Закон РФ “Об образовании” способствует развитию и углублению процесса профилизации, т.к. закрепляет вариативность и многообразие образовательных программ.
Сегодня данная проблема приобретает особый смысл и актуальность. Не вызывает сомнений, что именно профильное обучение может и должно выступать средством дифференциации и индивидуализации обучения, когда создаются условия для образования в соответствии с интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
В современной системе школьного образования существует один очень действенный путь реализации профильного обучения, который наряду с углублённым изучением предмета, позволяет активно вовлекать учащихся в мир познания данной дисциплины. Это организация различных творческих заданий, которые учащиеся выполняют во внеучебное время. Эти задания могут быть нацелены как на индивидуальную, так и на коллективную деятельность и требуют для выполнения различное время. Поэтому современному учителю просто необходимо владеть методами и технологиями, нацеленными на повышение знаний предмета. В этом может помочь учителю овладение новыми информационными технологиями.
Современная цивилизация вступила в эпоху информатизации – период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности.
Под влиянием процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная структура – информационное общество, которое характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение информационной деятельности.
Суть информатизации образования состоит в том, что обучающему и обучаемому становится доступным гигантский объем информации в базах данных, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях. В свою очередь, это требует нового подхода, поскольку помимо стандартного учебника в школе появились альтернативные источники информации, и с ними следует уметь работать. В этом случае на первый план выходит необходимость ознакомиться учителю с основами компьютерной грамотности, информационной культурой, научиться правилам навигации в информационном “океане”, да и просто правилам работы с информацией.
С появлением в середине XX в. ЭВМ и их внедрением в сферу информационной деятельности человека появились принципиально новые методы и способы, обеспечивающие целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта. Одно из основных направлений информатизации сферы образования связано с применением новых информационных технологий в обучении и самое главное в управлении учебным процессом.
Значимость данной проблемы обусловлена и переходом в начале XXI в. к новому этапу информационной технологии, к этапу, на котором формируются дополнительные требования к разработке целей и задач обучения в условиях новой технологии обработки информации.
Потенциал НИТ в сфере образования проявляется многопланово, открывает большие возможности и ставит цели:
- совершенствования методологии и стратегии отбора содержания образования, внесения изменений в обучение традиционным дисциплинам;
- повышения эффективности обучения,
- его индивидуализации и дифференциации,
- совершенствования управления учебным процессом,
- осуществлять контроль с обратной связью с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности,
- проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента.
В работе учителя физики, где формируется представление о единой картине мира, это можно реализовать с помощью электронных пособий.
Все перечисленные и используемые на уроках пособия применяются с помощью компьютера, интерактивной доски, видеопроектора, звуковой системы, видеоплеера. Мультимедиа средства способствуют активизации познавательной деятельности учащихся средствами информационных технологий, а учитель должен владеть этими средствами в достаточной мере.
В своей работе автор применяет элементы проектной технологии на своих уроках для изучения некоторых разделов нового материала. Это помогает более детально рассмотреть темы физики, на которые отведено малое количество часов. Для этого заранее предлагается учащимся перечень вопросов – тем для самостоятельного рассмотрения и разработки. Например: 8 класс – Световые явления, оптические явление, глаз, дефекты зрения, оптические приборы (см. презентация 1). 9 класс – атомная энергия (см. презентация 2), открытие элементарных частиц. 11 класс (по программе Касьянова В.А.) – Элементарные частицы, Строение Вселенной; 11 класс (по программе Мякишева, углублённый уровень) – Излучения и спектры (см. презентация 3), СТО (см. презентация 4), Магнитные свойства вещества (см. презентация 5). Между учениками распределяются предложенные вопросы. Причём, в зависимости от количества вопросов и глубины разрабатываемой темы, ребята работают индивидуально или малыми группами. Перед ними ставится задача, состоящая из следующих элементов:
- Самостоятельное изучение предложенного вопроса.
- Выделение из всего своего материала самого главного.
- Составление электронной презентации, в которой должны выполняться предъявляемые требования (см. ниже).
- Публичное выступление с докладом своей темы на уроке с использованием презентации.
- Ответы на вопросы учителя и учащихся класса по теме доклада.
Для того, чтобы представляемые учениками презентации на уроке были выполнены в единых требованиях, учитель обсуждает это заранее и совместно с учителем информационных технологий консультирует ребят и подсказывает пути решения трудных вопросов. Готовая презентация должна содержать:
- Первый титульный слайд, на котором указана тема, исполнитель, учитель, год и город.
- Следующие слайды посвящены новому материалу, приветствуются соответствующие иллюстрации.
- В конце доклада должен быть слайд с выводом – заключением по теме.
- Последний слайд посвящён используемой литературе.
- В ходе такой работы, во время обсуждения доклада учащимися новой темы возникла необходимость и в пятом пункте при составлении презентации.
- Между 3 и 4 пунктами необходимо вставить слайды с вопросами (не меньше 2 вопросов) по теме доклада и лучше, если ответы на предлагаемые вопросы находятся в тексте презентации. Поэтому при составлении слайда с вопросами – ответами используется функция – гиперссылка (см. презентация 3).
На урок по данной технологии урок – защита творческих работ с использованием своей презентации отводится сдвоенный урок, т.е. 90 минут. На такое занятие приглашается учитель информационных технологий, классный руководитель, директор лицея. Оценивается работа учащимися класса и педагогами, в результате ученик получает отметку по физике, за содержание, за оформление презентации отметку по информатике и получает в свой багаж опыт публичного выступления перед аудиторией и умение защищать выполненную работу, отвечать на вопросы, которые задаёт класс.
Таким образом, такой вид деятельности используются новые информационные технологии в обучении и направлены на:
- Формирование информационной компетентности учащихся.
- Выполняет двойную дидактическую функцию: педагогическую и художественно-эстетическую.
- Выполненные работы составляют мультимедиатеку кабинета по некоторым темам физики, которые можно использовать для дальнейшей работы или при повторении и подготовки к экзаменам.
Мультимедиа отличает два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны – сочетание словесного описания картины с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа – среда много выше по информационной плотности.
Одновременное использование аудио– и видеоинформации повышает запоминаемость до 65 % (по А.В. Смирнову).
Применяя в работе новые информационные технологии, учитель должен обладать специальными умениями и навыками в работе с компьютером. Поэтому в этом отношении полезно пройти дополнительную профессиональную подготовку по программе “Интел. Обучение для будущего”. Эта программа позволяет в достаточной мере составлять презентации, буклеты, открытки. Но сейчас этого не достаточно, т.к. прогресс движется вперёд и встаёт проблема освоения программ работы с фото и видеосюжетами. Учитель стоит перед выбором дальнейшего совершенства и развития в своей профессиональной сфере. Решить эту проблему возможно за счёт самообразования, участия в работе проблемных групп, учёбе, участия в НПК и конференциях, обмен мнениями и опытом работы с коллегами, дистанционных курсов повышения квалификации.