Задачи:
- познакомить с основными объектами ОС Windows и их представлением;
- с правил присвоения имен папкам и файлам;
- с понятием «файловая система»;
- с видами структуры файловой системы
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Вы уже знаете, что после загрузки
операционной системы появляется Рабочий стол,
где размещаются управляющие элементы ОС Windows и
объекты.
– Вспомним структуру Рабочего стола. (Раздаются
карточки с заданием, где цифрами обозначены
элементы Рабочего стола. Задача учащихся дать
названия этих элементов и определить, для чего
этот элемент служит).
Презентация (Приложение 1):
Слайд №2
– Проверим правильность выполнения задания. (Учащиеся меняются листочками с ответами и проверяют правильность).
II. Формирование новых знаний
1. Понятие объекта
– Рабочий стол можно оформить по своему вкусу – это позволяет сделать работу с компьютером не только эффективной, но и приятной.
Слайд №4
– При оформлении Рабочего стола
используют различные объекты.
– В операционной системе под объектом
понимают почти все, с чем работает система.
– В Windows не существует определения объекта, как в
геометрии нет определения точки. Мы можем
говорить только о том, что понимается под
объектом в ОС.
– Объектами ОС являются – папка и файл.
Слайд №5
Папка – (в данном случае мы
говорит про виртуальную) – это контейнер, в
котором содержатся другие объекты.
Такие папки-«контейнеры», которые содержат
другие объекты, называются вложенными.
– Мы часто пользуемся библиотеками.
Структуру, по которым мы ищем книги в библиотеке
вы знаете.
Например, раздел творчества А.С.Пушкина.
Чтобы удобнее было найти нужное нам произведение
выбираем стеллаж: поэмы, стихи или сказки.
Слайд №6
– Дальше на нужном нам стеллаже ищем
заданное произведение.
– Каждое произведение в библиотеке имеет свое
уникальное свойство.
– Какое? (название, автор, издательство, год
издания, количество страниц и т.д.)
– И эти свойства уникальны.
– Но мы говорим об виртуальных объектах, которые
потрогать руками нельзя. Каждая книга в нашей
«виртуальной» библиотеке называется – файлом.
Слайд №7
Файл – это поименованная
область на диске, предназначенная для хранения
информации.
Файлом может быть программа, данные и т.д.
Все файлы имеют уникальное имя, в которое входит адрес, дату создания, размер и тип.
– Обратите внимание на представление папок и
файлов.
Объекты файлы и папки представлены виде значка.
Слайд №8
Значок – наглядное
представление объекта.
Но есть и разновидность значка – ярлычок.
Слайд №9
Ярлык – не представляет
объект, а только на него указывает, ссылается. И
таких ссылок на объекты может быть очень много.
– Приведу пример из вашей повседневной жизни. На
каждой вещи, на вороте прикреплена
этикетка-бирка.
– Если отрезать с помощью ножниц эту бирку, что
произойдет с самой вещью?
– Ничего. Мы удалили только бирку, а вещь
оставили.
– Хуже она будет?
Слайд № 10
– Спутать значок и ярлык нельзя. Почему?
– В чем состоит различие между этими двумя
объектами?
Слайд № 11
– То, что мы с вами встречаем в
библиотеке в реальной жизни, можно представить в
виртуальном мире.
– Наш пример с произведениями А.С.Пушкина можно
изобразить так:
Слайд №12
– Все объекты находящиеся на Рабочем столе можно разделить на 2 группы:
1 группа – обязательные объекты:
Мой компьютер, Корзина – обеспечивают доступ ко всей информации, которые хранятся на компьютере.
2 группа – необязательные объекты.
Слайд №13
– Давайте подытожим те знания, которые
вы сейчас получили.
– Основными объектами операционной системы
являются …. и ….
Графическим представлением объекта
являются … и ….
– Что такое файл?
Слайд №14
– Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой.
Слайд №15
– Какие типы файлов вам известны?
– Посмотрим, какие существуют типы файлов:
Исполняемые программы | .exe, .com |
Текст | .txt |
Документ (текст + рисунки + …) | .doc |
Рисунки | .bmp, .gif, .jpg |
Звук | .wav, .mid, .mp3 |
Видеофильмы | .avi |
Слайд № 16
– Для того, чтобы правильно задать имя файла, существуют следующие правила:
1. Имя файла и папки может содержать как русские,
так и латинские буквы:
Например: О царе Султане
или mama
2. Различные символы, кроме: / \ : ? < >
«»
3. Имя файла может состоять из нескольких слов:
Например: Я вам пишу
4. Количество символов вместе с пробелами -- 255
!!! Эти же правила распространяются и на имена папок
Слайд № 17
– На каждом носителе информации (на гибком, жестком или лазерных дисках, на флеш-картах и т.д.) может хранится огромное количество информации: графическая, текстовая, числовая, видео, программы.
Слайд № 18
– Порядок хранения файлов определяется используемой файловой системой.
Слайд № 19
– Файловая система – порядок
размещения файлов на диске.
– Можно выделить виды структуры:
Одноуровневая – для небольшого количества файлов, когда каталог представляет собой линейную последовательность имен файлов.
Слайд № 20
Многоуровневая – хранение огромного количества файлов, программ. Это система вложенных папок.
– На слайде представлена многоуровневая файловая система, состоящая из … уровней:
1 уровень – …
2 уровень – …
3 уровень – …
Слайд № 21
- Что вы можете сказать об этой файловой системе?
- Какие объекты входят в эту систему? Назовите их.
- Какие типы файлов?
- Сколько уровней в этой файловой системе? Назовите.
– РанееВам была дана файловая система.
– А сейчас попробуйте сами нарисовать у себя в
тетради систему. (Один ученик у доски,
остальные работают в тетрадях)
- Создайте папку со своей фамилией (Фамилия ученика);
- В своей папке создайте папку Мебель;
- В папке Мебель создайте папки: Офисная, Для дома;
- В папке Офисная создайте две папки: Кресло и тумбочка;
- В каждой папке создайте по два документа: текстовый документ и документ MicrosoftWord с названием мебели;
- В папке Для дома создайте 2 папки;
- В каждой папке создайте: точечный рисунок и документ MicrosoftWord с названием мебели;
- Проверьте свой результат с тем, что создано на доске.
– Исправьте ошибки, если таковые имеются.
– Сколько уровней в этой файловой системе?
Назовите.
III. Формирование практических навыков
Задания по вариантам (Приложение 2)
Вариант №1
– Вы, ученик, Иванов. Перед вами электронный
журнал с оценками. Проставьте свои
предполагаемые оценки за каждый предмет, но так,
чтобы оценки были разного файлового типа.
– Определите, сколько уровней имеет ваша
файловая система и объясните, почему?
Вариант № 2
– Укажите правильно написанные имена файлов.
– Объясните, почему вы так думаете?
– К какому типу относится каждый из предложенных
вам файлов?
– Приведите свои примеры имена файлов разных
типов (не менее 5)
- Как составить план?. txt
- Журнал Burda.bmp
- Журнал «Компьютер Пресс».doc
- Это моя папка
- 2*2
- Расход/ Доход.doc
Вариант № 3
– Сколько уровней в данной системе?
– Укажите полный путь к файлу компьютерные
вирусы.
– Укажи, к какому типу относится каждый из
предложенных файлов?
– Создайте свою файловую систему, состоящую из 3
уровней на любую тему.
Вариант № 4
– Какие из представленных знаков
являются на Рабочем столе обязательными, а какие
необязательными?
– Что это за объекты?
– Обозначенным цифрами объекты дайте пояснение
о назначении
Вариант №5
- Создайте папку со своей фамилией (Фамилия ученика);
- В своей папке создайте папку Водоемы;
- В папке Водоемы создайте 2 папки: Озера, Реки;
- В папке Озера создайте две папки: Рыбы и Растения;
- В папке Рыбы создайте окунь.txt и щука.bmp;
- В папке Растения создайте рогоз.bmp;
- В папке Реки создайте две папки: Земноводные и Животные;
- В папке Земноводные создайте тритон.bmp;
- В папке Животные создайте бобры.txt и выдры.txt
– Сколько уровней в этой файловой системе?
– Назовите объекты каждого уровня:
1 уровень:____________________________
2 уровень: ____________________________
3 уровень: ____________________________
4 уровень: ____________________________
5 уровень: ____________________________
6 уровень: ____________________________
Вариант № 6. Создайте файловую систему по сказке
- Создайте Сказку.
- В ней создайте два объекта: Доброе Королевство и Злое Королевство.
- В Добром Королевстве создайте 2 текстовых документа Королевич и Белоснежка.
- В Злом Королевстве создайте точечный рисунок Кощей
- В злом королевстве построил Кощей папку Башню.
- А Добром Королевстве отважный Королевич построил Хижину
- Вернулись Королевич и Белоснежка в Доброе Королевство и зажили счастливо.
V. Итог урока
– С какими основными объектами ОС Windows вы познакомились?
Рефлексия: Определите для себя, какой
материал вам показался на уроке очень сложным,
какой вы уже знали и вам было легко.
– Спасибо за урок.