Программы и файлы

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

Дидактическая – создать условия для усвоения нового материала, используя интерактивный метод обучения и работу в малых группах.

Образовательная – дать учащимся общее представление о программном обеспечении компьютера

Развивающая – развивать умение школьников излагать свои мысли, аргументировать их.

Воспитательная – воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Задачи урока:

Воспитательная: развивать познавательный интерес, создать условия для формирования коммуникативной культуры.

Учебная: ввести на интуитивном уровне понятие файла, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.

Развивающая: развивать логическое мышление, расширять кругозор через различные задания для развития логического мышления, речи.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • компьютер.

Основные понятия:

  • Программное обеспечение;
  • Операционная система;
  • Прикладная программа (приложение);
  • Файл.

Виды деятельности

  • Самостоятельное выполнение сложных упражнений.
  • Использование элементов взаимоконтроля и самоконтроля оценивания.
  • Фронтальный опрос.
  • Беседа.
  • Проблемно-поисковый

Методическо-дидактическое оснащение:

  • Презентация для ознакомления с новым материалом и закрепления знаний учащихся.

Структура урока

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности. (3 мин)
  3. Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся. (10 мин)
  4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. (10 мин)
  5. Закрепление изученного материала. Практическая работа с клавиатурным тренажером (10 мин)
  6. Обобщение и систематизация знаний. (5 мин)
  7. Домашнее задание, подведение итогов (рефлексия). (4 мин)

Ход урока

1. Орг. момент (2 мин)

Проверка явки учащихся, внешний вид соответствующий технике безопасности, готовность к уроку.

2. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности

Сегодня у нас необычный урок, а урок – путешествие в страну Программ, где вы познакомитесь с её жителями – Файлами и королевой этой страны – Операционной Системой.

Но прежде чем попасть в эту страну вам предстоит посетить много необычных мест и справиться с разными заданиями, показав свои знания. Итак, готовы?

Вперед! (Включаю учебную презентацию. Слайд 1)

3. Актуализация опорных знаний учащихся, проверка, воспроизведение и коррекция знаний учащихся.

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Наша первая остановка: станция Компьютерных устройств

Ребята, посмотрите, (Слайд 2)кто нас встречает – самые разнообразные устройства, с которыми вы познакомились на прошлых уроках, давайте вспомним, как они называются. Для этого необходимо соединить линиями название устройства и его изображение. (Слайд 3)

(Учащиеся выходят к доске и соединяют линиями название и изображение устройств)

Следующее задание: (Слайд 4) Давайте вспомним аппаратное обеспечение компьютера, соедините стрелками картинку с изображенным на нем устройством и укажите к какой группе оно относится.

Давайте вспомним важнейшее устройство ввода информации в память компьютера. Как вы думаете, что это? Правильно – клавиатура. (Слайд 5)Все клавиши условно разделены на несколько групп. Кто выйдет и покажет все группы клавиш? А вы внимательно смотрите и если не согласны, то поднимайте руку.

Каждая клавиша имеет свое название и назначение. Следующее задание – соединить название клавиш и её назначение. (Слайд 6)

Скажите, а почему на клавиатуре расположение букв такое, почему оно, например, не в алфавитном порядке?

Правильно, буквы на клавиатуре расположены по принципу “наибольшей повторяемости” и поэтому клавиши с гласными в О, Е, И, А и согласными М,Т,П,Р находятся на самом “почетном” центральном месте, для того, чтобы при наборе текста эти буквы лежали под самыми ловкими, указательными пальцами. (Слайд 7)

Молодцы! Многие из вас хорошо справились с заданием, и мы отправляемся дальше…

Наша следующая остановка – Словарная работа (Слайд 8)

На наших уроках вы знакомитесь с новыми терминами, которыми будете пользоваться при выполнении заданий, где должны не только их знать, но и правильно писать. Цель задания: проверить вашу предметную речь. (Слайд 9)

Ребята, посмотрите внимательно, есть ли в этих словах ошибки, и если есть, то исправьте их.

Молодцы! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда писали эти слова правильно. Продолжим наш путь!

Итак, мы въезжаем в страну Программ! Наша главная станция. (Слайд 10)

А как вы считаете, зачем компьютеру программы? Может быть и без них он может работать?

Чтобы компьютер мог работать, ему, как и человеку, необходим набор инструкций – программы. (Слайд 11)

Программное обеспечение – совокупность всех программ (ПО).

Обязательная часть программного обеспечения – операционная система. ОС – это особый пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером. А кто скажет, с какой ОС мы работаем? (Слайд 12)

Скажите, как вы думаете, может быть достаточно установить на компьютер ОС и работать на нем? Играть, слушать музыку, изучать новые предметы, языки?

– Конечно, нет. Для этого нужны специальные прикладные программы, с помощью которых на компьютере выполняются конкретные задания: ввод текста, рисование, вычисления и другие. Такие программы называются прикладными. (Слайд 13)

Программы и данные хранятся на диске в виде файлов. (Слайд 14)

(От англ. file – папка для бумаг, досье )

Содержимым файла может быть документ, ведомость, текст, рисунок и т.д.

На диске может находится множество файлов, поэтому каждый файл имеет имя.

Скажите, что необходимо знать, чтобы найти нужный файл? (Слайд 15) (Имя файла и место расположения файла)

Молодцы! А теперь возвращаемся домой, но возвращаться мы будем другой дорогой. Вы проделали длинный путь и устали. Для того, чтобы отдохнуть, давайте остановимся на станции Физкультминутка. А поможет провести физкультминутку (учитель называет имена ребят), итак, все встали, смотрите на ведущих физминутку и повторяйте движения.

Физкультминутка (Слайд 16, 17)

Продолжаем наше путешествие…

5. Закрепление изученного материала

Наша следующая станция Закрепление нового материала.

Давайте обсудим результаты урока. И следите за речью. (Слайд 18)

  1. Что вы понимаете под программным обеспечением компьютера? (Это совокупность всех программ ПК).
  2. Для чего нужна операционная система? (Для управления работой компьютера и взаимодействия между человеком и компьютером).
  3. Как называется операционная система, установленная на ваших компьютерах? (Windows)
  4. Какие программы называют прикладными? (Программы, с помощью которых на компьютере выполняются конкретные задания)

6. Обобщение и систематизация знаний.

Наша следующая станция – Практической работы. (Слайд 19)

Здесь вы должны поработать на клавиатурном тренажере.

В последнее время люди много проводят за компьютерами. Давайте вспомним правила работы на клавиатуре. (Плакат). (Слайд 20)

В последнее время люди много проводят за компьютерами. Чтобы работа на компьютере для вас не оказалась вредной нужно выполнять основные правила ТБ при работе на компьютере. (Плакат)

Так как вас больше чем компьютеров, то вы будете работать в парах. Один учащийся выполняет работу на клавиатурном тренажерё, а другой – записывает результаты своего напарника, после выполненной работы вы поменяетесь местами и тот, кто первым работал на ПК будете внимательно наблюдать за правильностью выполнения практической работы и тоже записывать результаты. С вами на этой станции будут работать эксперты они будут фиксировать результаты вашей работы, а именно – точность и скорость.

Внимание, занимаем свои рабочие места. Не забывая про правила ТБ. Готовы? Начинаем! После выполнения работы вы должны занять свои места за партами.

Учащиеся выполняют практическую работу на клавиатурном тренажере.

Молодцы! Я уверена, что каждый из вас прекрасно справился с работой. Итоги этой работы подведут эксперты…. Кто не доволен своими показателями? Приходите после уроков.

Вот и заканчивается наше путешествие, во время которого вы показали свои хорошие знания, познакомились с новым материалом. Особенно хочется отметить следующих путешественников. Выставление отметок.

Хоть путешествие и закончилось, но оно у вас, конечно же, осталось в памяти. Знания, которые вы приобрели помогут нам в дальнейшем изучать информатику.

7. Домашнее задание.

(Слайд 21) Откройте свои дневники и запишите домашнее задание на дом. П. 2.4, РТ № 5 (стр. 57) , ребята оцените свои знания и для тех, кто отлично усвоил материал, предлагаю выполнить следующую дополнительно работу: выписать со своих компьютеров названия основных прикладных программ.

Вот и подходит наш урок к концу. Хочется узнать какой этап урока вам больше всего понравился. Обратите внимание – на доске – названия станций нашего урока – путешествия . Перед вами  – поезд. Прикрепите свой поезд на ту станцию, где вам было особенно интересно. (Слайд 22)

Спасибо! До встречи!