Цель данного занятия: формирование у детей целостной картины мира.
Коррекционно-образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать представления детей о птицах.
Расширять, активизировать и актуализировать словарь признаков, действий и причастий у детей по теме «Птицы».
Совершенствовать грамматический строй речи:
- умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
- умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами единственного и множественного числа;
- умение образовывать притяжательные прилагательные;
- умение образовывать сложные слова;
- умение строить предложения с использованием предлогов: «между», «за», «из-за», «около»;
- владеть элементами грамоты: навыками чтения коротких слов;
- умение называть соответствующее понятие, обозначающее крик птицы;
- передавать в рисунке выразительный образ птицы, используя нетрадиционные техники рисования и разнообразный изобразительный материал.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями, тактильные ощущения. Развивать познавательную активность и самостоятельность в процессе игры, развивать познавательную активность детей в процессе игры на компьютере, аналитическое мышление.
Коррекционно-воспитательная задачи:
- воспитывать бережное отношение к миру природы.
- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.
Оборудование:
Мультмедийный проектор, акустическая система, магнитофон для воспроизведения фонотеки голосов птиц, зрительный тренажер Базарного, раздаточный дидактический материал, гуашь, акварель, уголь, бумага формата А-3, кисти щетинные, печатки из картофеля, восковые мелки.
Ход занятия
Дети входят в зал. Звучит фонограмма «Филинотерапия».
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Не правда ли, приятно открыть окно с приходом весны, впуская теплый ветер, а вместе с ветром – и звонкое пение птиц, нежное и чистое. Такое пение не услышишь зимой и осенью, им можно наслаждаться весной и летом..
Воспитатель:
Если птицу назову,
В ладоши надо хлопнуть,
А если что-то другое, -
То ногою топнуть!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Лисы, вороны,
Галки, макароны,
Воробьи и чайки,
Грачи и балалайки,
Чибисы, моржи,
Соколы, чижи,
Снегири, кукушки,
Гуси и ватрушки,
Лебеди и совы,
Дятлы и коровы.
Прилетели под конец
Галка, щука и скворец.
Лебеди и утки,
И спасибо шутке!
Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, в них «зашифровано» название птицы, назовите ее. (Аист, ворона, сорока, гусь, курица)
Воспитатель: Предлагаю Вам поиграть с сорокой. Игра называется «Вездесущая сорока».
«Наступила весна. Приехали на дачу дачники. Прилетела сорока, села на березу. Сидит, наблюдает за тем, что делает хозяин. Вытащил он из машины какой-то домик - маленький, с крышей - козырьком, с круглым входом. Залез на елку и прибил его повыше, а сам в дом пошел».
Отгадайте, как называется описанный дом. (Скворечник)
«Любопытная сорока стала летать около скворечника».
Воспитатель: Где летает сорока? (Сорока летает «около» скворечника)
Воспитатель: Где сидит сорока? (Села на ветку между скворечником и елкой /Сорока сидит между елкой и березой)
Воспитатель: Залетела сорока за скворечник и стала из-за него выглядывать».
Куда залетела сорока? (Она залетела за скворечник.)
Что делает сорока? (Сорока выглядывает из-за скворечника)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Чья? Чьё? Чьи?»
Лапа чья? Утиная лапа
Крылья чьи? Вороньи крылья
Хвост чей? Ласточкин хвост.
Клюв чей? Журавлиный клюв
Воспитатель: Мы будем продолжать заниматься и поможем маме – птице позвать одного или нескольких детенышей, упражнение называется «Найди маме птенца».
Аист – аистенок – аистята
Кукушка – кукушонок – кукушата
Скворец – скворчонок – скворчата
Стриж – стрижонок – стрижата
Лебедь – лебеденок – лебедята
Грач – грачонок – грачата
Журавль – журавленок - журавлята
Воспитатель: А теперь пора вставать, и зарядку начинать.
В лесу (соединяют запястья рук, разведя расставленные пальцы в стороны)
Темно (закрывают ладошками глаза, локти в сторону)
Все спят (соединяют ладони вместе – «подушечка»)
Давно (кладут «подушечку» себе на правое плече, наклоняют к правому плечу голову).
Одна сова не спит (приставляют сомкнутые большие и указательные пальцы к «газам – «лаза».
На суку сидит (убирают руки за спину, выгибают грудь, - важная сова
Летела сова – Большая голова.
Как она летела –
Во все стороны глядела.
Глядь – навстречу…мышки! (Дети садятся на корточки, прижав к себе руки – «лапки».
А в лапках у них …шишки. Трут сжатые кулачки друг о друга, слушают издаваемый звук).
Сколько тут мышек? (Разводят руки, приподняв плечи – удивляются, повернувшись в право).
Сколько у них шишек? (Т.ж. движение влево).
Воспитатель: Это шишки для бельчат?
Дети: Нет.
Воспитатель: Эти шишки для зайчат?
Дети: Нет.
Воспитатель: Для кого они?
Дети: Для кошки!
Проучить ее немножко.
Воспитатель: Весной к дому прилетели птицы. Наблюдая за ними, я сфотографировала их. В игре «Считай и называй» помогите мне посчитать птиц (запишите в круги их количество), назовите их. Раздаточный материал, поддержка компьютера – после ответа ребенка
Дети: К дому прилетел один аист.
К дому прилетели две кукушки.
К дому прилетели три ласточки.
К дому прилетели три скворца.
К дому прилетели четыре грача.
К дому прилетели пять соловьев.
Воспитатель: Следующее упражнение называется: «Как сказать иначе?» С помощью вопроса мы будем образовать новые слова.
Например: «Птица летит. Какая птица? Летящая птица».
Птица идет - идущая птица.
Птица клюет - клюющая птица.
Птица плывет - плывущая птица.
Орел парит - парящий орел.
Птицы летят – летящие птицы
Птицы танцуют – танцующие птицы
Птица сидит на ветке - сидящая на ветке птица.
Воспитатель показывает картинный материал.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).
У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют…(длиннохвостой).
Воспитатель: Мы продолжаем заниматься. Сейчас мы поиграем в игру: «Спрятанное слово», Здесь зашифровано название птиц, найдите, прочитайте и обведите его
Х |
Ф |
У |
Т |
К |
А |
У |
А |
Э |
Д |
С |
О |
В |
А |
Ж |
И |
Л |
С |
О |
Р |
О |
К |
А |
С |
Ц |
А |
П |
Л |
Я |
В |
Н |
Т |
Физкультминутка «Колечки»
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев, в какие дали,
Где морозы переждали,
Что пернатые клевали,
Гнезда, где свои свивали.
Где вы яйца отложили,
Как вы бури пережили,
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов?
Проводиться зрительная гимнастика с использованием тренажера Базарного (рисунок № 6). Продолжительность 1 минута.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадки, игра «Кто как кричит-2». Дети отгадывают загадки о птицах, прослушивают голоса птиц и называют соответствующее понятие, обозначающее, как кричит птица.
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать любимую вами птицу и выбрать изобразительный материал, который вам понадобиться) потребуется для работы. Дети проходят на места, определяют тему работы, выбирают необходимый изобразительный материал, проговаривая технику выполнения работы (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5)..
Во время рисования звучит музыкальное сопровождение «Голоса птиц». По окончании, работы выставляются для оценки Воспитатель «дает общую оценку детских работ, предлагает оценить работу товарищей, самооценка.
Итог.
Воспитатель: Ребята, какое большое хорошее дело мы сделали, мы всем напомнили о наших меньших друзьях, птицах. Вы нам сегодня очень понравились.
«Берегите птиц» Т. Евдошенко
О птицах много знаем мы
И в то же время мало.
И нужно всем: и нам, и вам –
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады,
Среди зеленой той листвы
Их песенку услышать ты.