Методическая разработка урока физики в 7-м классе "Все тела"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Тема урока: Вес тела.

Цель урока: ознакомление с понятием вес тела, изучение способов изменения веса тела.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и ТСО: набор грузов, штатив, пружина, сосуд с водой, динамометр, интерактивная доска, компьютерная презентация с использованием материалов «Класс!ной физики» (http://class-fizika.narod.ru).

Ход урока

1. Организационный момент.

Начнём урок. Всем здравствуйте, прошу садиться.

Отметим отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

(слайд 2) Прежде чем приступить к изучению нового материала, проверим выполнение домашнего задания.

Опыт 1: У меня в руках грузик. Я выпускаем его из рук. Что с ним происходит? (ЛК – щелчок левой клавишей мыши)

Почему? (Грузик падает вниз под действием силы тяжести (притяжения земли)) Что такое сила тяжести? По какой формуле определяется? (ЛК) Как направлена сила тяжести? (ЛК)

(слайд 3)

Опыт 2: Этот же самый грузик подвешиваем к пружине, закреплённой в штативе. Скажите, сейчас на грузик действует сила тяжести? (Да.) А почему тогда грузик не падает? (Потому, что на него действует сила упругости пружины.) А что такое сила упругости? (ЛК) По какой формуле рассчитывается? Куда она направлена? (ЛК)

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы поговорим о силе, под действием которой произошло растяжение этой пружины.

Скажите, в какой момент пружина, закреплённая в штативе, начала растягиваться? (Когда мы прикрепили к ней груз) Сила, с которой груз действует на пружину, вы давите на стул, я действую на пол и так далее, называется весом тела (слайд 4).

Итак, тема нашего урока «Вес тела». Запишем в тетрадь.

Сегодня на уроке мы с вами должны познакомиться с новой силой, выяснить, от чего она зависит, как направлена, по какой формуле рассчитывается.

Представьте себя космонавтом. Скажите, а в космосе вы с такой же силой действовали бы на кресло космического корабля? А груз с такой же силой растягивал бы пружину? Правильно, нет. Так в чём же причина, что на Земле груз растягивает пружину, а в космосе нет? Нет притяжения Земли, поэтому в космосе тело не имеет веса, т.е. находится в состоянии невесомости (слайд 5).

Запишем определение:

Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. (ЛК)

Давайте подумаем, от чего зависит вес тела? (слайд 6)

К первому грузу подвесим второй такой же груз. (ЛК)

Пружина растянулась сильней (слайд 7), значит, вес двух грузов больше, чем вес одного груза (слайд 8).

Какой из этого можно сделать вывод? (ЛК) (Вес зависит от массы тела.) Чем больше масса тела, тем больше его вес.

От чего ещё зависит вес? (слайд 9)

Внимание на экран. (Ролик про вес тела на Земле и на Луне). Какой вывод можно сделать? (Вес тела зависит от того, на какой планете находится тело). Но вес на других планетах вы будете изучать позже.

Оказывается, что и на Земле вес одного и того же тела, в отличие от массы, может быть различным (слайд 10) (Ролик про вес тела на экваторе и на полюсе). Какой вывод можно сделать? (слайд 11)  

Представим себе такую ситуацию: Проводится чемпионат мира по тяжёлой атлетике сразу в двух точках Земли на полюсе и на экваторе. Два спортсмена подняли штангу одной и той же массы (400 кг). Кому бы из спортсменов вы  присудили первое место? Оказывается, что первое место нужно присудить спортсмену с полюса, потому что на полюсе ускорение свободного падения больше, притяжение Земли сильней и Вес тела на полюсе больше, чем на экваторе.

Если вы поднимитесь высоко в горы, то ваш вес тоже станет меньше, потому что расстояние до центра Земли в горах больше, чем у подножия горы, ускорение свободного падения меньше и вес уменьшается (слайд 12).

Итак, вес тела зависит от массы и ускорения свободного падения. Поэтому вес неподвижного тела или тела, движущегося с постоянной скоростью, определяется по формуле Р = mg (записывают в тетрадь). Вес направлен из центра соприкосновения тела и опоры или подвеса вертикально вниз.

(Демонстрация опыта с водой). Вес тела в воде или в другой жидкости меньше, чем в воздухе (слайд 13). Давайте подумаем, где это может использоваться? (Для тренировки космонавтов).

Оказывается, что каждый из вас здесь и сейчас может побыть в состоянии невесомости. (Ученик подпрыгивает как можно выше) Во время прыжка у тебя была под ногами опора? Нет. А был какой-нибудь подвес? Нет. Значит, ты не действовал ни на опору, ни на подвес и ты был в состоянии невесомости.

4. Обобщение и систематизация знаний

  • Вес тела – это…
  • Формула для веса – …
  • Вес направлен…
  • Вес зависит от…

(слайд 14)  

5. Первичный контроль знаний (работа в группах) (слайд 15).  

Сказка: В одном сказочном физическом городе жила прекрасная девушка Масса. Всю свою сознательную жизнь она мечтала о прекрасном принце на белом коне, а влюбилась в обычного мальчишку с обычным физическим именем Вес. С утра до ночи мальчик Вес со своими друзьями гонял мяч во дворе. Так и пролетало бы его беззаботное детство, если бы его взгляд не привлекла эта очаровательная девушка Масса. Мальчик Вес собрал в себе все силы, подошёл к Массе и сказал: «Ты мне очень понравилась, давай с тобой дружить?» «Никакой дружбы у вас не получится!»- вдруг воскликнул мальчик по – имени Ж. Масса всегда постоянная, а ты, то больше, то меньше, а то тебя вообще нет. Я ей больше подхожу, я – ускорение свободного падения, практически не изменяюсь!

Очень сильно обиделся Вес на слова своего друга и пошёл он прочь со слезами на глазах. «Безвыходных ситуаций не бывает» - воскликнул самый умный ученик 7-го класса и посоветовал Весу, что нужно делать, чтобы не изменяться (слайд 16).  

Задание 1-й группе: Придумать продолжение сказки. Что посоветовал семиклассник мальчику Весу, чтобы всегда оставаться постоянным? (Переселиться на планету шарообразной формы, у которой поверхность ровная, нет гор и морей. Жить на этой планете спокойно, без резких движений.) (слайд 17)

Задание 2-й группе: Решить задачи из «Физики» Григория Остера №104, №106 (слайд 18).

Задание 3-й группе: Подписать название сил, показанных на рисунке (слайд 19).

6. Запись домашнего задания (слайд 20)

7. Подведение итогов урока.