Тип урока: открытие новых знаний.
Место урока в системе уроков: вводный урок.
Педагогические технологии: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.
Цели:
- Обучающая:
Оборудование: учебник “Русский язык” Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, рабочая тетрадь, опорный конспект, доска, индивидуальные карточки с заданием, карточки с предложением.
Ход урока
Ι. Организационный момент. (2 мин.)
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый – домовой Афанасий.
II. Каллиграфическая минутка.
Чтобы узнать, какую букву вы должны прописать, найдите закономерность в схеме, обоснуйте ответ.
– Верно, это буква З. Вспомните, как каллиграфически верно пишется заглавная
и строчная буква Зз, пропишите. Что расскажете о ней?
– Прочитайте предложение. Слышали ли вы когда-нибудь это высказывание? Что оно
означает?
Здоровье дороже денег.
Запишите пословицу, обозначив орфограммы. Найдите имена существительные, подберите однокоренные слова к слову здоровье.
III. Объявление целей и задач урока.
Учитель: У многих поэтов русский язык был любимым предметом в школе. Они с удовольствием сочиняли стихи о правилах русского языка. Прослушайте стихотворение Ольги Высотской и постарайтесь угадать тему нашего урока. Но чтобы это стихотворение прочитать, вам необходимо вставить в текст пропущенные части речи.
Ученикам раздаются индивидуальные карточки на печатной основе.
________________– школа,
Просыпается – глагол.
С _______________ веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – ___________,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья Ох и Ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.
После выполнения задания проводится проверка.
Прочитайте полный текст стихотворения и определите тему урока.
Итак, правильно, мы продолжаем изучать части речи, а конкретно начнём изучать имя прилагательное.
Определить учебную задачу вам поможет памятка, которую по ходу урока мы будем заполнять.
IV. Работа над темой.
1. Создание проблемной ситуации.
Отгадайте ещё одну загадку.
Сам ……, ………
Кафтан ……., ……….
Почему вы её не поняли?
Послушайте ещё раз.
Сам алый, сахарный
Кафтан зелёный, бархатный.
Что это? (Арбуз)
Какие слова вам помогли отгадать загадку?
Что эти слова обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? (Признак предмета.)
2. Решение проблемы, выдвижение гипотез.
Работа по учебнику.
Рассмотрите иллюстрацию на стр.67 учебника. На чём спит Афанасий?
Подушка (какая?) …
Вспомните, ребята, какой должна быть подушка для сна? Почему?
А какую часть речи вы использовали, давая характеристику подушке? (Прилагательные.)
В сладких сна Афанасия проплывают слова из упражнения 304. Прочитайте их, догадайтесь, что снится ему? (Сад, небо, музыка.) Определите род этих существительных. Поставьте вопрос от них к прилагательным, назовите окончания.
(По ходу работы заполняется таблица-памятка).
А кого хочется пригласить в тенистый, яблоневый сад под высоким голубым небом, слушая весёлую народную музыку? (Гостей, друзей.)
Подберём прилагательные для этого существительного. Поставьте вопрос.
Друзья (какие?) верные, дружные, справедливые, здоровые.
(По ходу заполняется таблица-памятка.)
Определите число этих имён прилагательных.
3. Вывод, обобщение.
Работая в парах, попробуйте составить правило об имени прилагательном, пользуясь таблицей-памяткой.
(Заслушивание нескольких пар.)
Откройте учебник на с.69, найдите правило, прочитайте его, сравните с вашими выводами. Совпадает ли смысл? Значит, мы сами смогли сделать небольшое открытие о части речи – имя прилагательное.
А может, кто-то из вас догадывается, почему имя прилагательное так назвали? (Ответы детей.)
А проверить себя можете по тексту упражнения 308. Прочитайте.
V. Ф/м.
1) Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой, существительное – приседание с вытянутыми вперёд руками, местоимение – круговые вращения головы.
Здоровье, богатырское, оно, движения, крепкий, с ним, режим, правильный, он.
2) Гимнастика для глаз.
“Радуга” – движение глаз по дуге кверху на счет 1–2 в одну сторону, 3–4 в другую.
VI. Закрепление.
Дидактическая игра “Собери пословицу” (работа в группах).
Составьте пословицу, спишите, объясните смысл, найдите орфограммы, подчеркните прилагательное волнистой линией, выделите окончание, определите род, число.
Здоровое тело лучше богатства.
В зимний холод всякий молод.
Береги нос в большой мороз.
Старый недуг расходится не вдруг.
Большая сыть брюху вредит.
У него девичья память.
Весёлый смех – здоровье.
Ловкий спортсмен – выносливый воин.
(Заслушивание групп.)
VII. Обобщение, итог урока.
Игра “Корректура”.
Соедини слова парами.
память здоровье зрение настроение день |
богатырское светлая чудесное острое ясный |
И я желаю вам памяти светлой, здоровья богатырского, зрения острого, настроения чудесного, дня ясного.
VIII. Рефлексия.
Ваши ответы хочется подытожить словами:
Очень занимательное –
Имя прилагательное,
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будешь спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”!
Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
IX. Д/З.
С.69 правило, разработать игру “Корректура” на тему “Здоровье”.