Файлы и папки. Файловые системы

Разделы: Информатика


Задачи:

  • познакомить с основными объектами ОС Windows и их представлением;
  • с правил присвоения имен папкам и файлам;
  • с понятием «файловая система»;
  • с видами структуры файловой системы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Вы уже знаете, что после загрузки операционной системы появляется Рабочий стол, где размещаются управляющие элементы ОС Windows и объекты.
– Вспомним структуру Рабочего стола. (Раздаются карточки с заданием, где цифрами обозначены элементы Рабочего стола. Задача учащихся дать названия этих элементов и определить, для чего этот элемент служит).

Презентация (Приложение 1):

Слайд №2

– Проверим правильность выполнения задания. (Учащиеся меняются листочками с ответами и проверяют правильность).

II. Формирование новых знаний

1. Понятие объекта

– Рабочий стол можно оформить по своему вкусу – это позволяет сделать работу с компьютером не только эффективной, но и приятной.

Слайд №4

– При оформлении Рабочего стола используют различные объекты.
– В операционной системе под объектом понимают почти все, с чем работает система.
– В Windows не существует определения объекта, как в геометрии нет определения точки. Мы можем говорить только о том, что понимается под объектом в ОС.
– Объектами ОС являются – папка и файл.

Слайд №5

Папка – (в данном случае мы говорит про виртуальную) – это контейнер, в котором содержатся другие объекты.
Такие папки-«контейнеры», которые содержат другие объекты, называются вложенными.

 – Мы часто пользуемся библиотеками. Структуру, по которым мы ищем книги в библиотеке вы знаете.
Например, раздел творчества А.С.Пушкина. Чтобы удобнее было найти нужное нам произведение выбираем стеллаж: поэмы, стихи или сказки.

Слайд №6

– Дальше на нужном нам стеллаже ищем заданное произведение.
– Каждое произведение в библиотеке имеет свое уникальное свойство.
– Какое? (название, автор, издательство, год издания, количество страниц и т.д.)
– И эти свойства уникальны.
– Но мы говорим об виртуальных объектах, которые потрогать руками нельзя. Каждая книга в нашей «виртуальной» библиотеке называется – файлом.

Слайд №7

Файл – это поименованная область на диске, предназначенная для хранения информации.
Файлом может быть программа, данные и т.д.

Все файлы имеют уникальное имя, в которое входит адрес, дату создания, размер и тип.

– Обратите внимание на представление папок и файлов.
Объекты файлы и папки представлены виде значка.

Слайд №8

Значок – наглядное представление объекта.
Но есть и разновидность значка – ярлычок.

Слайд №9

Ярлык – не представляет объект, а только на него указывает, ссылается. И таких ссылок на объекты может быть очень много.
– Приведу пример из вашей повседневной жизни. На каждой вещи, на вороте прикреплена этикетка-бирка.
– Если отрезать с помощью ножниц эту бирку, что произойдет с самой вещью?
– Ничего. Мы удалили только бирку, а вещь оставили.
– Хуже она будет?

Слайд № 10

– Спутать значок и ярлык нельзя. Почему?
– В чем состоит различие между этими двумя объектами?

Слайд № 11

– То, что мы с вами встречаем в библиотеке в реальной жизни, можно представить в виртуальном мире.
– Наш пример с произведениями А.С.Пушкина можно изобразить так:

Слайд №12

– Все объекты находящиеся на Рабочем столе можно разделить на 2 группы:

1 группа – обязательные объекты:

Мой компьютер, Корзина – обеспечивают доступ ко всей информации, которые хранятся на компьютере.

2 группа – необязательные объекты.

Слайд №13

– Давайте подытожим те знания, которые вы сейчас получили.
– Основными объектами операционной системы являются …. и ….
Графическим представлением объекта являются … и ….
– Что такое файл?

Слайд №14

– Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой.

Слайд №15

– Какие типы файлов вам известны?
– Посмотрим, какие существуют типы файлов:

Исполняемые программы .exe, .com
Текст .txt
Документ (текст + рисунки + …) .doc
Рисунки .bmp, .gif, .jpg
Звук .wav, .mid, .mp3
Видеофильмы .avi

Слайд № 16

– Для того, чтобы правильно задать имя файла, существуют следующие правила:

1. Имя файла и папки может содержать как русские, так и латинские буквы:
Например: О царе Султане            или    mama
2.  Различные символы, кроме: /  \  : ? < > «»
3. Имя файла может состоять из нескольких слов:
Например: Я вам пишу
4.  Количество символов вместе с пробелами -- 255

!!! Эти же правила распространяются и на имена папок

Слайд № 17

– На каждом носителе информации (на гибком,  жестком или лазерных дисках, на флеш-картах и т.д.) может хранится огромное количество информации: графическая, текстовая, числовая, видео, программы.

Слайд № 18

– Порядок хранения файлов определяется используемой файловой системой.

Слайд № 19

Файловая система – порядок размещения файлов на диске.
– Можно выделить виды структуры:

Одноуровневая – для небольшого количества файлов, когда каталог представляет собой линейную последовательность имен файлов.

Слайд № 20

Многоуровневая – хранение огромного количества файлов, программ. Это система вложенных папок.

– На слайде представлена многоуровневая файловая система, состоящая из … уровней:

1 уровень – …
2 уровень – …
3 уровень – …

Слайд № 21

  • Что вы можете сказать об этой файловой системе?
  • Какие объекты входят в эту систему? Назовите их.
  • Какие типы файлов?
  • Сколько уровней в этой файловой системе? Назовите.

–  РанееВам была дана файловая система.
– А сейчас попробуйте сами нарисовать у себя в тетради систему. (Один ученик  у доски, остальные работают в тетрадях)

  • Создайте папку со своей фамилией (Фамилия ученика);
  • В своей папке создайте папку Мебель;
  • В папке Мебель создайте папки: Офисная, Для дома;
  • В папке Офисная создайте две папки: Кресло и тумбочка;
  • В каждой папке создайте по два документа: текстовый документ и документ MicrosoftWord с названием мебели;
  • В папке  Для дома создайте 2 папки;
  • В каждой папке создайте: точечный рисунок и документ MicrosoftWord с названием мебели;
  • Проверьте свой результат с тем, что создано на доске.

– Исправьте ошибки, если таковые имеются.
– Сколько уровней в этой файловой системе? Назовите.

III. Формирование практических навыков

Задания по вариантам (Приложение 2)

Вариант №1

– Вы, ученик, Иванов. Перед вами электронный журнал с оценками.  Проставьте свои предполагаемые оценки за каждый предмет, но так, чтобы оценки были разного файлового типа.
– Определите, сколько уровней имеет ваша файловая система и объясните, почему?

Вариант № 2

– Укажите правильно написанные имена файлов.
– Объясните, почему вы так думаете?
– К какому типу относится каждый из предложенных вам файлов?
– Приведите свои примеры имена файлов разных типов (не менее 5)

  • Как составить план?. txt
  • Журнал Burda.bmp
  • Журнал «Компьютер Пресс».doc
  • Это моя папка
  • 2*2
  • Расход/ Доход.doc

Вариант № 3

– Сколько уровней в данной системе?

– Укажите полный путь к файлу компьютерные вирусы.
– Укажи, к какому типу относится каждый из предложенных файлов?
– Создайте свою файловую систему, состоящую из 3 уровней на любую тему.

Вариант № 4

Какие из представленных знаков являются на Рабочем столе обязательными, а какие необязательными?
– Что это за объекты?
– Обозначенным цифрами объекты дайте пояснение о назначении

Вариант №5

  • Создайте папку со своей фамилией (Фамилия ученика);
  • В своей папке создайте папку Водоемы;
  • В папке Водоемы создайте 2 папки: Озера, Реки;
  • В папке Озера создайте две папки: Рыбы и Растения;
  • В папке Рыбы создайте  окунь.txt  и щука.bmp;
  • В папке  Растения создайте рогоз.bmp;
  • В папке Реки создайте две папки: Земноводные и Животные;
  • В папке Земноводные создайте тритон.bmp;
  • В папке Животные создайте бобры.txt  и  выдры.txt 

– Сколько уровней в этой файловой системе?
– Назовите объекты каждого уровня:

1 уровень:____________________________
2 уровень: ____________________________
3 уровень: ____________________________
4 уровень: ____________________________
5 уровень: ____________________________
6 уровень: ____________________________

Вариант № 6. Создайте файловую систему по сказке

  • Создайте Сказку.
  • В ней создайте два объекта: Доброе Королевство и Злое Королевство.
  • В Добром Королевстве  создайте  2 текстовых документа Королевич и Белоснежка.
  • В Злом Королевстве создайте точечный рисунок Кощей
  • В злом королевстве построил Кощей папку Башню.
  • А Добром Королевстве отважный Королевич построил Хижину
  • Вернулись Королевич и Белоснежка в Доброе Королевство и зажили счастливо.

V. Итог урока

– С какими основными объектами ОС Windows вы познакомились?

Рефлексия: Определите для себя, какой материал вам показался на уроке очень сложным, какой вы уже знали и вам было легко.
– Спасибо за урок.