Приготовление бутербродов. 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели и задачи: познакомить учащихся с историей бутербродов, технологией приготовления и оформления бутербродов; ознакомить с питательной ценностью хлеба; формирование умений и навыков работы ножом при нарезке продуктов; развить навыки по оформлению готовых блюд; развитие и коррекция навыков общения и работы в коллективе, культуры поведения за столом.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, электронное сопровождение к уроку, инструкционные карты, инструменты, инвентарь и посуда для приготовления бутербродов и сервировки стола.

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин).

1.1. Проверка готовности.

1.2. Отметить отсутствующих.

1.3. Сообщение темы урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Что вы предпочитаете есть на завтрак? (Ответы учащихся.)

Многие по утрам делают себе бутерброды, они вносят разнообразие в меню, их приготовление не занимает много времени. Зато каждый день у вас будет совершенно новый завтрак. А знаете ли вы, что дословно обозначает слово “бутерброд”? (Ответы учащихся.)

3. Объяснение нового материала (10 мин.).

Демонстрация презентации “Разновидности бутербродов.

Бутерброд (с немецкого языка “хлеб с маслом “) – блюдо состоящие из хлеба и других продуктов, которые накладывают на хлеб.

Хлеб был известен человеку уже в Древнем Египте. В Древней Греции богатство человека определялось тем, сколько хлеба подносили гостям. На Руси хлеб известен издавна.

С хлебом человек удовлетворяет примерно на ⅓ суточную потребность в питательных веществах. В черном хлебе больше питательных веществ, чем в белом.

Учитель. А какие продукты можно ещё использовать для приготовления бутербродов? (Ответы учащихся.)

  1. Мясо и колбасы.
  2. Рыба и рыбные продукты.
  3. Сыр, масло, майонез.
  4. Яйца.
  5. Овощи.
  6. Фрукты.

Бутерброды по способу приготовления:
– холодные,
– горячие.

Виды бутербродов:
– открытые – могут быть простыми (один вид продукта кладут на хлеб) и сложные (несколько видов продуктов, сочетающимися по вкусу). Слайд “Простые и сложные”;
– закусочные – канапе (маленькие открытые бутерброды, состоящих из нескольких слоёв, на шпажках). Слайд Канапе”;
– тартинки – (продукты кладут на гренки). Слайд “Тартинки”;
– закрытый – сэндвичи (продукты кладут между двумя половинами хлеба) Слайд “Сэндвич”.

(Показ видеоролика “ история сэндвича” 3 мин.)

4. Показ приемов нарезки продуктов.

Правила приготовления бутербродов.

Презентация.

Хлеб нарезают средней толщины (10 мм). Слайд.

Колбасу после удаления оболочки, нарезают тонкими пластиками наискось, а вареную и ветчину нарезают поперек. (Показ видео)

Сыр прямоугольной формы разрезают вдоль, а круглый на секторы.

На ржаной хлеб выкладывают жирные продукты (шпиг, грудинка, корейка) или имеющие острый вкус (селедка, икра), а так же яйца и плавленый сыр.

Для всех бутербродов, за исключением бутербродов с жирными продуктами, рекомендуется на хлеб намазывать сливочное масло 5–10 г. Слайд.

Для повышения калорийности овощные бутерброды посыпают тертым сыром или яйцом. Слайд.

Учитель технологии. Показ приемов работы и ознакомление с правилами безопасности при нарезке продуктов.

Требования к качеству и оформлению бутербродов:

Презентация

  1. Толщина куска хлеба 10–15 мм.
  2. Все продукты свежие, без признаков подсыхания и изменения цвета.
  3. Все продукты аккуратно нарезаны.
  4. Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами, но продукты не должны свисать с куска хлеба.
  5. Продукты должны сочетаться по вкусу, цвету, форме и запаху.
  6. Бутерброды падают на стол на блюдах, где их располагают в один слой.
  7. Готовые бутерброды могут храниться в холодильнике не более 3 часов.

5. Практическая работа: готовится 2 вида бутербродов с использованием технологической документации.

Учитель. Прежде чем приступить к практической работе, повторим правила техники безопасности. (Повторение правил ТБ.)

Подготовьте рабочее место и внимательно ознакомьтесь с инструкционной картой.

Инструкционная карта “Горячие бутерброды с колбасой и сыром”.

Оборудование и материалы: доски разделочные для нарезки хлеба и продуктов, кухонные ножи, тарелки и блюда.

Продукты Количество Технология приготовления
Белый хлеб Батон “нарезной”. Батон нарезать ломтиками (толщиной 10мм).
Майонез “Провансаль” 100 г Каждый ломтик намазать майонезом.
Колбаса “молочная” 300 г Очистить колбасу от оболочки, нарезать кружочками и поместить на хлеб.
Ломтик свежего помидора. 2 шт. Помидоры нарезать сначала кольцами, а потом выложить на бутерброды.
Сыр твердых сортов. 200 г Натереть на крупной терке сыр и посыпать сверху на бутерброды.
Готовые бутерброды выложить на противень и запечь в духовом шкафу при температуре 200–250 градусов до готовности (сыр должен расплавиться).
Перед подачей на стол бутерброды переложить на блюдо.

Инструкционная карта “Бутерброды с колбасой”.

Оборудование и материалы: доски разделочные для нарезки хлеба и продуктов, кухонные ножи, тарелки и блюда.

Продукты Количество Технология приготовления
Белый хлеб. Батон “нарезной”. Батон нарезать ломтиками (толщиной 10 мм).
Сливочное масло. 100 г каждый ломтик намазать маслом.
Колбаса “молочная”. 300 г Очистить колбасу от оболочки, нарезать кружочками и поместить на хлеб.
Маринованные или свежие огурчики.
Зелень.
2 шт.
15 г
Украсить бутерброды огурчиками и веточками зелени.
Готовые бутерброды выложить на блюдо.

6. Закрепление изученного материала.

1. Какой хлеб используют при приготовлении бутербродов?

А. свежий
Б. заплесневелый
В. прошлогодний

2. К бутербродам не относится:

А. канапе
Б. сэндвичи
В. пирожное

3. В оформлении бутербродов лишнее:

А. хлеб
Б. молоко
В. масло

4. Какие правила безопасности труда надо соблюдать при приготовлении бутербродов:

А. не облиться кипятком
Б. не сломать разделочную доску
В. Не порезаться ножом

5. Для приготовления бутербродов яйцо необходимо:

А. засолить
Б. заморозить
В. отварить

6. Для приготовления бутербродов лишнее:

А. хлеб
Б. помидоры
В. варенье

7. Зелень для бутербродов:

А. консервируют
Б. парят
В. моют

8. Какой бутерброд относится к какому виду.

7. Подведение итогов занятия.

Заключительное слово учителя.

Сегодня вы научились готовить бутерброды, узнали, как появился сэндвич, какими бывают бутерброды по видам и способу приготовления. Придя сегодня домой порадуйте своих родителей новыми блюдами, приготовив их самостоятельно.

Литература.

  1. Губанов И.А., Гринко Л.П., Непокойчинский Г.А. “Жизнь и здоровье женщины”. Издательский дом “АНС” ОЛМА-ПРЕСС Москва 2002.
  2. Ермакова В.И. “Основы кулинарии” М, 1993
  3. Жукова И.Н. Москва, 2006 г. “850 рецептов блюд на скорую руку”.
  4. Захарова Л.Ф., Толчинская Е.И. “Путешествие в страну кулинарию”.
  5. “Золотая коллекция рецептов” Издательство “Просвещение” 2008 г.
  6. Кулинария от А до Я. – Кемеровское кн. изд-во, 1992.
  7. Леонтьев А. Н.. “Детская Энциклопедия”. Москва, 1960 г.
  8. Линде Г. “Приятного аппетита” М, 1977.
  9. “Любимые рецепты” Издательство “Просвещение” 2007 г.
  10. М. АСТ – ПРЕСС КНИГА, “Русская кухня. 1000 любимых рецептов”. 2005 г.
  11. Опарин А.И. Книга о вкусной и здоровой пище. – М.: Пищевая промышленность, 1965.
  12. Соколова Д., Шишкина Е. “300 рецептов. Праздничный стол”. 2006 г.
  13. Сухова Н., Ярцев В. Книга для девочек. – Новосибирск: Детская литература, 1998.
  14. Энциклопедия для маленьких принцесс. – СПб.: Золотой Век, 1995.