
  • Зуев Никита Иванович, Никита Кожин, Лу́жин Федор Федорович.
  • Нага́ев Алексе́й Ива́нович, Ремезов, Семён Ульянович.
  • Стрельбицкий, Иван Афанасьевич , Тилло, Алексей Андреевич.
  • Цингер, Николай Яковлевич , Шуберт, Фёдор Фёдорович.
  • Юлий Михайлович Шокальский.

Результатом работы явились презентации на данную тему, которые воспитанницы доложили в конце занятия.

Второй день – 15 июня.
Посещение Московского университета геодезии и картографии (МИИГАиК) знакомство с технологией подготовки специалистов в области картографии.

Цели. Познакомиться с работой Университета картографии. Выяснить каким профессиям обучаются студенты в Университете картографии?

Беседа с деканом картографического факультета.

Задачи. Узнать, чем занимаются в МИИГАиК, как создаются карты.

В рамках летней Школы юного географа воспитанницы посетили картографический факультет  Московского университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Состоялась беседа с деканом  факультета картографии и геоинформатики  Билибиной Натальей Андреевной о развитии современной картографии, о методах создания различных карт. Воспитанницы побывали в офисе картографов и познакомились с этой нелегкой работой.

Также воспитанницы посетили музей картографии университета, узнали много нового и интересного из истории развития картографии в России, увидели старинные геодезические приборы.

Воспитанницы узнали много новой информации о науке картографии.

Третий день – 16 июня.
Теоретическое занятие по теме: «Основные приёмы работы при глазомерной съёмки местности».

Цель. Обучение учащихся умению составлять простейший план местности способом полярной и маршрутной съёмки.

Задачи. Формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков.

Воспитанницы углубили знания о глазомерной съёмке.

Практическая работа на территории Пансиона по составлению плана местности.

Целью работы являлась отработка приемов и навыков глазомерной съемки местности. Теперь воспитанницы сами могут составить простейший план местности с помощью глазомерной съёмки. Воспитанницы научились выбирать правильный масштаб при создании плана местности, ознакомились с правилами измерения территории, ориентирования плана.

Воспитанницы научились проводить линии визирования, с их помощью строить план территории.

Четвертый день – 17 июня.
Практическое занятие «Глазомерная съемка на территории Пансиона».

Цель. Научиться выполнять комплекс работ, связанный с составлением плана участка местности; получить навыки камеральной обработки результатов измерений; научиться выполнять глазомерную съемку и оформлять результаты измерений.

Средства обучения: лист чертежной бумаги, чертежные принадлежности, линейка, транспортир, простой карандаш, ластик, планшет, компас, линейный масштаб шагов.

В первой половине дня воспитанницы выполняли глазомерную съемку в парковой зоне учебного корпуса. Обозначили все ротонды, дорожки, фонтан, деревья, кусты и остальные объекты. Затем мы отправились в учебный корпус и занялись камеральной обработкой результатов измерений, оформили результаты измерений согласно условным знакам. Результатом работы был план парковой зоны у учебного корпуса, вычерченный вручную, с соблюдением масштаба, сориентированный по сторонам горизонта.

После 12 часов воспитанницы выполняли практическую работу с использованием карты России. «География воспитанниц Пансиона воспитанниц МО РФ»

Целью работы было выяснить количество воспитанниц прибывших в Пансион из различных субъектов РФ и нанести на карту регионы из которых прибыло воспитанница. Работа проводилась в группах.

Воспитанницы работали в программе Paint, обозначая цветом территории, откуда прибыли воспитанницы.

В результате данной работы воспитанницы научились собирать информацию, обрабатывать ее, (элементарные статистические навыки) создавать карты и их анализировать.

Пятый день – 18 июня.
Практическая работа.
Составление плана местности в окрестностях озера Бездонного на территории заповедника Серебряный бор.

Цель. Применить на практике, отработать приемы и навыки, необходимые для создания плана местности с помощью глазомерной съемки. Изучить территорию, выявить основные геодезические точки. Научиться чертить топографический план местности, используя общепринятые условные знаки.

Задачи. Сделать глазомерную съемку местности. Начертить топографический план местности, используя общепринятые условные знаки.

Воспитанницы с большим удовольствием измеряли шагами территорию вокруг озера, переводили шаги в метры и отмечали на карте в масштабе. Вычертили черновик плана. Прошли по экологической тропе.

Шестой день – 21 июня.
Мастер-класс по работе с геоинформационными системами.

Проводил координатор Дистанционной обучающей олимпиады по географии методист лаборатории МИОО Крылов Алексей Игоревич.

Цель занятия. Рассказать воспитанницам о геоинформационных системах, научить работать в ГИС, определять координаты объекта, использовать карты на уроках географии и при подготовке к ним.

Крылов А. И. много лет проработал в школе, сейчас являясь методистом МИОО занимается внедрением информационных технологий в образовательный процесс. Он познакомил воспитанниц с возможностями и дополнительными функциями интерактивных карт, используемых на уроках географии, так как он принимал непосредственное участие в создании некоторых из них.

Воспитанницы много интересного узнали и попробовали применить свои знания на практике. Например, определить объекты по данным координатам в картографической системе Google, посмотреть фотографии данных объектов, а также их трехмерное изображение.

Также воспитанницы научились ставить метки в системе Google и «привязывать» к ним свои фотографии (размещать в Google).

Седьмой день – 22 июня.
Экскурсия на Московское аэрогеодезическое предприятие.

Цель. Познакомиться с работой МАГП, узнать способы проектирования, обработки и построения карт. Познакомиться с особенностями профессии – картограф, выявить методы создания современных карт.

Московское аэрогеодезическое предприятие (МАГП) Федеральной службы геодезии и картографии России является самым крупным топографо-геодезическим предприятием Роскартографии, работающим в своей отрасли уже более 80 лет.

Начальник цеха №4 « Стереофотограмметрии и трансгуляции» Ботвинина Светлана Сергеевна рассказала воспитанницам о том, как происходит обработка аэросъемочных данных, получаемых комбинированием методов лазерно-локационной и цифровой аэрофотосъемки, а также об основных этапах обработки аэросъемочных данных при создании топографических материалов. О внедрении информационных технологий в процесс создания карт.

Восьмой день – 23 июня.
Создание картодиаграммы: «География воспитанниц ФГОУ МКК Пансион воспитанниц МО РФ».

В теоретической части занятия воспитанницы узнали о том, что такое картограммы и картодиаграммы, чем они отличаются друг от друга. Как их правильно строить. Как «читать» картограммы и картодиаграммы. Обучились приемам работы с данными картографическими пособиями.

В практической части занятия был сбор информации о географии воспитанниц Пансиона. И составление картодиаграммы под руководством научного редактора газеты «География» Дмитрий Викторович Заяц. На картодиаграмме обозначены регионы России и специальным условным знаком, придуманным воспитанницами (розочкой) показано количество воспитанниц из них приехавших. Размер розочки на карте зависит от количества воспитанниц.

Девятый день – 24 июня.
Подведение итогов школы.

В этот день воспитанницы обрабатывали всю накопившуюся за время Летней школы информация, создавали отчеты, презентации.