Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик-.

Задачи урока:

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
  • способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для групповой работы, Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Граф, 2005, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть.

Ход урока

Ход урока Для Смирнова Никиты Слайды
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Запишите число, классная работа на листочках.
  1
II. Вводная часть
Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова», поговорим подробнее о суффиксах. Будем учиться образовывать новые слова. Все это необходимо нам, чтобы наша речь была красивой и многообразной. В этом нам поможет суффикс.

– Где стоит суффикс?
(После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу
Обозначая уголком
Называю суффиксом.)

– К нам в гости пришли два брата близнеца суффиксы -ик, -ек. И просят нас подобрать к этим словам однокоренные слова, обозначающие маленькие предметы.

Цветок – цветочек, торт- тортик.

– С помощью, какой части слова образовались новые слова? (с помощью суффикса) Как вы думаете, а почему их назвали братья- близнецы?На эти суффиксы почти никогда не падает ударение, и спутать их довольно просто. Но на помощь приходит правило!

– Сначала мы потренируемся их писать на минутке чистописания.
  2-4
III. Чистописание
Ее ик ек ик

Начинаем писать с середины рабочей строки образуя петлю влево переходим в полуовал и соединение ведем к верхней рабочей строке. Ведем вниз наклонную линию, касаясь нижней линии рабочей строки и , не отрывая руки, ведем чуть вправо и вверх наклонную линию, переходящую в правый полуовал на верхней линии рабочей строки. Отрываем ручку. Ставим точку и пишем элемент как строчная буква г.

Пишем с верхней линии рабочей строки. Ведем прямую наклонную линию с закруглением внизу и доводим ее до линии строки и , не отрывая руку пишем наклонную линии также с закруглением внизу и для соединения с буквой «кА» ведем линию до верхней рабочей строки. Затем пишем букву «ка»
Карточка  
IV. Ознакомление с правописанием суффиксов -ик, -ек-
Братишки-суффиксы предлагает нам послушать сказку.
Сколько частей в этом правиле? Почему?
Найди в каждой из частей строчки, в которых заключен смысл правила. Как помогают нам разобраться в правиле и в примерах к нему выражения лиц обоих суффиксов
Выпиши в тетрадь все примеры. Выбери форму записи, удобную для тебя.
Картинка- правило 5
V. Физминутка

Передай смыл правила своими словами.
Свернем правило в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.
Выделяем корень слова. Если слышим после корня ик, сразу не пишем, ведь суффиксы -ик, -ек без ударения звучат одинаково.
Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез.
Если гласный остался, пишем суффикс -ик;
Если гласный звук исчез, пишем суффикс -ек.

1 шаг. Измени форму (слова-помощники: нет, много)
2 шаг. Определи «убегает» ли гласный.
Карточка- алгоритм
6
VI. Упражнения в написание слов с суффиксами -ек, -ик
Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся в применении выведенного нами правила, выполним задания по уровням.

Индивидуальная работа.
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Вставь пропущенные буквы.
кораблики – корабл..к
цветочки – цветоч..к
уголочки – уголоч..к
гвоздики – гвозд..к
Вставь пропущенные буквы.
Замоч..к,
корабл..к,
хвост..к,
уголоч..к,
звоноч..к,
гвозд..к,
дружоч..к.
Вставь пропущенные буквы и разбери по составу.
Нос..к,
рот..к,
носоч..к,
огуреч..к,
корабл..к.
Карточка: Найди суффиксы -ик- и -ек-
Кораблики – кораблик, цветочки – цветочек, уголочки – уголочек, гвоздики – гвоздик.
7
VII. Итог урока
Какую часть слова учили на уроке?
Для чего служат суффиксы?
Когда нужно писать -ик? -ек?

Поиграем с братишками суффиксами.
Игра «Найди бабочку» Бабочка спряталась под цветком с правильно написанным словом. Найдите бабочек.
  8-9
VIII. Рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки - листочки. Если вам все понятно по теме "Как писать суффиксы -ик, -ек" и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем. Урок окончен.    
IX. Домашнее задание
Закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Учебник «Русский язык», страница 118, упражнение 2 или 3.