Программное содержание:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
- Дать представление о былине, былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.
- Вызвать интерес к языку былин, преданий о русских богатырях.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.
Активизация словаря: Богатырь, былина, сказатель, нараспев, сбруя, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, булава, ножны, оберег.
Предварительная работа:
- Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
- Чтение отрывков из былин о богатырях.
- Заучивание стихотворений, пословиц.
- Рассказ о символе солнца на щитах и мечах.
Оформление «мини-музея»:
- Щиты, мечи, шлемы.
- Картина «Богатыри».
- Книги, рисунки детей.
Ход занятия
- Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас в нашем «мини- музее». Вы не против, если я буду экскурсоводом? Наша экскурсия посвящена защитникам Отечества нашего времени, и богатырям- предкам, жившим много веков до нас.
- В первом зале нашего «мини- музея» мы поговорим с вами о славной Российской Армии, о её героических воинах: пограничниках, танкистах, летчиках, моряках.
- Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?
- День защитника Отечества.
- А кого мы называем защитниками Отечества?
- Воинов Российской армии: солдат и офицеров.
- Всегда Россия славилась своими защитниками. И сегодня наши солдаты совершают подвиги - под огнем противника выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.
- Это наши солдаты Советской Армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.
Люди помнят своих героев, и в каждом городе и селе поставлены памятники и обелиски. А в нашем поселке есть такой памятник?
- Ребята, как называется праздник, когда мы поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны?
- День Победы.
- Когда мы его празднуем?
- 9 мая!
- А как мы отмечаем День Победы?
- Идем к памятнику и возлагаем цветы. Минутой молчания чтим память погибших.
- Ребята, рассмотрев все картины, на что вы обратили внимание?
- Изображены разные виды войск, которые имеют свои эмблемы - отличия.
- Образуйте 3 команды из 4-х человек. Отправьте 1человека из команды (Ребята каждой компании определяют по картинке на конверте род войск - вкладывают эмблему у соответствующей картины и составляют предложения)
- Ребята, огромное спасибо вам за небольшие рассказы, предложения.
- От вас я услышала слова – смелые, отважные, сильные. Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу?
- Говорят, ребята, досталось она им в наследство от далёких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей.
- А кто такой богатырь?
- Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Дети:
Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
- Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?
- Из былин, сказаний, песен, из стихотворений.
- Что такое былина?
- Былина произошла от слова «было», «быль».
- А кто слагал былины о богатырях?
- Сказатель – Былинник.
- Как рассказал сказитель Былину?
- Ходил из селения в селение и рассказывал былины нараспев, сопровождая их игрой на гуслях (ребенок одет в русский костюм, рассказ сопровождается игрой на гуслях).
- Вот так, ребята, слагалась былина. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси.
Подвиги русских богатырей – героев отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Какого русского художника картина перед нами?
- Виктора Михайловича Васнецова.
- Как бы вы ее назвали?
- Ваше мнение совпало с мнением художника. Он ее тоже назвал «Богатыри». Давайте же рассмотрим ее и побеседуем по ней.
- Кто изображен на картине Васнецова? (Богатыри)
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)
- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь)
- Ребята, а Илья Муромец сразу стал богатырем? Что за беда с ним приключилась? И кто его от этой беды избавил? (Чтение отрывка из былины)
- Кто справа от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)
- Расскажите о нем.
(В плечах широк, брови черные вразлет, глаза зоркие, соколиные, кудри русые, вьются кольцами, а силой и хваткой – ему равных нет!)
- А еще? А какие увлечения у него? (С 12 годов на гуслях играл, сам песни складывал и в шахматы играл)
- А еще нам скажет Аня об этом богатыре.
- А кто самый молодой из богатырей? (Алеша Попович)
- Какими качествами обладал Алеша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью).
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль - не видать ли врагов?)
- Что охраняли богатыри? (Землю русскую, ее границы)
- А хотели бы вы быть похожими на богатырей?
- Для этого нужно быть сильными, смелыми, ловкими. Нужно постоянно тренироваться.
- Мы сейчас с вами тоже потренируемся:
Проводится игра – эстафета «русские богатыри».
1. Ребята делятся на две команды.
2. По сигналу нужно надеть шлем и проскакать на лошади.
3. Попасть мешочком с песком в цель и вернуться обратно.
Подходим к картине
- Главным другом богатырей был конь! То, что на лошади - называется упряжь. Что сюда относится? (уздечка, стремена, седло.)
- Как звали коня у Ильи Муромца? (Бурушка)
- Ребята, расскажите, как одеты богатыри?
- На тело одета кольчуга - железная рубашка. Она защищает богатыря от ударов копья, шлем защищает голову от ударов.
- Какие еще есть доспехи у богатырей? (Щиты, луки, колчан со стрелами, меч-булава)
- Тысячу лет прошло, ребята, а мы с вами гордимся делами и подвигами витязей-богатырей. Когда богатыри собирались все вмести, как мы видели на картине, они становились такими сильными, что их невозможно было победить. Об этом мы можем узнать с вами из пословиц.
- Не родом славен богатырь – а подвигом.
- Лучше того дела нет, чем родную Землю от врагов защищать.
- Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов оборонять.
- В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – Матушке.
- Ребята, обратите внимание, что меч и ножны всегда украшены узором, орнаментом.
- Знак Солнца наносился на щит (наглядно). Этот знак был призван помогать, богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Родовым деревом в Древней Руси считался дуб. Уходя в поход, подходили богатыри к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился и до сих пор. (Дети подходят к столу, где в тряпице лежит горсть земли)
- Ребята, дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могущество, давал людям силу, ему покланялись.
- Ребята, давайте подойдем к дубу, поклонимся ему и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу
- У нас дубок
Вот таков, вот таков (сидя на корточках, руки подняты вверх)
Корень да его вот так глубок (наклониться вниз, показать корень)
Листья да его вот так широки (развести руки в стороны)
Ветки да его вот так высоки (руки вверх)
Аз, ты, дуб – дубок
Ты могуч – могуч (медленно поднимают руки вверх, сцепляются)
На ветру дубок ты скрипуч (покачивают руками)
Дай мне силы, отваги, добра (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную защищать от врага.
- А сейчас я вам подарю талисманы «Листочек дуба», чтобы вы были сильными, смелыми, отважными, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
Наша беседа о былинах и былинных богатырях подошла к концу, и мы с вами вспомним о том, какой завет оставили богатыри своим потомкам:
- Защищать свою Родину, беречь ее.
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
- Любить свою малую Родину, свой народ, свою страну.
(Дети становятся полукругом).
- А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
- Не скакать врагам по нашей Земле!
- Не топтать их коням
- Землю Русскую!
- Не затмить им солнце наше красное!
- Век стоит Русь – не шатается.
- И века простоит не шелохнется!
- А преданья старины
- Забывать мы не должны
- Слава русской стороне
- Слава русской старине!