Цели:
- сформировать у детей четкий зрительный образ строчной буквы "н".
- научить писать эту букву по двигательным элементам и в заданной последовательности.
- совершенствовать слоговой и звукобуквенный анализ .
- развивать речь, мышление, внимание.
- воспитывать аккуратность при выполнении работ в тетрадях .
Оборудование: цветовые символы, схема маршрута путешествия, мультимедийная презинтация .
Ход урока
1. Организационный момент
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке -
Ручка, книжка и тетрадки.Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. Сообщение темы
- Сегодня на уроке письма мы отправимся в путешествие за новыми знаниями. Познакомимся с написанием новой буквы, а какой- вы узнаете позже.
3. Повторение
- А вот на чём мы отправимся путешествовать, догадались? Послушайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
- На чём мы отправимся путешествовать, догадались ?
- Верно, на поезде.(К доске прикрепляется поезд и схема маршрута. Рис.1)
рис. 1
- Что такое маршрут?
- Правильно, маршрут - это путь, по которому мы будем двигаться, путешествовать.
- Кто управляет поездом ? (Машинист.)
- Кто будет машинистом нашего поезда, вы узнаете, отгадав загадку: Этот мальчишка пришёл к нам из книжки. Он большой - большой зазнайка, а зовут его:.(Незнайка.)
рис. 2
- Кто же будет машинистом?
- Верно, Незнайка. Разделите слово Незнайка на слоги. Сколько слогов в слове?
- Молодцы! Что должен купить пассажир, чтобы попасть в поезд? Правильно, билеты.
Незнайка приготовил для вас билеты. Вот они (рис. 2)
- Что вы видите на билете? (Схему предложения.)
- Сколько слогов в этом предложении? ( В этом предложении три слова.)
- Составьте предложение о билете. (Мы купили билет.)
- Что на схеме обозначает уголок? ( Начало предложения.)
- Что обозначает точка? ( Конец предложения.)
- С заданием вы справились. Теперь можно отправляться в путь. Все готовы? Начнём наше путешествие!
Пальчиковая гимнастика
Дети сидят за партами. Имитируют движение поезда при помощи пальцев.
Паровоз кричит:
"Ду-ду,
Я иду, иду, иду".
А колёса стучат,
А колёса говорят:
"Так, так, так!"
- Наш поезд пришёл на первую станцию "Разминайкино". Давайте разомнём наши пальчики.
Повторение написания изученных букв
- Молодцы! Вы хорошо подготовили ваши ручки к работе. Давайте продолжим наше путешествие. Чтобы нам нескучно было в пути, возьмём с собой своих друзей- звуки
(Учитель показывает куклу -неваляшку в красном платье.Рис.3)
- Какие звуки взяли с собой? (Гласные.)
- Почему вы так решили? (Потому что у неваляшки платье красного цвета.)
- Какие звуки называются гласными? (Звуки, при произношении которых во рту воздух не встречает преград. Звуки, которые тянутся, поются.)
- Какие гласные звуки и буквы мы изучили?
-Пока мы с вами беседовали, наш поезд прибыл на следующую станцию-"Повторяйкино".
- Откройте тетрадки. Давайте вспомним, как пишутся буквы, которые мы с вами изучили. Пишем строчные буквы о, а, у, ы.
- А какие звуки мы обозначаем с помощью этих неваляшек (рис. 4)? (Согласные.)
- Почему вы так решили? (Потому что у неваляшки синее платье.)
- Какие звуки называются согласными? ( Звуки, при произношении которых во рту образуется преграда, они не поются.)
- Какие согласные звуки и буквы мы изучили?
- Давайте вспомним, как они пишутся.
- Пишем строчные буквы м, х, ш, л, с.
- Что вы записали в тетрадь?( Буквы.)
- Какие буквы? Прочтите их.
- Молодцы! Незнайка и я рады за вас. Все старались и выполнили задание верно.
Физминутка
- Наш поезд подошёл к следующей станции, которая называется "Зарядкино". Тихонечко встали.
Знакомство со строчной буквой н и упражнения в её написании
- Наш поезд подходит к следующей станции. Незнайка приготовил вам задание - загадку. Отгадайте её:
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
-Что это? (Изображение ножниц). Покажите графически слово-отгадку. (Учащиеся изображают слово условно-графически с помощью полоски синего цвета.)
- Разделите слово на слоги.
- Сколько слогов в слове? Прочтите первый слог. Второй. Третий.
- Повторите хором слово-отгадку.
- Назовите первый звук в слове ножницы .
- В каком домике живёт этот звук? Почему в синем?
- Найдите букву в ленте букв. Прочтите её.
- Кто из вас догадался, какую букву сегодня будем учиться писать?
- Верно, сегодня вы будете учиться писать строчную букву "н".
- На что похожа буква?
Н - натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор
Поиграем в волейбол.На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
- Из каких элементов состоит буква? Буква "н" состоит из трёх элементов- прямой строчной линии, крючка и плавно изогнутой вниз дополнительной линии- "ниточки".
- Сколько элементов вам понадобится, чтобы сконструировать букву?
- Сконструируйте букву.
- Какую букву вы сконструировали?
- Давайте вспомним, как пишутся элементы.
- Запомните последовательность написания буквы. (Учитель объясняет и показывает написание буквы).
Письмо элементов пальцем в воздухе.
Самостоятельное письмо буквы в тетрадях
Физминутка
- Пока вы писали, наш поезд прибыл на следующую станцию "Отдыхайкино"
- Тихонечко встаньте. Сейчас я буду читать вам стихотворение. А вы, если услышите слово со звуками "н" или "н", будете приседать. Приготовились?! Начнём!
Надо, можно и нельзя -
Всем знакомые слова.
Надо маме помогать.
Можно с другом погулять.
Но нельзя без разрешенья
Нам из дома убегать.
- Назовите слова со звуками (н) и (н).
- Чего нельзя делать в школе?
- А дома?
- Молодцы!
Чтение и письмо слогов с буквой "н"
- Наш поезд продолжает свой путь.
- И вот он подходит к следующей станции, которая называется "Слогайкино".
Учитель объясняет правильное написание слогов с буквой "н".
Дети записывают их в тетрадь.
- Молодцы! Все старались, красиво писали.
Итог урока
- Ну вот мы и прибыли с вами к конечному пункту нашего пути. Кто это нас встречает на перроне?
С буквами шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
- Верно, это Буратино. А в слове Буратино есть звук (н)?
- В гостях у Буратино мы побываем с вами на следующем уроке. А сейчас закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на уроке.
- Что мы делали в начале урока?
- Какую букву учились писать?
- Сколько элементов в букве н?
- Какие интересные задания выполняли?
- Спасибо всем за урок. Урок окончен.