Цели:
- Получить ответ на вопрос: "Как проверить безударную гласную в окончаниях прилагательных?"
- Развивать внимание, кругозор, наблюдательность, орфографическую зоркость, умение классифицировать.
- Воспитывать интерес к русскому языку и культуру речи.
Оборудование: учебники русского языка для 4 класса по программе "Школа 2100" (2004г.), карточки словарных слов, мультимедийное приложение.
Ход урока
1. Организационный момент с использованием демонстрационных карточек со словарными словами:
Доскажи словечко - имя прилагательное:
Настроение у нас : чудесное!
Ждут задания вас : интересные!
На уроке всегда будь : внимательный!
И урок выйдет весь : замечательный!
2. Начнём работу с минутки чистописания. Слайд №2
Пропишите буквосочетания средним соединением: ий ый ой ое ее; нижним соединением ая яя
Спишите предложение. Отгадайте загадку:
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)
Как вы понимаете значение слова льняной? (Сделанный из льна). Слайд №3
Лён - травянистое растение, из волокон которого прядут нити, затем ткут полотно.
Подчеркни согласные, мягкость которых обозначена мягким знаком.
Фонетический анализ слова "льняной".
Задание выполняется в тетрадях. Выборочное оценивание.
Проверка: слайд №4
3. Словарная работа.
Я подобрала слова, которые предлагаю распределить в группы по орфограммам. Слайд №5
Праздничный, искусственный, оранжевый, металлический, лестничный, аккуратный, томатный, печальный, фиолетовый, костюмный.
Проверка: слайд №6
лестничный искусственный оранжевый праздничный аккуратный томатный металлический фиолетовый печальный костюмный
Обозначить выбор группы. Какие слова могли бы попасть в 2 группы (аккуратный, металлический, искусственный).
- К какой части речи относятся данные слова?
- Какие окончания имеют прилагательные? Приведите примеры. Слайд №7
4. Актуализация знаний.
а) Наблюдение за ударными и безударными окончаниями. Слайд №8
Поставьте ударения в словах. Что вы заметили? (Есть окончания под ударением и без ударения).
Можно ли допустить ошибки в написании окончаний имён прилагательных?
В каких случаях? Почему?
б) Вывод: гласные в окончаниях имён прилагательных могут быть ударными и безударными, правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных - орфограмма.
в) Что такое орфограмма? (Написание по правилу)
В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании)
г) Хочу услышать ваши предположения: какова тема урока? (Гипотезы);
какова цель урока?
(Цель нашего урока ответить на вопрос: как проверить безударную гласную в окончании имён прилагательных).
д) Вывод: в словах-вопросах окончание всегда ударное, с их помощью можно проверить написание безударных гласных окончаний прилагательных.
Но есть несоответствие: после мягких согласных пишутся другие буквы. Их нужно запомнить.
е) Почему окончания прилагательных можно проверить с помощью слов-вопросов? (у них всегда ударное окончание).
От какого слова ставится вопрос? (от существительного)
5. Физическая разминка.
6. Первичное закрепление.
Работа по учебнику (стр.116, упражнение 200)
7. Слайд №9
Применим новые знания в задании, которые приготовила для вас Мисс Прилагательное.
Спишите предложения, определите окончания, которые необходимо дописать и подчеркните прилагательные.
Проведём соревнование между рядами.
Работа представителей каждого ряда оценивается.
1 ряду. Я люблю скромн.. ветвист.. дерево рябину.
- Разобрать по составу слово ветвистое. Определить грамматическую основу предложения.
2 ряду. Люблю её пёстреньк.. нежные листочки.
- Разобрать по составу слово листочки. Определить грамматическую основу предложения.
3 ряду. Они шелестят даже при лёгк.. ветерке.
- Разобрать по составу слово ветерке. Определить грамматическую основу предложения. Проверка: слайд №10
8. Развитие речи. Подберём антонимы к прилагательным первого столбика. Слайд №11
Объясните выбор гласных в окончаниях имён прилагательных, обозначьте изученные орфограммы в словах.
9. Подведение итогов. Слайд №12
Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных? Что было самым трудным на уроке? А самым интересным?
10. Домашнее задание: выполнить упр.№201 на стр.116.