Цели и задачи урока
Образовательные:
- Формирование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности паука - крестовика в связи с поземно - воздушной средой обитания.
Воспитательные:
- Воспитание наблюдательности.
- Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
- Воспитание культуры труда.
Развивающие:
- Развивать когнитивные процессы учащихся.
- Развивать понятия "взаимосвязь строения и функции", "приспособленность строения организма к образу жизни".
- Умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.
Оборудование
- Таблица "Тип членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик".
- Видеофильм "Класс Паукообразные".
- Таблица "Тип членистоногие. Класс ракообразные. Речной рак".
- Мультимедиа. Презентация
- Телевизор.
- Видеомагнитофон.
План урока
I. Организация урока.
Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, учебных принадлежностей у учащихся.
Сообщение содержания урока.
II. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
Программированный опрос учащихся по теме: "Тип членистоногие. Класс Ракообразные"
Установите соответствие определений и терминов.
I вариант
А -креветка, Б -водоемы, В - рот, Г - желудок, Д - головогрудь, Е - брюшко, Ж - зеленые железы, З - усики, И - глаза. |
II вариант
А-линька, Б- клешни, В - мокрица, Г- жабры, Д - хитин, Е - циклоп, Ж - хвостовой плавник, З - брюшные ножки. |
Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через проектор, подготовленного учителем с помощью мультимедиа (слайд 1).
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I вариант | Ж | Б | З, И | Д, Е | А | В, Г |
II вариант | Б | А | В | Д | Г | Ж, З |
III. Изучение нового материала.
Скажите, с каким типом животных мы начали с вами знакомство?
Назовите характерные признаки типа членистоногие.
Мы продолжаем знакомство с типом членистоногие. Обратите свое внимание на экран. Предлагаю вам отгадать загадки. Кто это? (слайд 2).
Не по рыбам, а сети расставляет? (паук)
На полке в уголочке, висит сито не руками свито?(паутина)
Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о пауках и паутине
Тема нашего урока: "Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука - крестовика"
Объяснение нового материала сопровождается мультимедиа (слайд 3).
"Фу! Паук!" -вскрикивает человек, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца этого животного. Необъяснимое отвращение испытывает человек, а порой и страх при встрече с пауками. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группой животных ( слайд 4).
Знакомство с представителями паукообразных (презентация учащегося). (слайд 5-8).
Сообщение целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке познакомимся с основными признаками класса паукообразные на примере паука - крестовика.
Латинское название пауков "Арахниды" ("Arachnida"). Откуда же пошло название пауков? (слайд 9).
Легенда рассказывается учителем на фоне медленной музыки.
Известен древнегреческий миф об Арахне - дочери ремесленника, которая обучалась ткачеству у богини Афины. Она стала похваляться искусством ткачихи и даже вызвала саму Афину на состязание. Разгневанная Афина превратила мастерицу в паучиху. Согласно легенде при классификации пауки получили имя Арахниды.
Паук - во многом интересное животное. Каково строение паука? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице. Типичным представителем является паук - крестовик. Почему? (слайд 10)
Среда обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика (слайд 11)
Чтобы уточнить среду обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика обратимся к учебнику. На странице 121 вы найдете ответы на вопросы, которые вам предложены.
Самостоятельная работа с учебником страница 121.
- Подготовить ответы на вопросы (вопросы лежат на столах детей):
- Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
- Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикрепляются? Обратите внимание на чувствительные волоски и ноготки на конечностях.
- Почему пауков относят к типу членистоногие?
- Какие органы можно рассмотреть на голове паука? Есть ли у пауков усики? Сколько глаз и какие типы глаз у паука?
- Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?
Работа с учащимися по вопросам. Оценивание ответов.
Обобщение учителя (рассказ по таблице "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук - крестовик")
Особенности строения паука - крестовика мы с вами охарактеризовали, а теперь изобразим внешнее строение паука в тетради.
Самостоятельная работа в тетрадях страница 25 рис.19. "Схема внешнего строения паука крестовика".
Проверка самостоятельной работы по опорному рисунку (слайд 12).
Рисунок 1
Опираясь на схему сделаем вывод, что:
Пауки - восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, нет усиков.
Назовите черты отличия и черты сходства во внешнем строении рака и паука - крестовика. (слайд 13-14)
II часть изучения нового материала
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Особенности внутреннего строения паука - крестовика по сравнению с речным раком.
Охота и питание паука - крестовика.
Учитель: Пауки выживают там, где другие гибнут - в высокогорьях, пещерах. Почему?
Они могут несколько недель обходиться без пищи.
Существует 2 отличительные черты у пауков:
- Они все плетут паутину,
- Ядовиты.
Что такое паутина и для чего она нужна? (сообщение учащегося)
Посмотрите на экран. Обратите внимание на то, каким способом паук умерщвляет жертву? (просмотр фильма)
Заполнение схемы в тетрадях учащихся стр. 25 схема 14.
Особенности пищеварительной системы паука - крестовика: (слайд 15)
Рисунок 2
Вывод учащимися: питание начинается вне организма под влиянием яда и слюны. Пауки питаются жидкой, частично переваренной пищей.
Как питается речной рак? В чем отличие пищеварительной системы рака от пищеварительной системы паука?
Среда обитания пауков
Какова среда обитания пауков? Почему? (слайд 16)
Органы дыхания: 1) легкие: мешки, 2) трахеи. Газообмен происходит в них. Дышат кислородом воздуха.
Назовите органы дыхания рака.
Кровеносная система пауков (слайд 17)
Какова кровеносная система рака?
Кровеносная система пауков - незамкнутая, сердце в виде трубки, жидкость - гемолимфа.
Органы выделения пауков (слайд 18)
Назовите органы выделения рака.
У паука органами выделения являются Мальпигиевы сосуды.
Нервная система паука
Какова нервная система рака?
У паука нервная система состоит из: головогрудный узел + нервы.
Репродуктивная система (слайд 19)
У пауков женские половые железы - яичники. Мужские половые железы - семенники.
Самостоятельная работа с учебником.
Как происходит размножение и развитие пауков? Как размножаются раки?
Вывод: для пауков характерен половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение в связи с жизнью на суше, откладка яиц самкой в кокон, сплетенный из паутины, появление паучат весной следующего года.
IV. Итог урока
Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест.
Взаимопроверка работ учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через мультимедиа (слайд 20).
V. Д/з
Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка о Д/з (слайд 21).
- параграф 25, страницы 120 - 124,
- Сообщение (дополнительная литература) - "5",
- Задание 2 стр.126 - "4",
- Задание 4 стр. 126 - "3".
Литература
- Биология. Животные. Учебник для 7 класса/В.Н.Константинов, В.С. Кучменко и Н. Пономарёва.- "Вентана - граф", 2005.
- Биология. Справочник для учителя. Москва 1995.
- Журнал "Биология в школе", №6 Москва "Школа - пресс",1995.
- Книга для учителя "Я иду на урок биологии", Москва, 1999.