Цель: знакомство с органами чувств, их назначением и способом их сохранения.
Задачи:
- Развитие у учащихся разных ощущений;
- Развитие внимания, логического мышления;
- Совершенствовать работу в группах;
- Воспитывать навыки самооценки и самоконтроля.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Встаньте, первоклашки, в ряд!
Готов работать мой отряд?
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников отличных.
2. Сообщение цели и темы урока.
Перед вами буквы – переставьте их, и вы узнаете героя сказок.
(На доске написаны буквы: Л О Б Й Т И А) какое слово получилось? (Айболит) кто написал эту сказку? (Корней Иванович Чуковский) Какая профессия была у Айболита? (Доктор, врач.) Что делает врач? Какую страну приглашает нас посетить доктор Айболит, мы узнаем, разгадав следующие задания:
На доске написаны буквы: О Е Р Г Е А Н Е Ы – зачеркните одинаковые буквы в ряду. Из оставшихся букв прочитайте слово. (Органы.)
Предложены слова: ЛИСА, ЧУВСТВ, ОЛЕНЬ, БЕЛКА. Какое слово лишнее и почему? (Чувств, так как все остальные слова обозначают животных.)
Сегодня мы с вами посетим страну, которая называется “ органы чувств” и узнаем, для чего они нужны и как их сохранить.
Как вы думаете, есть ли у животных органы чувств? Что помогает сове, лисе, зайцу, ежу выжить в привычных для них условиях? (Зрение, нюх, слух, чутьё...)
3. Физкультминутка
Руки за спину положим
И легко– легко подышим.
Вдох через нос, выдох через рот.
Дышим правою ноздрёй…
Дышим левою ноздрёй…Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сядь.
Давайте выясним, а какие органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир. Для этого вам необходимо объединиться в группы. У каждой группы на столе лежит жёлтый картон с ребусом на одной стороне, с цифрой на другой. Вам надо разгадать этот ребус, но своё слово вслух не произносить – только записать на оборотной стороне. (1-я группа – глаза, 2-я группа – ухо,3-я группа – нос, 4-я группа– язык, 5-я группа – кожа). Все готовы? 6 группа у нас – эксперты. Ваша задача изобразить своё слово так, что бы эксперты смогли назвать их.
4. Работа по теме.
а) Теперь каждой из групп предстоит сказать, для чего нужен их орган чувств человеку? (Приложение 1.) А эксперты попробуют доказать необходимость всех органов чувств (составление общей таблицы и её проверка – Приложение 2).
Физкультминутка.
Игра “ Полезно – вредно” Если это полезно – вам надо подпрыгнуть, а если вредно – приседаете.
Читать лёжа.
Делать гимнастику для глаз.
Смотреть близко телевизор.
Читать при хорошем освещении.
Ковырять в ушах.
Защищать уши от сильного шума.
Ежедневно чистить нос, когда утром умываетесь.
Охранять кожу от порезов, ожогов, ушибов.
б) Каждая из групп с помощью своего органа чувств попробует узнать, что лежит у них в тряпочном мешочке:
Уши (узнать по голосу) – слух. Эксперты будут называть по имени представителей этой группы, ваша задача: узнать, кто позвал.
Кожа (узнать по ощущению) – осязание. В мешочке лежат магнит, мел, игрушка, монета – узнать, что лежит в мешочке.
Глаза (узнать по внешнему виду или очертанию предметов) – зрение. Изображение ежа, матрёшки, круга, вазы.
Язык (узнать по вкусу) – вкус. В стаканах налита солёная, сладкая вода и газированная вода без газов. Необходимо узнать, в каком стакане какая вода.
Нос (узнать по запаху) – обоняние: чеснок, яблоко, вода.
Легко ли было справиться с последним заданием: определить по запаху воду? Почему?
Молодцы, справились с заданием.
5. Подведём итоги нашего урока.
На доске изображена незаконченная схема по теме. Кто сможет помочь составить таблицу? Давайте попробуем. (Появляется Вреднючка, которая перепутала всё в таблице.) Что же она натворила? Разве это правильно? Будем исправлять? (Дети исправляют таблицу, используя полученные на уроке знания – Приложение 3).
Почему органы чувств – наши помощники? Кто из вас считает, что работал на уроке в полную силу – поднимите зелёный квадратик, а те, кто из вас знал ещё что-то, но промолчал (постеснялся или неуверен в чём-то) – жёлтый кружок.
Спасибо за урок.