Односоставные определенные-личные предложения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель: дать понятие термина «определенно-личные предложения», научиться находить в текстах  определенно-личные предложения.
Задачи:

  • запомнить, какие предложения называются односоставными, определенно-личными;
  • выделять эти предложения в тексте из всех предложенных предложений;
  • быть чуткими  к окружающему нас миру.

Оборудование: тетради,  ручки, учебники, интерактивная доска, доска, компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Создание положительного настроения.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Для изучения новой темы нам необходимо повторить другие разделы языкознания – фонетику и морфологию.
– Запишите  дату, классная работа. (Приложение 1. Слайд 1.)

II. Актуализация знаний

1) – Я предлагаю вам составить слово из данных звуков: а, д,з,и, в. (Приложение 1. Слайд 2.)
– Что у вас получилось? (Звезда.)
– Символом каких ценностей является для вас звезда?
– В каждом из нас своя звезда, своя надежда. Звезда, как нравственный стержень, не позволяет человеку оступиться, потерять надежду. И пусть сегодня она будет символом еще одной изученной  темы в русском языке.

2) Распределительный диктант

– Распределите местоимения по лицам: Я, ТЫ, ОНИ, ВЫ, МЫ, ОН,ОНА
– Проверим:

1 ЛИЦО: Я, мы
2 ЛИЦО: Ты, вы
3 ЛИЦО: Он, она, оно, они

(Приложение 1. Слайд 3.)

– Почему они называются личными. (Указывают на лица, которые участвуют в разговоре.)

III. Работа на интерактивной доске (Приложение 1. Слайд 4.)

Ученики самостоятельно вставляют в текст пропущенные орфограммы и знаки препинания. Тексты на листах у каждого ученика.

– Прочитайте текст. Найдите глаголы, определите их лицо:

Звезда-вечность

Что для меня зв..зда? Звезда на ч..рном, бе..донном ночном неб.. – это всегда (не)постижимая зага..ка, тайна. Она завораживает ч..рует увл..кает уводит за собой в какие-(то) неизвес..ные бе..крайние просторы. Зовет своим далеким  светом. Ты начинаеш.. задумыват..ся о вечном, отрыва..шься от маленьких земных забот и представляешь неизм..римость мира.
Вот тогда ощ..щаешь себя пес..чинкой в мире Вселенной.

Найдите грамматическую основу во втором и последнем предложениях.Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

– Какое оно по составу? (Односоставное)
– Чем выражен  главный член предложения? (Главный член предложения выражен глаголом)
– Что можем определить у глагола? (Можем определить лицо)
– Образуйте из словосочетания «определить лицо» сложное слово.
– Какое слово получилось? (Определено-личное)
– Как вы думаете, как называются предложения с одним главным членом сказуемым-глаголом? (Односоставные. Определёно-личные  предложения)
– Какое местоимение можно поставить в предложение «Вот тогда ощущаешь себя песчинкой в мире Вселенной»? (Можно поставить  местоимение ты)
– Над каким предложением мы работали? (Приложение 1. Слайд 5.)

– Запишите тему в тетради: Односоставные определено-личные предложения. (Приложение 1. Слайд 6.)

IV. Изучение  нового  материала

1) Объяснение учителя

– Что лучше режет: нож или ножницы? Оба инструмента режут одинаково, только разные предметы. Условно можно рассматривать нож и ножницы как символ односоставных и двусоставных предложений. (Приложение 1. Слайд 7.)

– Проведем небольшой эксперимент. (Приложение 1. Слайд 8.)

– В предложении «Ты начинаешь задумываться о вечном, отрываешься от маленьких земных забот и представляешь неизмеримость мира.»  найдите грамматическую основу.
– Определите, какое предложение по наличию главных членов? Вырежем из него часть, что получилось? («Начинаешь задумываться о вечном, отрываешься от маленьких земных забот и представляешь неизмеримость мира»)
– Какое теперь получилось предложение? (Получилось односоставное предложение)
– Понятен  ли смысл? Какая форма глагола подсказывает, что действие совершается определенным лицом? (Форма глагола 2 л)
– А теперь дайте определение односоставному определенно-личному предложению. (Односоставные определенно-личные предложения – это предложения, в которых один главный член предложения – сказумое, выраженное глаголом в форме 2 лица)
– Сверим  ответы  с определением в учебнике.

2) Работа с учебником

– Откройте учебник стр.  106 §21 (Приложение 1. Слайд 9.)
– Прочитайте. (Односоставное  предложение со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица в изъявительном или повелительном наклонении)
– Поработаем над алгоритмом нахождения определенно-личного предложения.
– Как определяем тип предложения?  Для этого надо:
1. Выделить грамматическую основу.
2. Установить: двусоставное или односоставное.
3. У односоставных определить, чем выражена основа.
4. Основа выражена сказуемым – определи, какое лицо, если 1, 2 – определенно-личное. (Приложение 1.Слайд 10.)

V. Тренировочные упражнения  (Приложение 1. Слайды 11-12.)

– Определите тип предложения: односоставное, двусоставное. Определите, на какое лицо и число указывают сказуемые в примерах:

1. Не бойтесь быть настигнутым в пути
Ни ветром, ни метелью, ни печалью, –
В глухой ночи звезда есть впереди… (В.Бут)

2. Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь – на этой лучшей из планет –
Свой яркий след,  свои живые всходы. (С.Островой)

3. На кустах пестреет листьев позолота,
Вечных изменений мудрая работа. (И. Ерошин)

4. Заря над степью полыхнула дико,
И умер день без стона и без крика. (В.Бут)

5. Взгляну на звезды: много звезд в безмолвии ночном горит… (Е.Баратынский)
– Можно ли сказать, что эти предложения определенно-личные? Почему?

Вывод: В определенно-личных предложениях главным членом является сказуемое в форме глагола 1 или 2 лица единственного или множественного числа.

VI. Закрепление изученного

Формирование навыка пользования алгоритмом: упражнение № 205, страница 106 (комментированное выполнение) (1 ПГС, 3 СГС, 4СГС, 5СГС, 6СГС, 7СГС)

VII.  Самостоятельная  работа (Приложение 1. Слайд 13)

– Выпишите определенно-личные предложения:

1) Люблю наблюдать за окружающей меня природой.
2) Она восхищает меня своей красотой.
3) Любуясь природой, стараемся вглядываться в нее и вслушиваться во все издаваемые звуки.
4) Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!
5) Береги природу!

VIII. Рефлексия. (Приложение 1. Слайды 14, 15)

ТЕСТ

Укажи правильно вариант ответа:

1. Односоставное определенно-личное предложение

А) Зима.
Б) Умную голову почитают смолоду.
В) Как чувствуешь себя?
Г) Светает

2. Односоставное определенно-личное предложение.

А) Слушай внимательно.
Б) По рогоже золотом не шьют.
В) Хочется петь.
Г) Какое счастье.

3. Односоставные определенно-личные предложения.

А) Нежная зелень скверов.
Б) Начинает громыхать.
В) Без волненья и заботы не ждите радости от работы.
Г) Начинай жизнь, ровесник, только так.

4. Односоставные определенно-личные предложения

А) Заберешься за красавцем-боровичком в еловую чащу.
Б) Липу подняли.
В) Солнце выйдет из тумана, землю озарит.
Г) Над городом с громом  и молниями пронеслась буря.

5. Односоставные определенно-личные предложения

А) Сухая, тихая погода,
На улице стоит…
Б) Лениво и тяжко плывут облака.
В) Представьте пахнущий сиренью полумрак…
Г) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Самопроверка, взаимопроверка. (Приложение 1. Слайд 16.)

1В,  2А, 3Г, 4А, 5В

IX. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 17)

1) Выучить теоретический материал §21. Для всех

2) На выбор: 

  • Упр. 206.
  • Выписать из художественной литературы 5-6 определенно-личных предложений.
  • Составить текст на тему «Что для меня звезда?», используя определенно-личные предложения.

X. Итог урока

– В начале урока вы сказали о тех  ценностях, символом которых  является звезда. Расскажите о своих мыслях, употребив в них определенно-личные предложения.
– Выберите ключевые слова и запишите их  на доске.
– С каким видом предложения познакомились на уроке? (Мы познакомились с определенно-личными предложениями)
– Какие предложения называются определенно-личными? (Это односоставные предложения, с главным членом сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица, единственного и множественного числа)