Приветствие гостей: самые лучшие учителя биологии города Иркутска заинтересовались работой шестиклассников микрорайона Юбилейный, (приветствие гостей). Сейчас у нас есть возможность продемонстрировать, как хорошо мы умеем работать.
Выбрать жюри, которое по 5-и бальной шкале будет оценивать каждый конкурс. За правильные ответы команда получает жетон. Для позитивного настроя на работу показать презентацию “Поющие цветы” (Приложение 1).
Присутствует 3 команды: “Шиповник”, “Клумба”, “Одуванчики”.
Визитка команд: название, девиз, эмблема…
Физкультминутка: Упражнения на разминку всех отделов позвоночника.
Тема и девиз урока:
Если путь твой к познанию мира ведет, –
Как бы ни был он долог и труден – вперед!
(Фирдоуси)
Тип: познавательная игра
Форма: соревнование
Участники: 6 б
Цель: развитие познавательного интереса, творческих способностей, обобщение и углубление знаний обучающихся в области биологии путем использования межпредметных связей (литература, ОБЖ, русский язык) и дополнительных материалов, воспитание позитивного ценностного отношения и культуры поведения в природе.
Домашнее задание: творческая работа (подарок растению и ответные чувства растения), повторить главу 4.
Кто вперед? Дополнительные жетоны.
Конкурс “И в шутку и всерьёз”.
1. Истина рождается:
А) в почках;
Б) в семенах;
В) в спорах;
Г) в побегах.
2. Одно из названий таксономической группы звучит так:
А) школа;
Б) класс;
В) звено;
Г) ученик.
3. Растения могут размножаться:
А) бровями;
Б) бородой;
В) усами;
Г) бакенбардами.
Шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия.
4. Прибор, через который амёба разглядывает людей. (Микроскоп.)
5. Мумия абрикоса. (Курага.)
6. Хитрый гриб. (Лисичка.)
Интеллектуальная разминка.
- Какое растение согласно преданию цветет в ночь на Ивана Купало? (Папоротник.)
- Из какого цветка появилась на свет дюймовочка? (Из тюльпана.)
- Какие цветы росли у Кая и Герды? (Розы.)
- Какое растение любят кошки? (Валериану.)
- Какое растение в переводе на русский означает звезда? (Астра.)
- Какой цветок рос на планете Маленького принца (сказка А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)? (Роза.)
Викторина “Признаки живой природы”.
Домашнее задание – вопросы команд друг другу.
Конкурс капитанов “Сила духа”.
Кто из капитанов быстрее надует и лопнет воздушный шар.
В здоровом теле – здоровый дух!
Конкурс “Частокол”.
пИоПсоРсорОтУс Дж ьм
Подружись со спортом!
Задание для каждого: тест (проверка знаний по изученному материалу).
1. Назовите органы цветкового растения:
А) Корень, стебель, ризоиды;
Б) Лист, ризоиды, цветок;
В) Корень и побег: стебель, листья, почки, цветы.
2. Что такое размножение?
А) процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающий непрерывность и
преемственность жизни;
Б) увеличение размеров растения;
В) Оба ответа верны.
3. Что такое опыление?
А) Это перенос пыльцы с пыльника тычинок на рыльце пестика;
Б) Это размножение растений;
В) Это слияние половых клеток.
4. Что такое оплодотворение?
А) Это образование плодов;
Б) Слияние женской и мужской половых клеток;
В) Это образование органических веществ.
5. Фотосинтез это …
А) Процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ
(сахаров) из воды и углекислого газа;
Б) Поглощение кислорода и выделение углекислого газа;
В) Совокупность различных превращений в организме растения.
6. Рост …
А) Это необратимое увеличение размеров и массы организма;
Б) Это качественное изменение в строении растений;
В) Это появление новых признаков.
7. Экологические факторы…
А) Это все компоненты неживой природы;
Б) Это факторы живой природы;
В) Это воздействие человека на природу.
8. Систематика это…
А) наука о растениях;
Б) наука о природе;
В) раздел биологии, который классифицирует растения по группам, выявляет их
родство.
9. Выберите видовые названия растений:
А) Смородина красная, крыжовник, тополь дрожащий, клен;
Б) багульник болотный, смородина черная, береза белая;
В) Пшеница, клевер, роза.
10. Какой ученый впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов?
А) М.В. Ломоносов;
Б) К. Линней;
В) Г. Галилей.
11. Докажите, что растение – это целостный организм.
Психогимнастика “Улыбка”.
Улыбка – один из наиболее надежных способов снятия напряжения,
тревоги.
Какая бывает улыбка? Насмешливая, заговорщицкая, “сквозь зубы”, вежливая,
добрая, открытая.
Одновременно улыбка – знак того, что вы уверены и готовы действовать.
Показать слайды, которые вызывают улыбку и положительные эмоции.
Упражнение “перевод с русского на русский” (на слух).
- Сбился с азимута среди трех голосеменных.
(Заблудился в трех соснах) - Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все
равно смотрит в растительное сообщество.
(Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит.) - Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представлением
семейства волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного
сообщества.
(Работа – не волк, в лес не убежит.)
Рефлексия: кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста,
карточку с изображением тучки.
Кто чувствовал себя хорошо, поднимите, пожалуйста, карточку с изображением
солнышка.
У кого настроение менялось, поднимите, пожалуйста, карточки с изображением
солнышка и тучки.
Подведение итогов: слово жюри, вручение призов.
Список литературы:
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: . Методическое пособие для учителя. – М. .: “5 за знания”, 2006.– 144 с.– (Методическая библиотека).
- Гребенкина Л.К., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я)/ М. .: Центр “Педагогический поиск”, 2003.– С. 86.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономарева. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2006. – 240 с.: ил.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учеб. пособие/ Под общ. ред. Н.В.Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. (Учебное пособие).
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя.– М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.