Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед школьным образованием, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему химического образования.
В современных условиях необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию информации и успешному отображению и использованию ее. Компьютер на современном уроке не заменяет устаревшие таблицы, а должен стать «активным» участником процесса обучения, а главное, процесса учения. Учебные презентации должны создаваться не только как иллюстративный материал, их использование при обучении химии наиболее естественно для моделирования химических явлений и процессов, которые практически невозможно показать на уроке.
Презентации такого типа как «Твердые вещества: аморфное и кристаллическое состояние» повышают мотивацию обучения на уроке, способствуют повышению уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля за усвоением знаний. Данная презентация эффективно используется для формирования основных понятий, необходимых для понимания микромира, таких важнейших понятий как химическая связь, кристаллические решетки, узел кристаллической решетки. В презентации смоделированы такие свойства как хрупкость, электропроводность, пластичность.
Презентация «Твердые вещества: аморфное и кристаллическое состояние» можно использовать при изучении данной темы в 8 классе, причем в классах с разным уровнем подготовки: иллюстративно в слабых классах, в сильных классах можно организовать комментарии учеников после самостоятельного изучения материала, для обобщения приобретенных знаний. Структура презентации позволяет использовать отдельные ее слайды при изучении конкретных веществ – металлов, неметаллов. Широко использоваться эта презентация может на обобщающих уроках в 11 классе.
Для отслеживания уровня усвоения материала в презентации составлены таблицы для заполнения, причем, ученик может работать самостоятельно, поэтапно и получить в случае необходимости подсказку. Итоговый тест выводит ученика на конечный результат и позволяет оценить его работу.
Предусмотрена дальнейшая работа для учеников, которые заинтересовались данной темой. Раздел «За страницами учебника» дает направление в дальнейшем самостоятельном изучении темы. Я использую эту презентацию не только на уроках, но и при прохождении элективного курса «Минералы и драгоценные камни».