Цели и задачи урока:
- познакомить с физико-географическим положением Африки;
- научить давать характеристику ФГП материка;
- показать особенности береговой линии материка;
- продолжить формировать умение работать с картами.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.
Ход урока
I. Организационный момент
План урока:
- Создание образа материка
- Практическая работа
- Закрепление
Слово учителя:
Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности. О каком материке пойдет речь мне хотелось бы что бы вы ответили после просмотра видеосюжета.
II. Создание образа материка
ВИДЕОРОЛИК «Вот такая Африка» 1 мин. 17 сек. (Приложение 3)
Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности второй рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.
Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.
Так о каком материке здесь шла речь? (Африка)
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
(Николай Степанович Гумилев)
– Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?
– Сегодня мы будем работать в Печатных тетрадях с. 4-5 Запишите число на полях.
– Кто уже знает что-нибудь о материке?
Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.
Вопросы к классу
– Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)
– К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)
(Бой тамтамов) “Африка – неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение. Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…” (Владимир Корочанцев – Известный журналист и автор нескольких книг, долгое время жил на далеком острове Мадагаскар.)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?
Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята.
(см. учебник стр. 110: от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)
Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.
С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.
Как нам добраться до поставленной цели?
Готовы ли вы? Правильно сели?
Короток путь до нее, иль велик
Нас ждет замечательный материк
А на пути возникают проблемы
Ну почему такова наша тема?
Мы же в Евразии братцы живем,
А Африку раньше других познаем.
(Дети формируют ответ, учитель обобщает: самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды – Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих – слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте (Южная Африка) найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 120 000 лет. («Ряд волшебных изменений» журнал Geo № 2, февраль 2005 год)
– Слова Гумилева «Оглушенная ревом и топотом…»
Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.
III. Практическая работа
см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.
Прием определения географического положения материка
План | Вопрос | Ожидаемый ответ |
1. Положение материка на градусной сетке: | 1. Определить положение материка на градусной сетке: | |
а) по отношению к экватору и начальному меридиану | а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части | а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях. |
б) положение по широте и протяженность с севера на юг | б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах. | б) Африка расположена между 37° с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайние точки: северная т. – м. Бен-Секка– 37° с. ш.; южная т. – м. Игольный – 35° ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км (по масштабу = 7400 км) |
в) положение по долготе и протяженность с запада на восток. Климатические пояса |
в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров. | в) Африка расположена между 17° з. д., 51° в.д. крайние точки: западная т.м. Альмади – 17° з. д., восточная т. – м. Рас- Хафун – 51° в. д. Протяженность с запада на восток по параллели 10 о составляет в градусах 68°×109,6=7452 км(по масштабу =19.3 см ×370 км= 7141 км) |
2. Положение материка: | 2. Определить положение относительно других материков: | |
а) относительно других материков (Приложение 1) Попытайтесь представить себе образ карты, который возникнет, когда вы вставите пропущенные слова: «Африка находится к юго-западу от Евразии, восточнее Южной Америки, западнее Австралии и севернее Антарктиды, юго-восточнее Северной Америки» (взаимопроверка правильные ответы на экране) один ученик озвучит |
а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? | а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал. |
б) относительно океанов | б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии. | б) с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана. |
в) относительно других объектов | в) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; Суэцким каналом; Баб-эль-Мандебский пролив; о. Мадагаскар |
Устная работа по выполнению второго пункта плана сочетаеться с заполнением контурной карты.
IV. Закрепление
Тестирование при помощи системы Votum (в режиме соревнование) (Приложение 2)
- Африка по середине пересекается …
- Нулевой меридиан пересекает Африку с …
- Африку омывают океаны, их по количеству …
- С севера материк омывается …
- Восточной крайней точкой материка считается …
- Дальше всех материков от Африки расположен …
- Гвинейский залив расположен с … материка.
- Самый большой остров близ берегов Африки…
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Все материки разные, но каждый индивидуален по-своему. От чего будет зависеть природа материка? Каким будет климат? Растительность? Животный мир?
Приём «Синквейн». Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное.
1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
- Африка
- Древнейшая, жаркая
- Находится, омывается, добывают
- Африка – это загадка!
- Материк
V. Итог урока. Оценочная деятельность. Рефлексия.
Ребята, чтобы дать оценку своей работы и уроку предлагаю вам закончить предложения:
- – Я чувствовал себя в процессе учения …
- – Свою работу на уроке я оцениваю …
- – Мне этот материал нужен для …
- – Я ухожу с … настроением!
Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.
Домашнее задание: параграф №24, ответить на вопросы в конце параграфа.