Сочинение на основе художественного текста. 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Опыт участия в ЕГЭ показал, что наибольшие затруднения у старшеклассников вызывает выполнение части С, которая представляет собой сочинение. Такой вид работы даёт возможность проверить не только разные стороны речевого развития выпускников, но и их общий уровень культуры. Как правило, итоговая оценка по экзамену в большей мере зависит от того, как выполнена эта часть теста. Выпускники должны уметь не только чётко знать требования к каждой части сочинения, но и уметь оценивать написанное в соответствии с критериями.

При подготовке к работе над новым материалом (текст С.Качалкова про Сашку Бозина) обсуждаются отрывки из художественных текстов, которые можно объединить одной темой:людей неинтересных в мире нет. Каждый человек – это целый мир, непознанная планета. Каждый по-своему ценен. Тексты, стихотворение Е.Евтушенко и слова  великого Платона: «Подлинная красота – есть добро, доброе не может быть некрасивым», – всё это поможет учащимся при формулировке аргументов из читательского и жизненного опыта.

После прослушивания текста С.Качалкова анализируются основные моменты: 

– Оценка, которую главному герою  дали окружающие: «Беспутный»
– Какое из толкований слова «беспутный» имели в виду жители деревни?
– Какова роль характеристики Сашки Бозина, с которой начинается текст?
– С помощью какого композиционного приема автору удается показать, как меняется отношение односельчан к Сашке Бозину?
– Какое противопоставление является стержнем рассказа?
– Какими внутренними качествами обладает герой?
– Отчего умер Сашка Бозин?
– Какие чувства теперь вы испытываете к герою, к жителям деревни?
– Как выражена позиция автора в тексте? Сформулируйте её. 

После анализа основных моментов текста и авторской позиции по поднятой им проблеме  каждая группа учащихся пишет соответствующую часть сочинения. Группы эти подвижные: каждый такой урок – другая часть сочинения.

Таким образом, за шесть занятий каждый из учащихся  поработает над всеми частями сочинения, закрепит умение оценивать написанное.

Цели урока: 

  • закрепить  навыки работы над  пониманием  художественного текста, авторской позиции по поднятой им проблеме  при подготовке к сочинению по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С);
  • отработать умения оценивать каждый абзац сочинения по первым четырём критериям;
  • совершенствовать написание  всех частей сочинения соответственно критериям.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

 I. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация

– Ребята, сегодняшнее занятие я хочу начать с  притчи, которая называется «Первая стрела».

Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону.  «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» – удивился Ученик. «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя  в запасе есть ещё одна попытка». «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», – подумал Ученик.

– Как можно соотнести эту притчу с темой  сегодняшнего урока?

Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку  (ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной – первой  и последней. И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь». Действительно, второй  жизни нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить.  И у нас с вами, ребята, тоже всего одна «стрела», а, значит, и одна попытка сдать успешно ЕГЭ, и, чтобы эта попытка была удачной, мы должны реализовать следующие цели нашего урока.  (Приложение 1 – презентация к уроку)

– Ребята, сегодня вы работаете в подвижных группах, названия которых  соответствуют абзацам сочинения.

II. Актуализация знаний о составных частях сочинения

Предлагаю  повторить, что необходимо помнить при написании каждой части  сочинения, оценить абзацы  сочинения по известному вам тексту    Л.Серовой  (Приложение 2) в соответствии с    критериями по содержанию сочинения  (Приложение 3) (Отвечают представители групп, у всех  распечатанные критерии по каждой части сочинения)

Постановка проблемы

2-3 предложения, в которых  необходимо  сформулировать проблему, поднятую  автором  данного текста. Проблема – это вопрос, которым задается автор. 

Оценить  1 абзац сочинения

Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Автор текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?

Комментарий проблемы

В 2-3 предложениях  необходимо прокомментировать  поставленную проблему: насколько важна, интересна и актуальна проблема; кому и когда приходилось сталкиваться с ней; чем она заинтересовала автора? (Не пересказывать текст!)

Оценить  2 абзац сочинения

Проблема, поднятая автором, актуальна, потому что  в  наши дни культура речи стремительно обесценивается. Каждому из нас приходилось сталкиваться с людьми, внешне приятными, но после нескольких минут общения с ними чувствуешь разочарование из-за несоответствия  внешнего вида и «речевого портрета».

Позиция автора

В 2-3  предложениях объяснить, как сам автор относится к поднятой им проблеме?   Если в тексте есть предложения, в которых выражена позиция автора, процитировать их разными способами (2 цитаты в виде прямой и косвенной речи).

Оценить  3 абзац сочинения

Об этом говорит и автор текста. Л.Пирожкова отмечает, что каждое произнесенное или написанное слово позитивно или негативно характеризует  человека в глазах окружающих. Автор  призывает бережно относиться к собственному речевому портрету,   « выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности».

Своя  позиция с двумя аргументами (3-5 предложений):

Об этом говорит и автор текста. Л.Пирожкова отмечает, что каждое произнесенное или написанное слово позитивно или негативно характеризует  человека в глазах окружающих. Автор  призывает бережно относиться к собственному речевому портрету,   « выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности».

Оценить  4-5 абзацы сочинения

Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов,  отчего ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
Еще одним примером совершенствования речевого портрета  может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он  тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать профессиональным оратором, оставившим яркий след в истории.

Заключение

1-3 предложения (возвращение к началу сочинения, другими словами – пожелание, призыв, риторическое восклицание, нравственный вывод). Удачно ли это заключение, на ваш взгляд?
Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

III. Работа над новым материалом

1) В одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко  сказал:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой всё особое, своё, 
и нет планет, похожих на неё.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил, 
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

– Ребята,  попробуйте сформулировать тему текста, по которому мы будем работать, соотнеся  только что  прочитанные строки. (Людей неинтересных в мире нет. Каждый человек – это целый мир, непознанная планета. Каждый по-своему ценен.)

– Скажите, а вы интересные люди? Всё ли знают про вас окружающие? Довольны ли вы мнением о вас? Глубокое это мнение или поверхностное?

2) Готовясь к сочинению, вы встречались с текстами, в которых окружающие  судили о героях или по внешнему виду, или по неординарным поступкам, осуждая или не принимая их. Только после смерти героев все со стыдом и запоздалым раскаяньем осознавали, что  не сумели разглядеть  в их заурядных и, как казалось, глупых поступках широту человеческой души. Вспомните героя, автора и название произведения:

а) Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы. …Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы. … Но чаю он не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару… Потом его похоронили и забыли. Однако без него  жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было его, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство. ... Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. (Рассказ А.П.Платонова «Юшка»)

б) Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она – кое-как, все по-деревенски. Все отзывы …о ней  были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить … выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. (Рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

3)  Как вы уже догадались, ребята, эти два произведения и стихотворение Е.Евтушенко   могут вам понадобиться при написании в сочинении примера из читательского опыта. А кто из вас может привести  подобный пример из жизненного опыта? (Ответы уч-ся) А я хочу привести в пример слова великого Платона: «Подлинная красота – есть добро, доброе не может быть некрасивым».

III. Работа с художественным текстом

В одном интервью Анатолий Карпов, экс-чемпион мира по шахматам, высказал очень интересную мысль о том, что только тогда можно выиграть шахматную партию, когда сумеешь понять, что задумал противник и как это задуманное он пытается реализовать в игре. А чтобы написать сочинение по данному тексту, необходимо понять текст, понять, что задумал автор, какую проблему он поднимает?

1) Чтение текста  по С. Качалкову (Про Сашку Бозина). (Приложение 4)

2) Беседа на выявление восприятия:

– Ваши впечатления от прочитанного? Одинаковые ли чувства вы испытывали на протяжении всего текста? 
– Главный герой текста. Какой он?

Портрет: «Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку».

Внешний вид: «Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит».

Манера говорить: «У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается».

Образ жизни, поведение: «…жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной; после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей».

Оценка, которую ему дали окружающие: «Беспутный».

– Какое из толкований слова «беспутный» имели в виду жители деревни?

Словарь синонимов русского языка: Беспутный – см. безнравственный  
Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова: Беспутный (разг.) – легкомысленный, неосновательный, беспорядочный.
Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой: 
Беспутный –
1) Ведущий беспорядочный, предосудительный образ жизни.
2) Лишенный разумной цели, разумного основания; бестолковый, бессмысленный, безрассудный.

Какова роль характеристики Сашки Бозина, с которой начинается текст? (Негативное отношение к герою в начале текста. Согласие с оценками, которые давали местные жители Сашке).

Что особенного в изображении главного героя? Только ли о внешнем портрете идет речь? («…довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо…»)

– Известно, что важную роль в понимании смысла текста играет анализ его сильных позиций: заголовка, эпиграфа (если он есть), первого и последнего предложений. Обратите внимание на первое и последнее предложения:

(1)  На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (29) Женщины не выдержали и в голос заплакали…

– Какой прием используется в данном случае? (Зеркальная композиция, основанная на повторе-перекличке между началом и финалом – и на противопоставлении).

– Что произошло с людьми? Можно ли считать это их внутренним преображением?  (Только теперь, после смерти «беспутного» они поняли, чтоза измазанным сажей лицом скрывалась истинно светлая душа).

– Автор создает ситуацию, после  которой  жители  деревни переоценивают  свое отношение к Сашке Бозину. С помощью какого композиционного приема автору это удается? (Основной прием композиции данного текста – противопоставление)

– Какие смысловые части текста противопоставлены?

… После смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей.
– «Чего ты чумазым ходишь, детей пугаешь!»– кричали женщины и сердито качали головой.
Он жаловался… – они смеялись… 
«…в ветхом домишке», «избушка», «в маленькой каморке»…– «большая картина». Портрет Сашки Бозина – портрет ангела.

– Только ли это? Как вы считаете, какое противопоставление является стержнем рассказа? (Два мира – жестокий мир людей, окружающий Сашку Бозина, и его собственный, простой и чистый, который с таким лиризмом нарисован автором).

– Сашка Бозин не выставляет напоказ свои внутренние качества. Он показывает всем свое радостное лицо. Умение радоваться, быть радостным  – это особый ДАР, которым наделяется человек. Это и то, что внутри тебя, и то, что ты можешь отдать в ДАР другим людям. Этим светлым, радостным состоянием Сашка Бозин пытается поделиться с людьми. Но они этот ДАР не принимают. Почему?

– Как вы думаете, случайно ли в каморке Сашки Бозина висит такая картина? Зачем она ему? (Картина – отражение внутреннего мира героя: светлый ангелочек на картине становится своеобразным ключом, раскрывающим истинную сущность Бозина)

– Как вы считаете, какими внутренними качествами обладает герой? (Доброта души, внутренняя красота и чистота, незлобивость, всепрощение, высота души, отрешенность от всего земного.)

– Отчего умер Сашка Бозин? (От бездушия односельчан).

– Какие чувства теперь вы испытываете к герою, к жителям деревни? (Сочувствие, боль, жалость, раскаяние, отчаяние от невозможности ничего исправить. Негодование по отношению к жителям деревни).

 – Ребята,  стихотворение Евгения Евтушенко заканчивается словами, которые  созвучны нашим чувствам:

Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных. 
А что мы знали, в сущности, о них?..
Уходят люди… Их не возвратить. 
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
т этой невозвратности кричать… 

– Как выражена позиция автора в тексте? Есть ли слова, подтверждающие её? Анализ текста  поможет вам определить авторскую позицию. Сформулируйте ее. (С.Качалков считает, что пренебрежительное отношение к любому человеку недопустимо, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный).

IV. Самостоятельная  групповая работа над абзацами сочинений (каждая группа – 1 абзац).

V. Проверка  получившихся абзацев сочинения.  (Приложение 5)

VI. Итоги уроки. Оценки

– Ребята, послушайте притчу и свяжите ее с вашей сегодняшней работой.
В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка  я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет –  живая, сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком,  ответил:  … Что ответил мудрец? (Ответы учащихся).

«Всё  в твоих руках», – ответил мудрец. И всё, что касается ЕГЭ, тоже в ваших руках. Успехов вам в работе над сочинением! 

VII. Домашнее задание: написать полностью сочинение по этому тексту, на следующем уроке – взаимооценка  сочинений по критериям.