Цель урока: усвоение новой учебной информации и развитие познавательного интереса учащихся на основе ИК – технологий.
Обучающие задачи:
- Усвоить новое понятие «инфляция»;
- Сформировать навык решения проблемных ситуаций.
Развивающие задачи:
- Развить рациональное экономическое мышление;
- Содействовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные задачи:
- Содействовать формированию коммуникативной культуры учащихся;
- Воспитать ответственность за экономические решения.
Тип урока: урок имитационного моделирования.
Форма урока: фэнтези «в другом измерении».
Методы обучения: проблемно-поисковый метод.
Средства обучения:
- Информационно-коммуникативные технологии:
- ученические ноутбуки;
- учительский компьютер;
- мультимедийный проектор;
- программа Learning Essentials 1.0
- Учебник «Экономика»: Рабочая тетрадь,7 кл., НИРО, Н.-Н. НГЦ, 2009 г.
Критерии проверки знаний учащихся:
- Ответы с места оцениваются по накопительной системе баллов.
- Домашнее задание оценивается по пятибалльной системе.
Подготовительный этап урока
8-10 учеников должны инсценировать последствия снижения и повышения Центробанком учетной ставки для комбанков и с использованием пантомимы, музыки, реквизитов показать изменение ссудного %, кредитов, спроса, цен.
- Создать презентацию сказки.
- Установить программу «Besttest» по тестированию учащихся.
- Подготовить технику к уроку.
Сценарий урока (Продолжительность урока 40 минут)
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели урока – 2 мин.
Учитель объясняет, что сегодня дети побывают в другом измерении, где жители страны пострадали от инфляции. Учащимся предстоит найти правильные ответы, чтобы спасти сказочных героев. Знание банковской деятельности поможет решить новые проблемы, а ученики, подготовившие домашнее задание, напомнят важную концепцию.
3. Проверка домашнего задания – 8 мин.
После инсценировки акцентируется внимание на обратной связи ссудного процента и цен. Затем следует приглашение к виртуальному путешествию (слайды 8–13).
4. Ознакомление с новой учебной информацией – 7 мин.
Учитель включает презентацию, которая начинается с «космической» музыки группы «Зодиак». Презентация с анимацией отображается на ноутбуках учеников.
В очень давние времена
Сказочной была страна,
Где жила-была Цена
С подружками, а не одна.
В этой стране под названием «Эколандия» правителем был Кошелек и жил он в прекрасном ларце вместе со своими принцами – Рубликами и принцессами – Копейками. Министр Индекс заботился о здоровье своих подчиненных, поэтому периодически измерял Цены. Они выстраивались на торжественной линейке и любовались в волшебное зеркало Индекса, где видели себя молодыми, какими были в Базовом году.
Цены весело смеялись и радовались жизни, но всегда замолкали и проходили на цыпочках мимо торговой палатки, где спали Инфляция и две ее дочери, одна страшнее другой – Гиперинфляция и Инфляционная Спираль.
Итак, все было прекрасно и ничто не предвещало надвигающейся беды. Однажды ночью в Эколандию пробрались шпионы: раздувшийся Спрос и Зрятраты. Они разбудили страшную Инфляцию, которая немедленно стала надувать Цены. Бедняжки убегали, прятались, но Инфляция их догоняла. Цены подскакивали, плакали от боли и кричали: «Помогите! Когда прекратится это надувательство?». Однако никто их не спасал. Кошелек от страха закрылся в своем ларце. Индекс от волнения увеличился и стал больше единицы, но сочувствовал ценам и успокаивал их: «Потерпите, я скоро вас измерю!». А тут еще проснулась Гиперинфляция и всем своим темпераментом выше 200% в год накинулась на Цены. С радостным визгом раскрутилась Инфляционная Спираль.
В ларце плакали Рублики: «У нас падает покупательная способность! За такие раздувшиеся Цены мы ничего не купим!».
Вдруг успокоившийся Кошелек вспомнил, что рядом с ларцом в Большой Банке плавают Проценты. Под прикрытием темноты он пробрался к объекту и остановился, мучительно вспоминая, что надо делать с Процентами: увеличить их, хорошенько накормив, или, наоборот, уменьшить.
С тех пор в стране «Эколандии» бушует Инфляция.
5. Первичное осмысление связей в объектах изучения – 7 мин.
В сказочной стране для спасения героев от инфляции детям необходимо выполнить тесты (Приложение 1), которые дают возможность ученикам выяснить сущность, причины инфляции и способы ее ликвидации.
После правильного выполнения теста на ноутбуках появляется сюжет со счастливыми сказочными героями.
6. Усвоение и закрепление нового понятия «инфляция» – 12 мин. (слайды 2–7)
Учитель акцентирует внимание детей, вернувшихся из другого измерения, на взаимосвязи темы «Инфляция» с жизненными ситуациями и предлагает путешественникам обсудить проблемы:
- Любое ли повышение цен называется инфляцией?
- Что такое уровень цен и как он изменяется?
- Что такое индекс цен и как он измеряется?
- Что такое покупательная способность денег и что с ней происходит во время инфляции?
- Каковы последствия инфляции?
- Как учетная ставка Центробанка влияет на инфляцию?
- Почему произошла инфляция в сказке?
7. Постановка домашнего задания – 1 мин.
Выполнить в Рабочей тетради задания 1–4 на стр. 24, 26 и выучить определения.
8. Подведение итогов урока – 2 мин.
Выставление оценок.
Сопоставление цели урока с достигнутыми результатами.