Класс Паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука-крестовика. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели и задачи урока

Образовательные:

  • Формирование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности паука - крестовика в связи с поземно - воздушной средой обитания.

Воспитательные:

  • Воспитание наблюдательности.
  • Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
  • Воспитание культуры труда.

Развивающие:

  • Развивать когнитивные процессы учащихся.
  • Развивать понятия "взаимосвязь строения и функции", "приспособленность строения организма к образу жизни".
  • Умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

Оборудование

  • Таблица "Тип членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик".
  • Видеофильм "Класс Паукообразные".
  • Таблица "Тип членистоногие. Класс ракообразные. Речной рак".
  • Мультимедиа. Презентация
  • Телевизор.
  • Видеомагнитофон.

План урока

I. Организация урока.

Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, учебных принадлежностей у учащихся.

Сообщение содержания урока.

II. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.

Программированный опрос учащихся по теме: "Тип членистоногие. Класс Ракообразные"

Установите соответствие определений и терминов.

I вариант

  1. Органы выделения рака речного
  2. Место обитания рака речного.
  3. Органы чувств речного рака.
  4. Отделы тела ракообразных.
  5. Представители ракообразных.
  6. Пищеварительная система рака.

А -креветка, Б -водоемы,

В - рот, Г - желудок, Д - головогрудь, Е - брюшко,

Ж - зеленые железы, З - усики, И -  глаза.

II вариант

  1. Органы защиты речного рака.
  2. Смена наружных покровов речного рака.
  3. Представители ракообразных.
  4. Покровы тела речного рака.
  5. Органы дыхания речного рака.
  6. Органы, расположенные на брюшке речного рака.

А-линька, Б- клешни,

В - мокрица, Г- жабры, Д - хитин, Е - циклоп,

Ж - хвостовой плавник, З - брюшные ножки.

Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через проектор, подготовленного учителем с помощью мультимедиа (слайд 1).

№ вопроса 1 2 3 4 5 6
I вариант Ж Б З, И Д, Е А В, Г
II вариант Б А В Д Г Ж, З

III. Изучение нового материала.

Скажите, с каким типом животных мы начали с вами знакомство?

Назовите характерные признаки типа членистоногие.

Мы продолжаем знакомство с типом членистоногие. Обратите свое внимание на экран. Предлагаю вам отгадать загадки. Кто это? (слайд 2).

Не по рыбам, а сети расставляет? (паук)

На полке в уголочке, висит сито не руками свито?(паутина)

Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о пауках и паутине

Тема нашего урока: "Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука - крестовика"

Объяснение нового материала сопровождается мультимедиа (слайд 3).

"Фу! Паук!" -вскрикивает человек, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца этого животного. Необъяснимое отвращение испытывает человек, а порой и страх при встрече с пауками. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группой животных ( слайд 4).

Знакомство с представителями паукообразных (презентация учащегося). (слайд 5-8).

Сообщение целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке познакомимся с основными признаками класса паукообразные на примере паука - крестовика.

Латинское название пауков "Арахниды" ("Arachnida"). Откуда же пошло название пауков? (слайд 9).

Легенда рассказывается учителем на фоне медленной музыки.

Известен древнегреческий миф об Арахне - дочери ремесленника, которая обучалась ткачеству у богини Афины. Она стала похваляться искусством ткачихи и даже вызвала саму Афину на состязание. Разгневанная Афина превратила мастерицу в паучиху. Согласно легенде при классификации пауки получили имя Арахниды.

Паук - во многом интересное животное. Каково строение паука? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице. Типичным представителем является паук - крестовик. Почему? (слайд 10)

Среда обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика (слайд 11)

Чтобы уточнить среду обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика обратимся к учебнику. На странице 121 вы найдете ответы на вопросы, которые вам предложены.

Самостоятельная работа с учебником страница 121.

  • Подготовить ответы на вопросы (вопросы лежат на столах детей):
  • Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
  • Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикрепляются? Обратите внимание на чувствительные волоски и ноготки на конечностях.
  • Почему пауков относят к типу членистоногие?
  • Какие органы можно рассмотреть на голове паука? Есть ли у пауков усики? Сколько глаз и какие типы глаз у паука?
  • Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?

Работа с учащимися по вопросам. Оценивание ответов.

Обобщение учителя (рассказ по таблице "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук - крестовик")

Особенности строения паука - крестовика мы с вами охарактеризовали, а теперь изобразим внешнее строение паука в тетради.

Самостоятельная работа в тетрадях страница 25 рис.19. "Схема внешнего строения паука крестовика".

Проверка самостоятельной работы по опорному рисунку (слайд 12).

Рисунок  1

Опираясь на схему сделаем вывод, что:

Пауки - восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, нет усиков.

Назовите черты отличия и черты сходства во внешнем строении рака и паука - крестовика. (слайд 13-14)

II часть изучения нового материала

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Особенности внутреннего строения паука - крестовика по сравнению с речным раком.

Охота и питание паука - крестовика.

Учитель: Пауки выживают там, где другие гибнут - в высокогорьях, пещерах. Почему?

Они могут несколько недель обходиться без пищи.

Существует 2 отличительные черты у пауков:

  1. Они все плетут паутину,
  2. Ядовиты.

Что такое паутина и для чего она нужна? (сообщение учащегося)

Посмотрите на экран. Обратите внимание на то, каким способом паук умерщвляет жертву? (просмотр фильма)

Заполнение схемы в тетрадях учащихся стр. 25 схема 14.

Особенности пищеварительной системы паука - крестовика: (слайд 15)

Рисунок 2

Вывод учащимися: питание начинается вне организма под влиянием яда и слюны. Пауки питаются жидкой, частично переваренной пищей.

Как питается речной рак? В чем отличие пищеварительной системы рака от пищеварительной системы паука?

Среда обитания пауков

Какова среда обитания пауков? Почему? (слайд 16)

Органы дыхания: 1) легкие: мешки, 2) трахеи. Газообмен происходит в них. Дышат кислородом воздуха.

Назовите органы дыхания рака.

Кровеносная система пауков (слайд 17)

Какова кровеносная система рака?

Кровеносная система пауков - незамкнутая, сердце в виде трубки, жидкость - гемолимфа.

Органы выделения пауков (слайд 18)

Назовите органы выделения рака.

У паука органами выделения являются Мальпигиевы сосуды.

Нервная система паука

Какова нервная система рака?

У паука нервная система состоит из: головогрудный узел + нервы.

Репродуктивная система (слайд 19)

У пауков женские половые железы - яичники. Мужские половые железы - семенники.

Самостоятельная работа с учебником.

Как происходит размножение и развитие пауков? Как размножаются раки?

Вывод: для пауков характерен половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение в связи с жизнью на суше, откладка яиц самкой в кокон, сплетенный из паутины, появление паучат весной следующего года.

IV. Итог урока

Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест.

Взаимопроверка работ учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через мультимедиа (слайд 20).

V. Д/з

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка о Д/з (слайд 21).

  • параграф 25, страницы 120 - 124,
  • Сообщение (дополнительная литература) - "5",
  • Задание 2 стр.126 - "4",
  • Задание 4 стр. 126 - "3".

Литература

  1. Биология. Животные. Учебник для 7 класса/В.Н.Константинов, В.С. Кучменко и Н. Пономарёва.- "Вентана - граф", 2005.
  2. Биология. Справочник для учителя. Москва 1995.
  3. Журнал "Биология в школе", №6 Москва "Школа - пресс",1995.
  4. Книга для учителя "Я иду на урок биологии", Москва, 1999.